Top.Mail.Ru
Истории

Как ошибка дизайнера повлияла на выборы в Исландии

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Ошибки в UX могут иметь последствия в реальной жизни — и недавно власти Исландии в этом убедились. В этом году республика выбирает нового президента, и кандидаты впервые могут зарегистрироваться и собирать подписи онлайн.

Как правило, в бюллетене остается не более 9 фамилий, но сейчас на пост президента претендует уже 82 человека. Некоторые из них даже не подозревают, что ведут предвыборную кампанию — они прошли по ссылке, чтобы поддержать кандидата, и нажали не ту кнопку.

Как ошибка дизайнера повлияла на выборы в Исландии
  1. Истории

Чтобы баллотироваться на пост президента Исландии, нужно быть гражданином страны, быть не моложе 35 лет и иметь 1500 подписей.

Впервые в истории Исландии процедуру можно пройти онлайн. Вместо того, чтобы собирать подписи традиционным способом, на бумаге, кандидаты могут попросить сторонников проголосовать по ссылке.

Теперь граждане страны могут своими глазами наблюдать, кто пытается баллотироваться — и желающих на удивление много. На данный момент насчитывается уже 82 человека, в том числе комик, модель и первый в мире человек, которому пересадили обе руки и оба плеча.

Многие из них всерьез претендуют на пост президента, кто-то зарегистрировался в шутку (и это не комик), и по меньшей мере 11 сделали это по ошибке и даже не подозревали, что запустили сбор подписей за свою кандидатуру.

«Я определенно не собираюсь баллотироваться, это произошло случайно» — сказал один из кандидатов журналисту, от души похохотав над новостью.


Читайте по теме:

Дипфейк в новогоднем телешоу вызвал скандал в Исландии

В Норвегии почти все ездят на электромобилях. Почему это проблема для страны?


«Вот умора!» — сказал другой человек, поблагодарив, что ему сообщили о его участии в выборах.

Эта история — любопытный кейс для контент-дизайнера. Как случилось, что столько людей случайно запустили выборную кампанию?

Контент-дизайн может иметь реальные последствия

Оказывается, разгадка крылась в дизайне контента.

Кандидаты отправляли сторонникам ссылку на страницу, где можно было оставить подпись, но вместо этого некоторые случайно регистрировали свою кандидатуру.

Страница называлась «Сбор подписей за кандидатов в президенты» и имела два назначения: регистрировать кандидатов и собирать за них подписи.

В верхней части страницы подробно описаны критерии для регистрации и размещена заметная кнопка «Войти». В нижней части размещен список кандидатов со ссылками, по которым можно их поддержать.

Ux дизайн, интерфейс сайта в первой версии

Первая версия интерфейса. Кнопка для регистрации в качестве кандидата над списком. Скриншот: Anna Andersen / Medium

Переходя на страницу, чтобы поддержать своего кандидата, многие пропускали длинный текст и нажимали большую кнопку «Войти», заполняли анкету и, сами о том не подозревая, попадали в список кандидатов.

Когда эту историю опубликовали новостные ресурсы, в комментариях многие удивлялись: «Что не так с этими людьми? Неужели они не умеют читать? Как они вообще смогут проголосовать?».

Но контент-дизайнер скажет, что это не их вина. В корне проблемы был плохой UX.

Страница служит нескольким целям, но в ней нет четкого разделения на блоки с соответствующей иерархией. Люди делали то, что и всегда: читали по диагонали. Неудивительно, что кто-то из них щелкнул по кнопке «Войти» — это самый заметный призыв к действию на странице. Тем более, что сторонникам требуется подтвердить свою личность, указав электронный ID.

Люди переходили на страницу с этим намерением, видели стену текста и кликали «Войти», логично предполагая, что это первый этап процесса.

Не заставляйте людей слишком много читать или делать — им есть чем заняться

Когда список кандидатов превысил 40 человек, люди начали что-то подозревать. В прошлом выборы никогда не вызывали такой интерес — в бюллетене не было более 9 кандидатов.

После того, как журналисты пообщались с некоторыми из них и стало известно, что они баллотировались по ошибке, проект Digital Iceland (создан министерством финансов Исландии для цифровизации госуслуг) быстро внес изменения на сайте и создал отдельную страницу для сбора подписей.

вторая версия интерфейса сайта

Вторая версия интерфейса. Ссылка для регистрации перенесена под список кандидатов. Скриншот: Anna Andersen / Medium

Теперь посетители сайта сразу видят список кандидатов и ссылки, по которым можно оставить подпись.

На этой странице все еще можно зарегистрироваться, но теперь ссылка располагается в самом низу, и это намного логичнее. В этом году кандидатов в президенты довольно много, но большинство приходят на сайт, чтобы оставить подпись в поддержку. И поэтому страница должна отдавать приоритет этому сценарию использования.

Digital Iceland не только поменяли архитектуру страницы, но и внесли правки в текст.

В первоначальной версии текст «Зарегистрироваться для сбора подписей» и кнопка «Войти» были сгруппированы в одном поле, но все равно выглядели отдельными. Таким образом, можно было пропустить текст и нажать кнопку, предположив, что для подписи в поддержку кандидата сначала нужно войти в систему.

В обновленной версии кнопку «Войти» заменили на ссылку «Запустить сбор подписей», что намного понятнее.


Читайте по теме:

Прокричаться во фьордах, не выходя из дома — новый проект исландских властей

«Эффект Бейонсе»: как турне спровоцировало рост инфляции в Швеции


С тех пор как были внесены эти изменения, список кандидатов продолжал расти. Трудно сказать, кто из них настроен серьезно и сколько кандидатов смогут набрать необходимые подписи. По крайней мере, можно гарантировать, что никто не будет баллотироваться в президенты из-за ошибки в дизайне.

Итак, чему учит эта история?

  • Будьте осторожны с универсальными кнопками.
  • Призыв к действию должен быть ясным и информативным.
  • Не перегружайте людей лишней информацией.
  • Используйте визуальную иерархию и четкие заголовки, чтобы разбить страницу на разделы, которые можно прочесть по диагонали — потому что пользователи именно это и делают.

Источник.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти