30 марта 2018 года в Москве прошла крупная конференция FinTech Russia 2018, одно из важнейших событий в российском финтехе. Организатором мероприятия выступил Rusbase, а интеллектуальным партнером – АФТ.
В этом году основной темой стала работа с потребителем финансовых услуг в новой цифровой экономике. Эксперты разобрали кейсы цифрового настоящего и спрогнозировали будущее финансовых технологий. В программе нашлось место как практическим сценариям, так и мыслям о «новой этике».
Представитель казахстанского Altyn Bank Артем Туленов рассказал о технологиях удаленной верификации клиентов и защите от фрода.
За запись презентаций благодарим нашего партнера — компанию Penxy.
Rusbase выражает благодарность партнерам FinTech Russia: Ассоциации ФинТех, компании Эвотор и «Абсолют страхование».
Презентация с выступления Артема:
Все материалы с конференции доступны по тегу.
В конце выступления спикер ответил на вопросы слушателей.
Какие инструменты вы используете для борьбы с мошенничеством?
Конечно, система – это лишь часть общей архитектуры безопасности. В ходе регистрации мы – помимо тех проверок, которые я уже показал – используем информацию из государственных баз. То есть у каждого гражданина Казахстана есть индивидуальный идентификационный номер, по которому мы можем получить определенную информацию.
Второе – мы проверяем номера телефонов, которые указывают в момент проведения видеоинтервью, путем направления туда одноразового пароля. Мы используем системы мониторинга транзакций. У нас есть подразделение, которое занимается противодействием мошенничеству.
Мы на регулярной основе прибегаем к услугам профессиональных компаний, которые предоставляют услуги по пентестингу, то есть ищут уязвимости в наших системах.
Это такой полный набор всего. Потому что противодействие фроду – это не только операционные риски или дырки в процессах, но и кибер-риски.
Может ли негражданин Казахстана стать клиентом «Алтына» с помощью удаленной идентификации?
Да, может. Не так давно я анализировал нашу клиентскую базу. Конечно, 98% наших клиентов – это граждане Республики Казахстан. Следующими по численности у нас идут граждане Республики Кыргызстан. Есть граждане России, есть филиппинцы, кенийцы, нигерийцы.
Для того, чтобы в Казахстане стать клиентом какого-либо банка, вам нужен индивидуальный идентификационный номер. То есть вы можете приехать в страну, официально там работать и получить этот ИИН. У нас очень много дипломатов, которые пользуются нашими услугами.
Сколько фрода и каков процент невозвратов/просрочки по кредитам?
Я не могу похвастаться знанием абсолютных значений. Но я скажу, что [фрод] находится у нас на очень приемлемом уровне. То есть фактически мы знаем всех наших просрочников в лицо и пофамильно. Потому что их очень мало.
Честно говоря, когда мы только стартовали проект с онлайн-кредитованием, я с ужасом ждал, когда начнутся эти просрочки, и у нас [запустится] вот этот процесс коллекшна. Но этого не происходит.
Риск невозврата, кредитные риски – мы им подвержены, наверно, в равной степени с традиционными банками в нашей стране. То есть уровень NPL у нас не выше, чем в традиционных банках, где этот процесс происходит face-to-face.
Какие данные вы собираете для кредитного скоринга?
Я не буду в деталях раскрывать всех параметров нашего кредитного скоринга. Скажу про основные два, которые стоит упомянуть.
Первое – мы в онлайне запрашиваем у государственного центра выплаты пенсий информацию о пенсионных отчислениях за последние шесть месяцев для клиента, который подает заявку на кредит. И на основании этого высчитываем его официальные доходы.
[Второе] – мы также в онлайне бегаем в кредитное бюро, на основании чего понимаем, кто перед нами. Мы высчитываем долговую нагрузку и понимаем, сколько мы на самом деле можем дать клиенту, учитывая, допустим, что он уже взял заем в каком-то другом банке.
Зачастую качество картинки с веб-камеры оставляет желать лучшего. Как вы решили проблему?
Да. Это как раз те три процента, которые выпадают. Это проблема, потому что со временем мы должны выдавливать всех клиентов в мобайл. Чтобы все регистрации происходили со смартфонов, с устройств, у которых есть камеры лучшего качества. Но, к сожалению, сегодня у нас доля клиентов, которая приходит к нам через веб, еще порядка 60%. И примерно 20 на 20 процентов у нас Android и iOS. Мы стремимся к тому, чтобы клиенты к нам приходили уже через мобильные устройства. Наверное, в перспективе мы будем это как-то стимулировать.
«Народное интервью» и интерактив со спикерами FinTech Russia стали возможны благодаря нашему партнеру — компании WhenSpeak.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter