Top.Mail.Ru
Истории
From Russia to Silicon Valley

Диана Молдавкая: «Я всегда себя ощущала человеком без границ»

Истории
Ксения Чабаненко
Ксения Чабаненко

основатель агентств А-ТАК и Yoken, ex-VP по коммуникациям Mail.ru Group

Евгения Хрисанфова

Диана Молдавская попала в Калифорнию еще в детстве — приезжала на каникулы вместе с родителями, а потом начала учиться в школе в Купертино.

После Университета Санта-Клары, где Диана изучала маркетинг и международный бизнес, началась ее карьера в технологических компаниях. Она успела побыть стажером в Sun Microsystems Java Software, поработала в ранних Google и «Яндексе», запустила и возглавила платформу онлайн-объявлений OLX на рынке России и СНГ и отвечала за коммерческие вопросы и международное развитие создателя игры Cut the Rope — ZeptoLab.

Со временем Диана поняла, что ей нравится сфера инвестиций — так можно, используя операционный опыт и контакты в индустрии, находить талантливых предпринимателей и помогать им строить бизнес. Дейв Макклюр из 500 Startups предложил ей стать партнером фонда, и она согласилась. А позже присоединилась к китайскому технологическому гиганту Tencent — владельцу WeChat и инвестору Mail.ru Group, где и работает до сих пор.

Диана Молдавкая: «Я всегда себя ощущала человеком без границ»

Rusbase продолжает рассказывать о женщинах из Кремниевой долины.
Читайте истории других героинь на странице специального проекта.

Про переезд в Калифорнию

Я родилась в Москве. В возрасте 14 лет, когда училась в 9 классе, переехала в Купертино. До этого была здесь один раз в 13 лет. Мне дико понравилось, что тут солнце и зимой не надо ходить в школу в десяти куртках по снегу. Когда меня спросили, хочу ли я тут учиться, я сказала: "Yeah! Let’s do it!".

Это был большой культурный шок, потому что Москва и Купертино сильно отличаются. Поступила в школу Monta Vista High School — одну из самых хардкорных школ штата Калифорния и Долины. Она находится напротив кампуса Apple. Это одно из топовых заведений по рейтингам, где очень сильная программа, после которой люди обычно поступают в лучшие университеты как в Калифорнии, так и за ее пределами. И я, не зная того, оказалась в такой школе и думала, что сложно только мне — потому что я приехала из России, посреди учебного года и без родителей.

Родители уже ездили в США по работе. У них тут был офис — они были одной ногой здесь, а другой в Москве. И решили, что будет хорошо, если я буду учиться в Калифорнии, а не продолжать ездить с ними туда-сюда.

Google и «Яндекс»

Я окончила университет в 2001 году. Так получилось, что в марте лопнул Dot-com bubble (Пузырь доткомов) и все компании —  даже те, которые были крупными, успешными и остались в бизнесе — уже не делали никаких офферов.

Начала искать работу в стартапах, которые тогда выжили. Это было очень сложное время, сейчас история с пандемией напоминает мне тот период. Те из нас, у кого оставалась работа, ехали с утра без пробок, а вокруг стояли здания-призраки, на которых было написано "For lease" («Сдается»).

Потом услышала, что Google развивается и растет, набирает людей. Я нашла вакансии, показавшиеся мне интересными, и попросила приятеля, который там уже работал, передать мое резюме.

Так я попала в компанию в 2003 году. Когда пришла, там было чуть больше 800 человек. Очень повезло работать в раннем Google. Было ощущение, что находишься в кампусе университета, потому что вокруг все молодые, энергичные — даже с собаками приходили на работу.

Тогда в Долину на конференции начали приезжать руководители российских компаний и говорить: «Нам не хватает людей с классным американским бизнес-образованием и опытом». Я начала строить свой нетворк и получила предложение от «Яндекса». У них на тот момент было 150 человек в компании, офис находился на пересечении Вавилова и Губкина. Вначале отвечала за продажи крупным стратегическим клиентам. А дальше стала заниматься партнерствами и ростом бизнеса — я была первой, кто начал развивать это направление в «Яндексе». Формировала партнерства с производителями смартфонов и браузерами, чтобы на российском рынке был предустановлен поиск «Яндекса».

Я всегда себя ощущаю человеком без границ. По работе (и одно время по учебе) мне приходилось много летать. Повезло, что то, чем я занимаюсь, всегда можно хотя бы частично делать удаленно.

