Top.Mail.Ru
Истории

Что такое наценка и как её правильно рассчитать

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Бывший старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Продавец зарабатывает на разнице между ценой закупки и ценой продажи. Согласно Закону о торговле №381-ФЗ от 28.12.2009 года (ст. 8), определить ее можно самостоятельно. От того, насколько грамотно бизнес это сделает, напрямую зависит его процветание.

Итак, разберем, что влияет на наценку и как ее рассчитать.

Что такое наценка и как её правильно рассчитать
  1. Истории

Содержание

Что такое торговая наценка и для чего она нужна?

Наценка — это разница между закупочной ценой товара (для производственных предприятий себестоимостью продукции) (Цз) и ценой продажи потребителю (Цп). Иными словами, это деньги, образованные в результате превышения стоимости продаж над стоимостью вложений. Наценка нужна для того, чтобы окупить затраты и получить прибыль.

Формула для расчета этого показателя в абсолютном выражении выглядит так:

Наценка = Цп - Цз

В таком представлении показатель выражается числом.

Например, цена продажи дивана — 20 тыс. руб., цена его закупки — 16 тыс. руб. Торговая наценка на диван составит 4 тыс. руб.

Для наглядности учета и упрощения анализа предприниматели часто используют данный показатель в относительном выражении. Наценку на товар в процентах рассчитывают по следующей формуле:

Наценка = (Цп - Цз) / Цз × 100%.

В нашем примере наценка составит (20 тыс. - 16 тыс.) / 16 тыс. × 100% = 25%. Это значит, что 25% от вложенных в закупку диванов средств после их продажи вернутся на фирму. Если договор на закупку диванов заключен на сумму 1 млн рублей, то после их продажи прогнозируемая прибыль в виде наценки на товар составит 250 тыс. рублей.

Этот показатель рассчитывается для каждого вида товара, для группы однородных позиций и в целом по предприятию.

Наценка и маржа

Наценка — не то же самое, что маржинальность или маржа.

В абсолютном представлении разницы между этими показателями нет. Для абсолютной маржи работает та же формула:

Маржа = Цп - Цз.

А вот в относительном значении маржа — это совсем другое, она рассчитывается по отношению к цене продажи:

Маржа = (Цп - Цз) / Цп × 100%.

Оба эти показателя необходимы в работе бизнеса. Их используют для определения цены. При этом они выполняют различные функции. Маржа — это часть прибыли, содержащейся в цене. Она отражает рентабельность продаж, в то время как наценка показывает величину надбавки к цене закупки продукта или к его себестоимости.

Наценка может иметь какое угодно значение: 5, 100 или даже 1000%. А вот маржа не может быть выше 100%.

Факторы, влияющие на величину наценки

В формировании цен на товары важную роль играют законы рынка. Существует несколько факторов, которые обязательно надо учитывать.

  1. Состояние сегмента рынка, в котором работает компания. Важны расположенность торговой точки, слои населения, их платежеспособность, величина спроса.
  2. Качество товара и его потребительские свойства.
  3. Цены конкурентов на рынке. Если аналогичная продукция дешевле в других магазинах, покупатель направится туда. Но если изделие или продукт обладает некоторыми уникальными свойствами и пользуется спросом, наценка может доходить до 500% и выше.
  4. Налог, включенный в цену.
  5. Спрос потребителей. Он может зависеть от различных причин, например от сезона. Так, зимой спрос на летнюю одежду существенно снижается, а спрос на подарочные наборы повышается перед праздником.
  6. Акции и скидки. Их проводят для стимулирования покупательской активности и продвижения продукта. В период проведения акций компании снижают цены.
  7. Подача и упаковка. Подача товара дает возможность увеличить цену. Например, помытые овощи или нарезанную колбасу можно продать дороже.
  8. Известность компании. Недавно открывшемуся магазину стоит установить невысокую наценку на товар. Это привлечет покупателя и позволит изучить спрос.
  9. Наличие продукции, наценка на которую регулируется государством: детское питание, лекарственные средства, социальные продукты. При этом цены на некоторые виды объектов торговли регулируются как федеральными, так и региональными правовыми актами.

При расчете важно найти золотую середину. С одной стороны цена товара не должна оказаться завышенной, а с другой она должна обеспечить необходимую прибыль. Слишком низкая наценка на товар приведет к низкому доходу и не позволит бизнесу полноценно развиваться, а высокая — снизит продажи.


Читайте по теме:

Что такое маржа и маржинальность

Что такое емкость рынка, ее расчет и оценка


Способы установки наценки

Варианты математического расчета наценки разработал и описал в Методических рекомендациях для торговых организаций Роскомторг еще в 1996 году. Они охватывают все возможные варианты ситуации на рынке и остаются актуальными.

Итак, наценку устанавливают:

  1. По общему товарообороту единым процентом для всех объектов торговли.
  2. По ассортименту — для каждой группы товаров рассчитывается своя наценка.
  3. По среднему проценту для дорогих и дешевых товаров.
  4. По ассортименту остатков.

При правильном их применении можно добиться хорошего спроса при достаточно высокой доходности продаж.

как посчитать наценку

Фото в тексте: Unsplash

Единый процент

Если фирма торгует однотипными товарами и затраты на их продажу почти одинаковые, то целесообразно применять единый процент наценки для всего ассортимента.

Чтобы посчитать, какой доход получила организация от общего объема продаж (П) за период, надо использовать следующую формулу:

Доход = П × РН / 100, где

РН — расчетная надбавка,

РН — наценка / (наценка + 100).

Доход, рассчитанный данным способом, — это и есть торговая наценка на товар в абсолютном выражении (в рублях) от всего объема продаж в расчетном периоде.

