Истории
Партнеры

Как участвовать в закупках? Инструкция для начинающих

Истории
Полина Есакова
Полина Есакова

Редактор — RB.RU

Наталия Рябцева

Бояться участия в госзакупках не стоит — для многих предпринимателей это шанс развивать бизнес, находить новые каналы для сбыта продукции и расширять список клиентов. RB.ru и Альфа-Банк рассказывают, как участвовать в госзакупках — и выигрывать в них.

Как участвовать в закупках? Инструкция для начинающих

Какими бывают закупки?

  1. Закупки по 44-ФЗ — закупки государственными и муниципальными бюджетными учреждениями. Информация о них публикуется на сайте Единой информационной системы (ЕИС). В этом случае заказчик обязан заранее опубликовать план закупок и отправить извещение. После этого претенденты подают заявки на участие. Победителем станет либо предложивший наиболее низкую цену, либо тот, чьи товары и услуги соответствуют заранее установленным критериям.
  2. Закупки по 223-ФЗ — закупки госкорпораций и госкомпаний, их дочерних структур, естественных монополий. Если бюджетные организации проводят закупки на средства из грантов, через субподряд или из своих средств, то они тоже проходят по 223-ФЗ. Такая форма 223-ФЗ позволяет организациям выбирать ЭТП, сроки закупок и критерии отбора.

Какие существуют площадки для закупок?

Сейчас существует девять ЭТП:

  1. Сбербанк АСТ
  2. Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (ЗаказРФ)
  3. Росэлторг (Единая электронная торговая площадка ЕЭТП)
  4. Национальная электронная площадка
  5. РТС-Тендер
  6. Российский аукционный дом
  7. ТЭК-Торг
  8. ЭТП ГПБ (Газпромбанк)
  9. АСТ ГОЗ

Я хочу участвовать в закупках. Что мне надо сделать заранее?

  1. Проверьте востребованность своей продукции. Это можно сделать на сайте ЕИС с помощью поиска. Так вы оцените общий спрос на конкретный тип товаров и услуг, а заодно узнаете, какие требования предъявляют заказчики — и решите, будет ли для вашего бизнеса выгодным участие в таких закупках.
  2. Чтобы участвовать в торгах, площадки требуют квалифицированную электронную подпись (КЭП). Подписанные ей документы имеют такую же юридическую силу, как бумажные с печатью и подписью. Также вам потребуются носитель электронной подписи и средство криптографической защиты.
  3. Помимо получения КЭП, также потребуется пройти аккредитацию. Для этого необходимо заполнить заявку на ЕИС, указав необходимые сведения и приложив необходимые документы: в частности, выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, учредительные документы участника размещения заказа и другие. После этого, если аккредитация пройдена, информация поступит в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) и вы получите доступ ко всем федеральным площадкам.
  4. Подготовьте необходимую документацию. Для участия в некоторых закупках по 44-ФЗ также может потребоваться подтверждение о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально-ориентированным некоммерческим организациям. Кроме того, в некоторых случаях запрашивают подтверждение квалификации и опыт участия в закупках — чаще всего это относится к дорогим, сложным и высокотехнологичным проектам. Также вам потребуется предоставить подробные сведения о своем товаре и услугах — в некоторых случаях это могут быть патенты, подтверждение страны происхождения и другие сведения.

Как открыть специальный счет участника закупок по 44-ФЗ и для чего он нужен?

Если вы собираетесь участвовать в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, то вам потребуется спецсчет в банке.

Спецсчет — это счет, на котором банк сможет заблокировать или разблокировать сумму по запросу от ЭТП
Ирина Пономарева, руководитель департамента разработки расчетных продуктов корпоративного бизнеса Альфа-Банка

На все средства — в том числе и заблокированные для проведения операций по закупкам — банк начисляет процент. Размер этого процента зависит от договора с банком, поэтому при выборе банка для открытия расчётного счёта стоит обращать внимание и на этот фактор.

С 25 октября 2021 по 31 марта 2022 года в Альфа-Банке действует акция для субъектов малого и микробизнеса — 4% годовых на остаток по спецсчету. Открыть спецсчет в Альфа-Банке можно бесплатно, если у вас уже есть договор на расчетно-кассовое обслуживание. Открытие же спецсчета без РКО проходит по стандартному тарифу.

фото: предоставлено Aльфа-Банк

Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране

Если у вашей компании уже есть расчетный счет в Альфа-Банке, то вы можете открыть спецсчет. Сделать это можно в интернет-банке: потребуется зайти в раздел Сервисы, выбрать из списка Госзакупки, открыть Спецсчет, а затем подтвердить заявку кодом из смс. Или перевести действующий расчетный счет на обслуживание по договору участника закупок по заявлению через интернет-банк.

Как правильно подавать заявку?

Заявка на участие — это пакет документов, которые вам необходимо будет предоставить до истечения указанного в документации срока. Подается она в электронном виде через ЭТП. Чтобы это сделать, надо зайти в личный кабинет на ЭТП, найти закупку по номеру извещения, а затем заполнить заявку и приложить необходимые документы. Часть необходимых документов — например, декларацию о соответствии — система формирует самостоятельно, их надо будет только подтвердить с помощью электронной подписи.

Что делать, если вы победили?

Не забудьте подписать контракт в указанный срок.

Что делать, если вы проиграли?

Во-первых, не отчаиваться. Изучите свою заявку и заявки конкурентов — чего вам не хватило? Качества товара, опыта, наличия лицензии? А если у вас есть подозрения, изучите заявку победителя. Если он постоянно участвует и выигрывает в закупках у одного и того же заказчика, то речь может идти о сговоре — в течение пяти дней вы можете обратиться в ФАС, которая проведет проверку на нарушения.

Как распознать серые закупки?

Недобросовестный заказчик может специально составлять документацию так, чтобы выполнить закупку мог только один, заранее известный ему исполнитель. Среди таких приемов:

  1. Искажение наименований в категориях закупки. Например, в русских словах используются латинские буквы, ключевые слова пишутся с ошибками, вместо точных названий в ход идут обтекаемые синонимы. Или же просто указывается неверный код по ОКПД. Это делается для того, чтобы закупку было сложнее обнаружить.
  2. Манипулирования с документацией. Например, необходимый товар в извещении описан недостаточно точно — нужные характеристики знает только «свой» исполнитель. Или же необходимые сведения «спрятаны» в приложенной документации, текст которой не распознается компьютером.
  3. Крайне сжатые или вовсе невозможные сроки исполнения контракта.

Чтобы бороться с серыми схемами, можно:

  1. Сочетать поиск по ключевым словам и ОКПД
  2. Смотреть за крупными закупками в своем регионе (обычно прячут именно такие)
  3. Подписываться на заказчиков, чтобы не пропускать информацию о закупках
  4. Запрашивать разъяснения документации у заказчика
  5. Обратиться в ФАС.

 

Завести спецсчет

 

Фото на обложке: Andrei_R / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Изменения в госзакупках. Что ожидать бизнесу в 2022 году
  2. 2 Выход вузов в онлайн: что такое OPM и как это изменит российский рынок образования
  3. 3 Цифровизация госуправления: как стартапу зайти на гостех-рынок
  4. 4 Как выполнить госзаказ на ребрендинг: советы и кейсы
  5. 5 Госуслуги в интернете: в чем главные сложности перехода из офлайна в онлайн
ТЕСТ
Проверь себя: какой ты экспортер?
Узнать больше