Top.Mail.Ru
Истории

Что такое C2B: преимущества и недостатки модели, примеры

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Модель C2B — одна из интересных бизнес-моделей, которая делает клиента источником ценности для бизнеса. Рассмотрим суть C2B, ее примеры и отличия от других подходов к бизнесу. Также определимся с плюсами и минусами C2B и предложим план создания и развития работы по такой модели.

Что такое C2B: преимущества и недостатки модели, примеры
  1. Истории

Содержание

Суть модели «потребитель-бизнес»

C2B — это модель взаимодействия между клиентом и бизнесом, в ходе которой именно клиент создает ценность для бизнеса. Она переводится с английского как «от клиента к бизнесу« (Customer to Business).

C2B не очень популярная или широко распространенная модель. Она стала известной в последнее время благодаря интернету и доступу к различным методам маркетинга. Теперь клиентам проще связаться с компаниями, и многие формы их взаимодействия создают для бизнеса ценность.

Как работает модель C2B

Процесс C2B можно разделить на несколько этапов.

  • Клиент делает предложение. Например, фрилансер на платформе, подобной Upwork или FL.ru, может сделать бизнесу предложение о выполнении какой-либо работы. 
  • Бизнес оценивает предложение клиента. Бизнесу часто поступает несколько предложений, и он может выбрать то, которое лучше всего подходит по условиям. 
  • Бизнес принимает решение о покупке услуги или продукта. Бизнес оплачивает работу клиента. Иногда в качестве компенсации предлагается альтернатива деньгам, например, бонусы.

Этот процесс подходит для описания многих C2B вариантов. Однако он может не подходить для обратной связи, которая также считается формой C2B, потому что обратная связь обычно не оплачивается.

Различия: C2B vs. другие бизнес модели

C2B — только одна из возможных конфигураций по созданию ценности. Есть еще как минимум 4 других варианта:

  • B2B (Business to Business) — от бизнеса к бизнесу. Это широко распространенная модель, в которой взаимодействуют два бизнеса. Примером может послужить закупка магазином у поставщика товара оптом. От C2B этот вариант отличается тем, что клиент здесь совсем не задействован. 
  • B2G (Business to Government) — от бизнеса государству — также не включает в себя клиента. В этом случае бизнес создает ценность для государства, и любые госзакупки можно считать примером этой модели. 
  • B2C (Business to Customer), от бизнеса клиенту — можно считать самой распространенной моделью. В такой ситуации бизнес продает что-то клиенту. Любой супермаркет использует эту модель, когда продает что-то покупателю. От C2B этот вариант отличается тем, что именно бизнес создает ценность для покупателя, а не наоборот. 
  • C2C (Customer to Customer или клиент клиенту) — отличается от C2B тем, что в этой модели отсутствует бизнес. В таком случае клиенты обмениваются товарами или услугами самостоятельно. Например, если кто-то купил у соседа подержанную машину, перед нами вариант C2C.

Другими словами, C2B сильно отличается от других возможных конфигураций бизнеса. Это уникальная модель, и чтобы лучше ее понять, стоит рассмотреть ее примеры.

Примеры C2B

Существуют две формы C2B, которые имеет смысл рассмотреть. Это обычный C2B и C2B в маркетинге. C2B в маркетинге просто подразумевает, что клиент выполняет маркетинг для бизнеса.


Читайте по теме:

Стартап-дилемма: 4 шага, чтобы построить бизнес-модель

Лидогенерация для бизнеса: кого считать лидом и как привлекать


C2B может принять следующие формы:

  • Фрилансеры. Они считаются формой C2B. Фрилансеры предлагают свои услуги бизнесу, что зачастую происходит через специальные платформы (Upwork, FL.ru, Fiverr). Бизнес выбирает услугу или продукт и платит за них. Это стандартный формат C2B.
  • Стоки. Это платформы для фотографий и картин, на которых бизнес может приобретать продукты творчества покупателей. 
  • Ломбард. Этот пример считается устоявшимся вариантом C2B. Ломбарды существуют давно и покупают у клиентов различные ценности или берут их в залог. Таким же образом работают различные программы по скупке товаров у клиентов. Например, бизнес может скупать у людей старые автомобили и продавать дороже.

C2B в маркетинге, как правило, использует следующие варианты.

  • «Сарафанное радио». Когда людям нравится продукт или услуга, они могут делиться этой информацией со своими знакомыми. В таком случае клиенты явно создают ценность для бизнеса, даже если бизнес не оплачивает эту рекламу.
  • Отзывы на различных платформах помогают бизнесу. Причем можно утверждать, что помогают и положительные, и отрицательные отзывы. Положительный отзыв поможет в продаже, а отрицательный — в улучшении товара или услуги.
  • Реферальные программы. В таком случае, клиент получает какие-то бонусы, если по его совету кто-то другой приобретет услугу или продукт. 
  • Партнерские программы. Партнеры получают вознаграждение за каждого человека, который покупает услугу или продукт по их рекомендации.