Например: мебельная фирма продала за месяц диваны на сумму 300 тыс. руб. и кресла на сумму 200 тыс. руб. Приказом по предприятию установлена торговая наценка на все виды продукции — 35% от себестоимости.

РН = 35 / (35 + 100) = 26%

Доход (Д), который получила фирма за месяц, равен:

Доход = (300 тыс. + 200 тыс.) × 26 / 100 = 130 тыс. руб.

Разная наценка на разные товары

При неодинаковом спросе на различные товары или при разной платежеспособности целевых покупателей логично установить и разный процент наценки. Например, на брендовую выходную одежду можно установить высокий процент, а на повседневную — более низкий.

При таком способе все товары надо разделить на группы с одинаковой наценкой. Расчетную надбавку надо оценивать для каждой группы отдельно по приведенной выше формуле. Затем каждую расчетную надбавку надо умножать на товарооборот соответствующей группы и складывать.

Не знаешь, с чего начать бизнес? Всё о первых шагах в своём деле рассказываем на платформе «Курс».

Полученную сумму надо разделить на 100. Это достаточно громоздкий способ, но зато точный и эффективный. Он позволяет фирме быстро реагировать на изменения тех или иных рыночных условий.

Пример.

Наценка на диваны — 35%, а на кровати — 40%. Выручка от продажи диванов за месяц составила 200 тыс. руб., а от продажи кроватей — 100 тыс. руб.

РН д = 35 / (100 + 35) = 26%

РН к = 40 / (100 + 40) = 31%

Д = (200 тыс. × 26 + 100 тыс. × 31) / 100 = 83 тыс. руб.

Дорогие и дешевые товары

При торговле похожей или даже одинаковой продукцией, но с различной надбавкой применяется метод среднего процента. Здесь доход рассчитывается по формуле:

Д = Товарооборот × Пр / 100,

Где Пр — средний процент дохода. Чтобы его рассчитать, нужно сложить наценку на остаток товаров прошлого месяца с наценкой на полученный товар и вычесть наценку на возвраты поставщикам в абсолютном выражении. Полученный результат надо разделить на сумму объема продаж и остатка товара на конец месяца и умножить на 100.

Этот способ определения надбавки является простым, потому что основан на данных бухгалтерского учета. Он не совсем точен, но незаменим для розничных торговых фирм.

По ассортименту остатков

Этот способ трудоемкий, потому что требует проводить инвентаризацию в конце каждого месяца. Он также требует ведения учета наценки и расчетной надбавки по каждому наименованию. Определяется простым суммированием наценок на остаток товаров на начало месяца и на полученные товары и вычитанием наценок на выбывшие экземпляры и на остаток товаров в конце месяца.

Такой расчет обеспечивает максимальную точность и подходит для фирм с небольшим товарооборотом. При наличии соответствующих компьютерных программ он может быть использован на различных фирмах.


Читайте по теме:

Почему скидки не всегда работают и как правильно составлять прайс-лист

Рентабельность в бизнесе: что это и как рассчитать


Формулы соответствия наценки и маржи

Маржа и наценка в процентном выражении различаются между собой как по способу расчета, так и по смыслу. Но они неразрывно связаны. Чем более высокая надбавка вкладывается в цену товара, тем больше становится маржа. Зная значение одного из этих показателей, можно вычислить другой. Это особенно важно для расчета величины наценки, которая позволит выйти на необходимую прибыль.

Рассмотрим два возможных случая:

  • Известны: объем продаж (П) и наценка (Н). Надо определить маржу (М). Сначала определяется себестоимость (С) исходя из формулы расчета наценки, представленной выше. С = П / (100 + Н) × 100. Далее рассчитывается маржа: М =(П - С) / П.

Например, объем продаж — 500 тыс. руб., с наценкой на товар 60%. С = 500 тыс. / (100 + 60) × 100 = 312,5 тыс. руб., М =(500 тыс. - 312,5 тыс.) / 500 тыс. × 100 = 37,5%.

  • Известны: объем продаж и маржа в процентах. Требуется определить наценку. Как и в первом случае вначале рассчитывается себестоимость по формуле С = П × (100 - М) × 100, а затем — наценка. Н = (П - С) / С. Пример: С = 500 тыс. × (100 - 37,5) / 100 = 312 500, Н =(500 тыс. - 312,5 тыс.) / 312,5 тыс. × 100 = 60%.

Расчет в Excel

Расчет этих данных удобно реализовать в таблицах Excel. Механизм Excel также позволит легко прослеживать динамику изменения этих показателей во времени. Используя процентный формат для ячеек, содержащих значения для маржи и наценки, формулы соответствия между ними можно привести к следующему виду:

М, % = (П - П /(1 + Н, %)) / П

Н, % = (П - (П - П × М, %)) / (П - П × М %)

Если значение объема продаж поместить в ячейку А2, а наценку в процентах — в ячейку В2, то для расчета маржи в ячейку С2 надо ввести формулу:

= (А2 - А2 / (1 + В2)) / А2

Если же в ячейку С2 поместить уже известное значение маржи в процентах, то формулу для расчета надбавки можно ввести в ячейку В2:

= (А2 - (А2 - А2 × С2)) / (А2 - А2 × С2)

Средние показатели наценок на товар

За многие годы на рынке сложились средние показатели наценок на разные виды продукции для населения. Например, наценка на одежду колеблется в пределах 40–105%, на хозяйственные товары — 30–55%, на косметику — 25–75% и так далее.

При расчете надбавки для своих объектов торговли компания, конечно, должна знать и учитывать эти величины. Но в конечном итоге лучше провести собственное маркетинговое исследование и выполнить расчеты по своим данным.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше