Top.Mail.Ru
Истории

«Скорее всего, родятся цифровые уродцы»: бизнес — об ограничениях для негосударственных образовательных платформ

Истории
Алина Алещенко
Алина Алещенко

Ex-редактор RB

Алина Алещенко

Недавно EdTech-сообщество всколыхнула новость о том, что по распоряжению президента с 1 января 2023 года для реализации основных образовательных программ будут применяться исключительно государственные информационные системы.

Грозит ли это серьезными последствиями для отечественного EdTech? Своим мнением по поводу решения властей для RB.RU поделились представители российского онлайн-образования и эдтеха.

«Скорее всего, родятся цифровые уродцы»: бизнес — об ограничениях для негосударственных образовательных платформ
Максим Спиридонов
Серийный технологический предприниматель и бизнес-ангел образовательных проектов, основатель образовательного холдинга «Нетология-групп», проектов Digital Dolina, Jump.bio

Выглядит так, что национализация российского эдтеха случится, другого варианта нет. Это вполне понятная реакция на нарастающий объем оцифровки всех образовательных направлений. Кроме того, это в принципе в духе современного российского государства, которое стремится держать под контролем все основные сферы жизни общества.

Безусловно, образование является одной из них. Это важная сфера, в нее стремительно заходят несистемные элементы, которые могут быть, с точки зрения государства, небезопасны. В отсутствие централизованной регуляторики эти элементы могут донести до молодых ребят не то, что хочет воспитать в них власть. 

Полагаю, что в своих решениях российская власть также оглядывается и на опыт других стран. Причем во многом основным примером для нас является не Запад, а Восток. А в Китае национализация эдтеха проходит опережающими темпами. Это стало если не триггером, подтолкнувшим Россию, то дополнительным фактором, из-за которого власть решила: за эдтех надо браться. 

Те же «Нетология», «Фоксфорд», Skyeng и другие проекты, доказавшие свою состоятельность на коммерческом рынке образования, могли бы сотрудничать с государством и создавать совместные решения.

Если же государство пойдет по пути самостоятельного развития инструментов, без привлечения специалистов из отрасли, то, скорее всего, родятся цифровые уродцы, с которыми будут вынуждены работать учителя, потому что их заставят. 

Если государство выберет путь сотрудничества с создателями уже существующих на рынке решений, это может поспособствовать ещё более бурному развитию российского эдтеха. Если нет — у российского эдтеха не будет возможности продолжать работать в сегменте общего среднего образования в колледжах и школах.

Конечно, это закроет определенные возможности: к примеру, могут исчезнуть программы экстерната в коммерческих онлайн-школах. Но, если дополнительных ограничений вводиться не будет, по сегменту это ударит не так сильно. Всё же основные деньги в российском школьном эдтехе сейчас находятся в области дополнительного, а не общего среднего образования. 

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

 

Аркадий Итенберг
Сооснователь платформы с онлайн-курсами по подготовке к ЕГЭ «Турбоподготовка»

Пока не совсем понятно, какого сегмента эдтеха коснутся запреты и ограничения из поручения: только инфраструктурных решений, которые обеспечивают коммуникацию в образовательном процессе, или же любых контентных проектов дополнительного образования, ориентированных на детей.

Остается только ждать конкретики и деталей, которые бы описали четкие границы зон потенциальных запретов и изменений.

Текущие формулировки не дают этого понимания, а значит, потенциально под угрозой почти все игроки рынка, работающие с аудиторией школьников.

К сожалению, пандемия и экстренный переход на удаленку создали у многих учителей болезненный опыт быстрого и вынужденного погружения в разные цифровые инструменты обучения. А некоторые компании и вовсе усиливали этот негативный эффект. Некоторая стандартизация инструментов, на мой взгляд, упростила бы работу учителей на короткой дистанции.

Однако ключевой момент в том, что при отсутствии конкуренции (а при использовании исключительно государственных инструментов конкуренции, видимо, не будет), будут отсутствовать механизмы, мотивирующие делать эти инструменты учителей удобнее, быстрее, стабильнее, лучше. В итоге на длинной дистанции конечный пользователь проиграет.

 

Ольга Хасякова
Генеральный директор домашней школы «ИнтернетУрок»

Пока не вижу поводов для беспокойства — по крайней мере, текущей информации недостаточно, чтобы делать какие-либо другие выводы.

В первом абзаце поручения речь идет о «применении исключительно государственных информационных систем (ресурсов)». Во втором — «о порядке лицензирования электронных образовательных ресурсов».

Это два разных понятия, но при этом многие СМИ и публичные персоны успели интерпретировать их по-своему. Например, кто-то написал о том, что президент вообще запретил любые негосударственные платформы для реализации основных образовательных платформ. 

Подозреваю, дела обстоят следующим образом. К информационным системам можно отнести скорее видеоплатформы, как Skype или многострадальный Zoom — все мы слышали о его проблемах с безопасностью, из-за которых от его использования отказывались крупные корпорации. 

А вот электронные образовательные ресурсы — это и «ИнтернетУрок», и «Учи.ру», и «ЯКласс», и другие. И поручения Владимира Путина предписывают Министерству просвещения установить «порядок экспертизы содержания и лицензирования» их деятельности. В текущем законодательстве не урегулированы критерии лицензирования электронных образовательных ресурсов, и мы уже давно говорим об этой проблеме 

Наш ресурс в числе других крупных образовательных платформ уже был рекомендован Министерством просвещения в 2020 году во время изоляции. Когда будут опубликованы новые положения, мы их изучим и, если потребуется, пройдем необходимую экспертизу.

Для нас не является новостью, что мы работаем в области стратегических интересов государства — образование школьников, разумеется, таким является. При этом мы надеемся на широкое обсуждение методов отбора рекомендованных платформ — это в интересах всех игроков рынка.

 

Александр Павлычев
Сооснователь видеоплатформы для edtech-проектов Kinescope

Госрегулирование цифровой среды — общемировой, а не только российский тренд. Было вполне ожидаемым, что этот вопрос затронет и сферу образования, особенно с резким ростом эдтеха во время пандемии. 

Все мы видели, как в самом начале неподготовленные учителя, ученики и родители столкнулись с зоопарком цифровых инструментов, который им пришлось освоить в кратчайшие сроки. Но то был вынужденный шаг. Вполне логично, что за этим должны последовать более системные действия. 

Пока нельзя предугадать, что будет завтра: останется ли эта инициатива всего лишь идеей или всё же превратится в закон, который радикально изменит онлайн-образовательный ландшафт. Однако уже сейчас можно работать с основными рисками.

К примеру, оценить вспомогательные технологии на соответствие текущим и потенциальным требованиям регуляторов. Так, сегодня все больше компаний рассматривают отечественных поставщиков ИТ-решений — даже если пока этого никто не требует, чисто на всякий случай. 

Сейчас 80% нашего клиентского портфеля — представители эдтеха. Именно в сотрудничестве с представителями онлайн-образования мы смогли много чему научиться технологически и вырасти инфраструктурно. Если окажется, что завтра мы не сможем работать с частью наших клиентов из-за госрегулирования, это, безусловно, будет печально.

Но даже при таком сценарии развития событий я вижу сохраняющийся потенциал сегмента дополнительного образования. Ровно как и перспективу работы на других рынках, где потребность в видеотехнологиях только растет.

 

Андрей Сизов
Генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд»

Полагаем, что поручения президента нужно читать вместе с другими нормативными актами про цифровизацию образования.

Из системного анализа можно предположить, что планируется создание государственной информационно-коммуникационной образовательной платформы, при этом поставщиками образовательных сервисов и образовательного контента по-прежнему могут являться любые юридические лица и индивидуальные предприниматели. 

Нововведения заключаются в том, что и сервисы, и контент будут проходить государственную экспертизу, порядок которой правительству предстоит разработать.

«Фоксфорд» с момента создания всегда фокусировался на качестве образовательного продукта, поэтому мы в целом поддерживаем идею экспертизы качества образовательного контента и технологий, хотя понимаем, что влияние на наш бизнес сможем оценить, когда порядок реализации этой идеи будет конкретизирован.

Помимо этого, в фокусе государства проблема защиты персональных данных участников образовательных отношений. Предполагается, что такие данные должны будут обрабатываться и храниться в этой государственной образовательной платформе, интегрированной с порталом «Госуслуг». Такое внимание к защите персональных данных в нынешнее время не вызывает удивления.

 

Антон Сажин
Генеральный директор и основатель образовательной платформы CoreApp

Те, кто шел на рынок детского образования в России, обязаны были учитывать подобные риски.

Тенденция к более жесткому регулированию образовательной сферы наблюдается не только в России и Китае. Это мировой тренд.

Ужесточаются нормы хранения и обработки персональных данных, особенно детских. В ближайшие годы также появятся законы «экологичного» использования данных в интересах бизнеса. Образование всегда было и остается стратегической зоной контроля государства.

Сегодня у наших сервисов крайне однобокое отношение к данным. Такое ощущение, что данные существуют ради выручки. Только очень недальновидное государство будет отдавать контроль над детскими умами в бизнес с таким уровнем ответственности и подходом. 

Мое высказывание выглядит как оправдание действий государства, но это не так. Просто из двух зол я выбираю знакомое. Основная проблема современного российского эдтеха — низкий уровень этики. Это наша «ахиллесова пята».

У государственной системы образования с этикой все в порядке, хотя в технологическом смысле оно отстает лет на десять. Патовая ситуация. Но почему-то у меня есть четкое ощущение, что законопроект о тотальном контроле содержания против полного запрета на ведение бизнеса не такая уж и плохая альтернатива.

 

Александр Желтов
Генеральный директор платформы для онлайн-обучения в зарубежных школах Educate Online

Влияние государства на эдтех набирает обороты не только в России, но и во всем мире: какие-то новые стандарты и программы постоянно внедряются в большинстве стран.

Мы стараемся всегда следить за тем, что происходит на мировом рынке, чтобы быть потенциально готовыми к появлению нового стандарта лицензирования, который коснется нашего проекта. Даже несмотря на то, что школы, с которыми мы сотрудничаем, официально аккредитованы в США, Англии и Канаде. 

Пока кажется, что выполнение поручения в меньшей степени повлияет на работу именно нашего проекта. Все же мы помогаем нашим ученикам получить среднее образование за рубежом.

Что же касается системы образования США, там онлайн-школы начали появляться уже с 1997 года, а сейчас более 50% американских школьников изучают дистанционно хотя бы один из предметов. Так, когда наступила пандемия, школы США уже были частично готовы к диджитализации.

Во-первых, из-за меньшей численности классов, во-вторых, из-за того, что школы уже имели опыт взаимодействия с онлайн-платформами и активно делились им с местными образовательными учреждениями. 

Если говорить про их регуляторику, то все довольно просто: все школы США, вне зависимости от формата преподавания (онлайн или офлайн) должны получить аккредитацию: одну от министерства образования штата, другую общую — от Advanc-ED.

Аккредитующие органы проводят проверку школ и их деятельности примерно раз в год. Если школа проходит проверку, она может использовать любые образовательные диджитал-инструменты на своё усмотрение.

Фото на обложке: unsplash.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Выручка топ-100 EdTech-компаний выросла более чем на 20% в первом квартале
  2. 2 Автовебинары: плюсы и минусы онлайн-мероприятия в записи
  3. 3 Профессионал или инфоцыган: как распознать современного торговца «змеиным маслом» и не попасть в ловушку
  4. 4 Машины не восстанут, но вылететь с работы можно: разбираемся, зачем осваивать нейросети
  5. 5 Конкуренция в сфере EdTech: узкопрофильные площадки против мультиплатформ
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти