Истории

Написание фанфиков может научить ребенка ценным навыкам, которые он не получит в школе

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

Исследователи изучили тысячи фанатских рассказов в сети и общение между их авторами. Они обнаружили, что в таком сообществе молодые авторы способны лучше оттачивать свои писательские навыки, чем когда им задают написать сочинение в классе.

Написание фанфиков может научить ребенка ценным навыкам, которые он не получит в школе
Присоединиться

Нора Кей Джемисин является единственным автором, который три года подряд получал престижную премию Хьюго за лучшее фантастическое произведение. Писательница считает, что ее книги привлекают читателей, отчасти потому что когда-то она писала фанфикшн.

Джемисин начала писать фанфики (то есть фанатские произведения по мотивам уже существующих работ), когда училась в магистратуре — для нее это занятие было чем-то вроде психотерапии. «Я была несчастна и одинока, — вспоминает писательница. — У меня не было друзей или какого-то способа снять стресс. Примерно в это время у меня появился интернет и одним из первых сообществ, с которыми я там познакомилась, было сообщество фикрайтеров». Общаясь с другими авторами и создавая собственные истории по Dragon Ball Z (и не только), Джемисин нашла друзей, получила отзывы о своих работах и, как она говорит, «стряхнула паутину со своих писательских способностей, которыми не пользовалась со времен колледжа».

Написание фанфиков помогло ей отточить умение удерживать интерес читателя. «У фанатских произведений есть характерная черта: они всегда цепляют внимание, потому что в них показан мир, фанатом которого ты уже являешься, — объясняет Джемисин. — Тебе обязательно будет интересно. Задача автора — сделать так, чтобы люди не могли оторваться от твоего произведения не только потому, что его действие разворачивается в их любимом мире, а потому что вы рассказываете интересную историю». Джемисин до сих пор пишет фанфики — для нее это способ попробовать себя в новых жанрах и приемах (например, написать что-то от второго лица — этот прием она использовала в своей трилогии «Разрушенная Земля», которая принесла ей три премии Хьюго).

Для сообщества фикрайтеров вполне нормально получать новые навыки подобным образом. В нем можно найти авторов самого разного возраста и уровня владения языком — от новичков, еще оттачивающих свои навыки грамматики, до взрослых писателей-профессионалов вроде Джемисин. Все эти авторы учатся писать и обучают других писательскому мастерству.

Если в школе новость о том, что нужно написать сочинение, вызывает недовольство, то здешние авторы только рады что-нибудь сочинить — а все потому, что их произведения всегда основаны на книге, сериале, фильме или игре, которую они любят. «Очевидно, что если у вас есть искренний интерес и личная связь с темой, которую вы изучаете, то вы будете стараться усерднее и добьетесь лучших результатов», — считает Кэти Дэвис, профессор из Информационной школы в Университете штата Вашингтон.

Фото: Unsplash

Дэвис и ее коллега Сесилия Арагон несколько месяцев изучали сайты с фанфиками и поделились своими наблюдениями в книге «Писатели Тайного Сада». Они выдвинули теорию, что авторы на этих сайтах учат друг друга писать с помощью системы коллективного обучения, которую Арагон и Дэвис называют «распределенным менторством».

Авторы фанфиков иногда находят себе менторов, но исследователи утверждают, что гораздо чаще творчество рецензирует все сообщество. Авторы получают отзывы о своей работе (иногда у одного рассказа их могут быть тысячи) и общаются с читателями в комментариях, где те обсуждают разные подходы к образам героев. При этом участники сообщества могут свободно меняться ролями учителя и ученика в зависимости от того, в какой области они сильнее или слабее.

В своем исследовании Арагон и Дэвис заметили, что большинство отзывов к фанфикам преимущественно положительные. Из 4500 отзывов на fanfiction.net всего 1% был «неконструктивно-негативным» (например: «Никогда бы не подумал, что человек может написать такое дерьмо»).

Тэмсин Мьюир, писательница из Новой Зеландии и автор романа «Гидеон Девятый», вспоминает, что отзывы к ее ранним фанфикам почти всегда были положительными. «Вам не нужно особенно стараться, чтобы получить много позитивного фидбэка, — говорит она. Лишь однажды она услышала в свой адрес реальную критику. — Кто-то написал: “История хороша, но ощущается шаблонной. Мне кажется, рассказ получился очень банальным”. Я очень разозлилась, потому что в первый раз получила конструктивную критику». Позже выяснилось, что отзыв написал ее брат — он признался в этом, когда заметил, что сестра весь день из-за этого бесится. Он просто хотел, чтобы сестра не расслаблялась на писательском поприще.

Положительные отзывы мотивируют начинающих писателей продолжать свое творчество. При этом многие рады конструктивной критике. Зачастую авторы отзыва помещают свои критические замечания в «сэндвич из комплиментов» — то есть негативную часть отзыва прячут между хвалебными словами, чтобы смягчить общий тон критики.

Арагон и Дэвис заметили, что коллективное обучение на сайтах фанфиков улучшает словарный запас авторов. Проанализировав 61,5 миллиарда слов в выложенных произведениях и 6 миллиардов слов в отзывах, исследователи обнаружили, что со временем речь пользователей становится разнообразнее и сложнее. С каждым годом словарный запас авторов улучшался после того, как они получали около 650 отзывов о своей работе (средний возраст авторов в этой выборке был меньше 17 лет, так что, возможно, эти наблюдения неактуальны для более взрослых фикрайтеров).

«Фикрайтерство — это одна большая мастерская писателей», — говорит Джемисин.

В отличие от школы здесь никто не ставит вам оценок, но дает конкретные отзывы.

А еще это хобби дает еще кое-что, чего нет в школе: оно учит, как нужно писать для реальных читателей, а не для учителя, который читал сочинения на эту тему миллион раз.

Энни Джеймисон, профессор английского языка из Университета Юты, тоже изучала фанфикшен. Извлеченные уроки она попыталась применить во время работы со студентами и учениками младшего возраста. По словам Джеймисон, фанфикшен помогает заинтересовать детей в писательской деятельности.

«Я прихожу во второй или третий класс и говорю: “Напишите мне рассказ про Minecraft”, — говорит Джеймисон. — А дети приходят в такой восторг, что готовы задержаться на перемене, лишь бы закончить свою историю».

«Авторы, с которыми мы общались в ходе исследования, признали, что написание фанфиков помогло им отточить свои навыки», — пишут Арагон и Дэвис в своей книге. Некоторые писатели сказали, что фикрайтерство научило их тому, о чем они никогда бы не узнали в школе. Арагон и Дэвис считают, что для самообучения полезны не только сайты с фанфиками, но и другие сообщества по интересам, например, DeviantArt, где общаются художники, или Ravelry (сайт для любителей вязания).

Источник.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как видеоигры помогают моей дочери приобретать важные жизненные навыки
  2. 2 «Писать статьи и получать за это деньги – это же работа мечты!». Как я стала копирайтером в 11 лет
  3. 3 Винил, комиксы и го: девять хобби для интеллектуалов
  4. 4 Хотите лучше писать? Вставайте и говорите