Игровой стартап ZeptoLab

В 2011 году я уже понимала, что глобально рынок меняется и будущее — за мобильными приложениями. App Store начинал набирать обороты.

Тогда мне предложили присоединиться к ZeptoLab. Основатели находились в Москве, а в команде было меньше 10 человек. Это был очень перспективный стартап — на тот момент несколько десятков миллионов пользователей по всему миру играли в Cut The Rope. Им нужен был человек, который сможет развивать этот бизнес глобально, отвечать за коммерцию, монетизацию. Все это назвали Chief Revenue Officer, и я присоединилась к ребятам в этой должности.

Все время нужно было следить за рынком и искать новые модели монетизации. Например, появились мессенджеры — будут ли внутри игры? С какими рекламными сетями стоит сотрудничать по вопросу монетизации? За три года, которые я этим занималась, мы с 10 человек выросли до 100, и от несколько десятков миллионов загрузок игры Cut The Rope — до более 600 миллионов. Был такой драйв, что забывала иногда и есть, и спать. По работе приходилось летать в Долину по 7 раз в год — партнеры из Apple и Google были уверены, что я здесь живу.

Потом случился 2014 год, Крым. На тот момент я уже 10 лет находилась в Москве, хоть и проводила там все меньше и меньше времени, и достигла поставленных целей для Zeptolab. Тогда поняла, что это подходящий момент вернуться.

Инвестиции

В конце 2014 года я вернулась в Калифорнию. На тот момент у меня уже было предложение от Дейва Макклюра из 500 Startups стать партнером фонда и отвечать за направление Центральной и Восточной Европы, России, СНГ и Израиля. Так что в 2015 году присоединилась к 500 Startups. Моей задачей было как заниматься фандрайзингом для фонда, так и привлекать стартапы из этой географии для инвестиций или, если они еще на совсем ранней стадии, — в акселератор.

Опять пришлось постоянно перемещаться. Я тогда жила в Сан-Франциско, но летала в Европу, в Россию, в страны СНГ. Все уже смеялись: «А ты не пробовала жить и работать хотя бы на одном континенте?».

80% успеха — это просто где-то появиться. Всегда думаю так: «Если я слетаю на встречу или ивент, есть шанс добиться желаемого результата. Если не слетаю – точно ничего не будет».

Через какое-то время поняла, что мне не интересен фандрайзинг. Мне нравится заниматься инвестициями, работать со стартапами, гениальными людьми из разных стран.

Обозначила два сценария, в которых хотела бы работать. Первый — когда я инвестирую свои деньги как ангел и также могу быть эдвайзером для стартапов, фондов, family office. Какое-то время я этим и занималась.

А потом мне предложили присоединиться к Tencent и заниматься международным развитием, стратегическими партнерствами и инвестициями в игровом подразделении. Моя задача — находить перспективные и талантливые команды, а также уже состоявшиеся, успешные игровые компании в Европе, особенно в Восточной Европе, России и СНГ, чем я теперь и занимаюсь.

Tencent — крупнейшая технологическая компания, основана 21 год назад в Китае. Она использует технологии, чтобы обогащать жизнь интернет-пользователей, в том числе социальными платформами и коммуникационными сервисами — например, WeChat, платежными сервисами (WeChat Pay) и играми. Разрабатывает и издает игры, выводит западные игры на китайский рынок, а также инвестирует в игровые компании во всем мире.

Выходите за свои границы

Ничего не бойтесь! Развиваться можно, только когда выходишь из зоны комфорта, потому всегда смотрю, чтобы каждая новая ступень моей карьеры была вызовом и можно было чему-то научиться. Никогда не выбирала должность исходя из денег.

Основной совет тем, кто приехал в Долину — не зацикливайтесь на русской общине. А то получается, что русские инвесторы дают русские деньги русским основателям. Чтобы стать человеком Долины, нужно интегрироваться — будьте открыты к новому и меняйтесь сами.


Отдельное спасибо за помощь в создании проекта PlayMe и Multiways.

Фото: архив героини
Обложка: Unsplash.com / @edusantos

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Инна Друзь: «Тут все живут в быстром темпе, даже дети»
  2. 2 Ксения Чабаненко: «Долина — это про нетворкинг, а делать бизнес можно из любого места, где есть интернет»
  3. 3 Екатерина Аханова: «Русское комьюнити в Долине поддерживает друг друга, этим надо пользоваться»
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти