Истории

«Если вы что-то делаете хорошо, у вас это получится на любом рынке»

Истории
Светлана Зыкова
Светлана Зыкова

Главный редактор RB.RU

Светлана Зыкова

RB.RU запустил серию дискуссий с предпринимателями и инвесторами на площадке Clubhouse. В марте главный редактор RB Светлана Зыкова и консультант по коммуникациям Елена Шушунова пообщались с Алексеем Алексановым, генеральным партнером венчурного фонда Cabra VC. За последние пять лет фонд закрыл около 40 сделок, Cabra VC одной из первых структурировала фонд на платформе AngelList. Публикуем интересные тезисы из беседы.

«Если вы что-то делаете хорошо, у вас это получится на любом рынке»
Присоединиться

Алексей Алексанов

О венчурном фонде


Cabra VC — это уже серия фондов, третий фонд мы с партнерами запустили в ноябре 2020 года. Сначала мы инвестировали в компании на стадии идеи, затем на стадии Seed, в третьем фонде мы фокусируемся на Series А — это стартапы с product-market fit и с выручкой в районе $100 тыс. в месяц и выше. 

Первый фонд в большей степени был ориентирован на Россию, второй — на США, и немного инвестировали в Индию. Текущий фонд сфокусирован на инвестициях в стартапы, работающие на рынке США в сфере customer engagement technologies (технологии вовлечения клиентов). С 2016 года мы проинвестировали более чем в 40 стартапов, в нашем портфеле — Mobalitycs, BrightBox, Welltory, Cashfree, Improvado, TicketsCloud, Petcube и другие компании с фокусом на международном развитии и крупных целевых рынках.

С моими партнерами Владимиром Череповым, Шухратом Ибрагимовым, Григорием Будником и Евгением Затепякиным мы поддерживаем портфельные стартапы нашей экспертизой в развитии бизнеса, финансировании, построении партнерств с корпорациями и M&A с крупными компаниями. Опыт в венчуре делает нас хорошими проводниками для начинающих инвесторов, бизнес-ангелов. 

Мы несколько лет общались с инвестиционной платформой AngelList (США) — выступали в качестве лидирующих синдикаты инвесторов, обсуждали с сотрудниками платформы разработку новых сервисов и помогали им в этом. В том числе, с учетом особенностей инвесторов из России. Третий фонд Cabra VC мы структурировали на AngelList.

 

Об инвестиционном фокусе


В наших планах — каждый год запускать один-два специализированных фонда, посвященных узкой тематике — география, стадия, специальный сектор. Практика показывает и статистика подтверждает, что самую высокую доходность дают специализированные фонды. 

В третий фонд Cabra VC мы собираем стартапы, которые улучшают вовлечение клиентов крупным розничным брендам и другим корпорациям. Именно этот подход позволяет компаниям снижать отток клиентов и увеличивать выручку с текущей клиентской базы. 

Вовлечение клиента, качественная персонализированная поддержка влияют на успехи бизнеса как никогда ранее. Сегодня молодые технологические компании, у которых новые технологии в ДНК, сильно повысили планку обслуживания клиентов и пользовательского опыта. Даже мощные финансовые ресурсы и сильный классический маркетинг не помогают компаниям старой формации удерживать позиции перед такими стартапами. Единственный возможный способ для крупных брендов выдерживать конкуренцию — активно использовать новые технологии уже сегодня. Что мы и предлагаем корпорациям в лице наших портфельных компаний. 

Как я упомянул, в третьем фонде мы инвестируем в компании на Series А, когда продукт и технология уже отработаны и компания начинает масштабирование. Целевой рынок таких компаний — США. 

 

О том, как начать инвестировать в стартапы


В инвестициях в целом и в венчуре в частности важно соблюдать портфельный подход. Не стоит вкладывать все в одну компанию, то есть делать ставку только на нее. Надо вкладывать в 10-20-30 компаний. Это касается как венчурного портфеля, так и акций на бирже. При этом нужно понимать, что на венчур стоит направлять не более 10% своего портфеля активов. 

Начинающему инвестору предстоит во многом разобраться. Если есть базовое финансовое или бизнес-образование — это всегда хорошо. Если нет, могут помочь курсы на Coursera, лекции и статьи от ведущих инвесторов, школы по инвестициям, в том числе, и венчурным. Но и после обучения я бы рекомендовал найти проводника, которому вы бы могли задавать вопросы на практике. Таким проводником может стать более опытный инвестор, который на несколько шагов впереди вас с точки зрения опыта.

При выборе стратегии инвестиций вы столкнетесь с большим разнообразием вариантов. Можете инвестировать в компанию на ранней стадии развития, а можете — на поздней. Выбрать для себя какие-то специфические направления бизнеса, в которых вы большой специалист, или зайти широко. Направления можно комбинировать. 

Важно понимать, что с каждой сделкой надо вырабатывать свой фокус — в будущем это может сильно повысить вероятность и размер дохода.

О либерализации венчура


Большое число инвесторов, которые не так давно начали проявлять интерес к венчуру и делать какие-то первые шаги, столкнулись с тем, что для них, по сути, нет продукта. Через венчурные фонды раньше вкладывались в основном институциональные инвесторы или очень состоятельные частные лица с чеками от $1 млн и выше, реже — от $500 тыс. А поскольку на венчур стоит направлять не более 10% своего инвестпортфеля, заняться инвестированием в стартапы совсем недавно имело смысл людям с общим объемом свободных средств от $5-10 млн. 

С ростом популярности венчурной тематики благодаря большому числу IPO в последние годы интерес появился у более широкой аудитории. 

Бизнес-ангелы с менее крупным капиталом, желающие сделать инвестиции в венчурном классе активов, сталкивались с проблемой создания диверсифицированного портфеля из нескольких стартапов. Получить доступ к хорошим сделкам непросто и велик соблазн влить весь объем средств в первую понравившуюся компанию. Вероятность потерять деньги в таком случае достаточно высокая. 

Ситуация улучшается различными путями, венчур либерализуется — появляются ангельские клубы, группы, которые действуют более разумно и делятся накопленным опытом с начинающими инвесторами. Появляются фонды ранних стадий, финансирующие компании еще до появления коммерческого продукта и выручки. У таких фондов порог входа сильно ниже традиционного $1 млн. На мой взгляд, одно из интересных решений развивает платформа AngelList.

Американскую платформу AngelList создал очень интересный предприниматель-визионер Наваль Равикант из Индии. Несколько лет он последовательно развивал этот продукт для демократизации венчура, и результат впечатляет. За 2020 год через платформу были профинансированы стартапы на сумму $2,6 млрд. Это серьезный объем, при этом инвесторы могут вкладывать и совсем небольшие суммы — $1 тыс. или $5-10 тыс., если их активы еще невелики, но они хотят и протестировать это направление инвестиций и сформировать портфель. 

Важный момент — на AngelList можно попасть в раунды действительно интересных, крутых проектов. Если ты ангел с небольшим чеком без громкого имени и связей, зайти в перспективные компании не так просто, тем более в США. На платформе ты можешь присоединиться к синдикату, который ведет опытный инвестор, и получить доступ к хорошим сделкам. Из существующих на данный момент стартапов-«единорогов» 37% получили финансирование на AngelList.

Для инвесторов из России нет ограничений, необходимо пройти процедуры регистрации, KYC (know your client), иметь статус аккредитованного инвестора в соответствии с требованиями законодательства США. Если для такого статуса не хватает выполнения каких-либо условий, то таким инвесторам на платформе разрешено инвестировать, присоединившись к фонду в качестве LP (limited partner). 

Российские инвесторы — это топ-менеджеры крупных компаний, их годовой доход позволяет накапливать капитал для инвестиций. А также предприниматели, которые продали свой бизнес или у них есть достаточно ликвидных средств.

AngelList запустил структурирование фондов на платформе в 2020 году, и мы были одними из первых, кто запустил такой фонд. Присоединиться к нашему фонду можно с чеком от $100 тыс. Либо можно присоединяться к нашему синдикату или синдикатам других инвесторов.

 

О том, что нужно знать перед запуском стартапа


Во-первых, четко поймите, в чем ваша сила и в чем изъян рынка, на который вы выходите. Важно понимать конкурентный ландшафт, остроту проблемы и объем ключевого рынка. 

Когда вы выходите в любую страну, на любой рынок, вы понимаете, что вы делаете лучше остальных, верите, что у вас это получится везде и что вы не глупее других людей на планете. Это хорошие предпосылки, но недостаточные. Так же важно понимать культуру и менталитет конкретной страны, конкретного рынка, иметь опыт ведения бизнеса там и строить связи. Это либо нарабатывается долгие годы, либо покупается, но при условии, что вы сами начали разбираться в этих нюансах. 

Во-вторых, очень важно для предпринимателя сохранять «свойство неваляшки». То есть у фаундера должно быть очень много энтузиазма, но при этом ему необходимо слышать обратную связь от клиентов, партнеров, сотрудников. Он может падать, но при этом подниматься. 

Ошибки — это нормально. Ненормально делать одно и то же и ждать другого результата. 

Не стоит «переть как танк», не слушая никого, особенно если вы что-то делаете впервые. 

 

О том, как выделить стартап перед инвестором 


Инвесторы получают очень много писем каждый день. Поэтому, чтобы инвестор вас заметил, напоминайте о себе несколько раз, чтобы быть в топе его почтового ящика. Ваши шансы повысятся, если тема письма будет понятной и случится «мэтч» (match) в тематике инвестора, как минимум по географии и по стадии.

 

О качествах предпринимателя


Я не работаю с людьми, которые не обладают предпринимательским мировоззрением, потому что венчур — это про исследование паттернов, поведения, подхода по выбору людей, компаний и рынков. Человек может развить в себе любые качества. Но при этом нужно понимать, в чем твоя суперсила. Если все рванули в инженеры, это не значит, что тебе тоже туда надо. Возможно, твое призвание — это продажи. 

Я за то, чтобы прокачивать свои суперсилы, а не подтягивать «суперслабости». Успех придет, если знать свою силу, перебирать места и способы ее применения. Иногда люди попадают в «тему» и делают капиталы на этом. Иногда на это уходят годы. Но без переборов и тысячи ошибок этого не найти. Ошибайтесь по-разному — и пройдете этот путь быстрее. 



Предстоящие комнаты: https://rb.ru/news/clubhouse-room/

Фото на обложке: Unsplash.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему одни стартапы получают деньги, а другие — нет: инсайты партнера венчурного фонда Cabra VC
  2. 2 Как организовать онлайн-выставку в Clubhouse: личный опыт
  3. 3 Собираем донаты и проводим аукционы: секреты монетизации деятельности в Clubhouse
  4. 4 Spaces vs Clubhouse. Подробно о популярных аудиоплатформах
  5. 5 Facebook и Twitter против Clubhouse: что будет, когда крупнейшие игроки скопируют функционал аудиочатов
Куда идти стартапу в США
Список полезных контактов, предпринимательских сообществ и инвесторов
Получить список