Преимущества и недостатки С2В модели

C2B — как в маркетинге, так и вне его — имеет важные преимущества для бизнеса.

  • Тесная работа с клиентами означает, что бизнес лучше понимает их потребности. Это особенно хорошо заметно в маркетинговой C2B, потому что клиенты дают обратную связь компании и привлекают других клиентов, которым действительно интересен продукт или услуга.
  • По той же причине C2B маркетинг очень хорош для создания и поддержания репутации бренда. Он становится более узнаваемым и привлекает больше клиентов. Кроме того, потребители становятся более вовлеченными и участвуют в росте и расширении бренда.
  • Потребители способны привнести новые идеи и представляют свежий взгляд на товар. Это помогает бизнесу развиваться и находить новые подходы, чтобы удовлетворить потребности клиента.
  • C2B маркетинг — это зачастую бесплатная реклама. Некоторые его формы требуют оплаты, но, например, отзывы на различных платформах в интернете или устные рекомендации обычно бесплатны.
  • C2B выгоден для бизнеса, потому что клиенты сами предлагают свои услуги или продукты, в результате чего компании не нужно тратить ресурсы на их поиски.

Для клиента C2B также предлагает некоторые бонусы.

  • Клиент может влиять на бренд, давая компании знать, как он относится к продукту или услуге. Когда бизнес знаком с требованиями потребителя, потребитель с большей вероятностью будет удовлетворен.
  • Клиент может получать деньги и другие виды компенсации при формате C2B.

Однако C2B также имеет недостатки для бизнеса:

  • Неопределенность и риски. Этот недостаток особенно относится к C2B маркетингу. Бизнес не знает, каков отзыв клиента о продукте или услуге. Негативные отзывы могут повредить репутации бренда, даже если они содержат подсказки по улучшению деятельности фирмы. Кроме того, этот недостаток относится к фрилансерам — компании не всегда могут быть уверены в качестве их работы.
  • Неконтролируемость. Клиент отличается от подрядчика тем, что ему труднее дать задание. В некоторых случаях (фриланс, реферальные программы) подробные инструкции потребителю давать можно. Но во многих вариантах C2B (например, отзывы) клиент не получает задания, а поэтому результат может отличаться от того, в чем заинтересован бизнес.
  • Юридические трудности. В некоторых C2B случаях нужно учитывать различные юридические вопросы. Например, нужно заключать договоры с фрилансерами и учитывать вопросы интеллектуальной собственности.

Для клиента основным недостатком можно считать то, что многие варианты C2B, особенно в маркетинге, остаются неоплаченными. Потребители действительно предоставляют бизнесу бесплатную рекламу.


Читайте по теме:

6 правил электронной переписки: как добиться ответа от клиента

Что такое карта эмпатии клиента


Но такие виды C2B можно описать иначе: это помощь другим потенциальным клиентам в выборе товаров и услуг. 

Как создать и развивать работу по модели C2B

C2B — относительно новая модель, поэтому нельзя утверждать, что есть какой-то единый формат ее использования. Но можно указать пару советов, которые помогут создать C2B бизнес:

  • Важно знать рынок C2B. Его нужно изучить, чтобы определить, как именно C2B может выглядеть для вашего конкретного бизнеса. 
  • Нужно использовать платформы C2B. C2B платформы облегчают взаимодействие между бизнесом и потребителем. Есть уже существующие платформы, например, для фрилансеров, фотографов и авторов, которые пишут отзывы. Но компания может создать и собственную платформу.
  • Реферальные и партнерские программы — важная часть C2B. Их можно разрабатывать, используя знания о рынке и адаптировать их под потребности бизнеса.
  • Закон крайне важен. Бизнес обязательно должен соблюдать закон при взаимодействии с потребителем. Помощь специалиста может пригодиться.

C2B — это модель бизнеса, в которой потребитель создает ценность для бизнеса. Примеры C2B разнообразны — от фрилансеров до отзывов о продукте. И хотя у модели есть свои минусы, много предпринимателей заинтересовано в ней и ее маркетинговом варианте.

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что такое UGC и для чего он нужен
  2. 2 Как вести бизнес, если клиенты — тревожные родители
  3. 3 Что такое Growth-маркетинг и для чего он нужен
  4. 4 Как организовать эффективный B2B-маркетинг
  5. 5 Telegram для бизнеса: как создать бизнес-аккаунт и какие возможности открывает
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти