Top.Mail.Ru
Истории

Как составить бизнес-план производственного предприятия

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Запуск бизнеса, который связан с производством продукции, подразумевает существенные затраты. Начинать изготовление товара без расчета прибыли и затрат крайне рискованно. Для оценки вложений и окупаемости разрабатывается специальная программа. В статье узнаете, зачем нужно создание бизнес-плана и какие существуют стандарты бизнес-планирования.

Как составить бизнес-план производственного предприятия
  1. Истории

Содержание

Зачем нужен бизнес-план предприятия

Его создание требуется для отображения стратегии развития фирмы и оценки возможных рисков.

В документе должны содержаться сведения о:

  • компании или проекте;
  • процессах производства, оказания услуг, реализации товаров;
  • анализе рынка, где будет осуществляться сбыт продукции;
  • основных операциях, которые проводятся предприятием.

Создать бизнес-план нужно, чтобы увидеть перспективы деятельности, предусмотреть возможные риски. Кроме того, он нужен, чтобы получать ссуды, субсидии и привлекать источники инвестирования.

Стоит учесть, что производственный план, в котором присутствуют схемы, графики и расчеты, вызывает у спонсоров больше доверия, чем идея без конкретики.

Каким может быть бизнес-план

Основные виды:

  1. Внутренний. Составляется произвольно и требуется исключительно для применения руководством компании. В нем отражены риски и перспективы проекта.
  2. Для инвесторов. Его задачи — привлекать капитал и искать выгодные способы финансовых вложений.
  3. Для оформления кредитного продукта. В бизнес-плане обязательно должны быть указаны объем инвестиций и срок окупаемости, а также уровень рентабельности и преимущества проекта. Требования к документу у разных банков могут различаться. При подаче заявки в несколько кредитных организаций рекомендуется брать за основу международные стандарты (например, UNIDO).
  4. Для обращения за господдержкой. Составляется с учетом отдельно взятой госпрограммы.
  5. Антикризисный. Применяется, когда предприятие находится в сложном положении (суд, поглощение, банкротство). Этот вид проекта выявляет варианты выхода из кризиса.

Разделы документа

Структура бизнес-плана следующая:

  1. Данные об организации. Указываются адрес фирмы, направление деятельности, преимущества перед конкурентами, принципы и миссия.
  2. Маркетинговый анализ. Отражает информацию об объеме рынка, тенденциях его развития и особенностях. Определяет способы ценообразования, доходность предприятия и его предполагаемый сегмент.
  3. Описание продукции. В этом разделе бизнес-плана нужно подчеркнуть преимущества выпускаемого продукта, рассказать, почему он привлекателен для потребителей. Можно приложить фотографии или образцы товара. Предоставить сведения о патенте, авторских правах, научных исследованиях и о критериях, по которым те или иные данные относятся к коммерческой тайне.
  4. Продажи и продвижение. Объясняется, каким образом будет происходить проникновение компании на рынок. Приводится стратегия развития в 3 направлениях: внутреннем (расширение штата, увеличение объемов), горизонтальном (присоединение другого предприятия, работающего в той же сфере) и вертикальном (покупка новых активов).
  5. Менеджмент и организация. Содержит информацию о правовой форме, организационной структуре, количестве акционеров и менеджеров, штате и банковских реквизитах.
  6. Финансовые показатели. Рассчитываются издержки, себестоимость и расходы на основной и подготовительный периоды. В бизнес-плане нужно предоставлять смету расходов, отчеты о доходах, платежах по кредитам и уплате налогов. Кроме того, следует указать источники финансирования и отразить движение денежных средств.
  7. Инвестиции. Обозначаются суммы, которые требуются или могут потребоваться, цели привлечения средств, сроки и способы их возврата.
  8. Прогнозы. Раздел в бизнес-плане включает показатели финансовых потоков за прошлые периоды и прогноз на будущие. Следует использовать для наглядности таблицы, графики и отчеты.
  9. Резюме. В краткой форме излагаются сведения о юрлице, проекте и обосновании успешности идеи. Если бизнес новый, нужно перечислить потребности рынка и способы их удовлетворения. Для действующего предприятия обозначить цели, планы, точки роста и финансовое положение.
  10. Приложения. Рекомендуется дополнять бизнес-план организации производства маркетинговыми исследованиями, юридическими документами, инфографикой, оценками экспертов, фотографиями. Можно применять дорожную карту, где указаны сроки внесения дополнений и изменений в проект.

Характеристики и анализ ниши

Чтобы понять, насколько товар востребован, анализируют рынок. В этом разделе бизнес-плана содержатся сведения о структуре рынка, его основных тенденциях и результатах исследований.


Читайте по теме:

Что такое бизнес-план и как его составить

Пошаговый план по запуску собственного дела с нуля в 2022 году


Определяющие направления в развитии спроса:

  1. Поляризация. Во время кризиса покупатели отдают предпочтение товарам, которые продаются со скидками или по акциям.
  2. Ориентир на здоровое питание. Потребители стараются приобретать продукты натурального происхождения с низким содержанием сахара.
  3. Увеличение процента онлайн-заказов.
  4. Стремление аудитории экспериментировать со вкусами, пробовать оригинальные сочетания.
  5. Переход на пищу домашнего происхождения. В связи с этим увеличивается спрос (например, на наборы для приготовления шоколада и выпечки).

Анализ ниши в бизнес-плане позволяет определить процент потенциальных клиентов, устанавливать цены, разрабатывать маркетинговую стратегию. Зная тенденции рынка, можно выбрать удачное время для запуска бизнеса и понять, какие препятствия ожидают в будущем.

Описание деятельности и продукции

В этом разделе нужно оценить перспективность идеи, а не просто рассказать о ее сути. Например, предприниматель намерен изготавливать кондитерские изделия (торты, пирожные и печенье). Выпекать как по заказу, так и на продажу. Сначала откроется интернет-магазин, а со временем появятся точки продажи офлайн.

В кондитерском бизнесе риск связан с:

  1. Конкуренцией со стороны крупных производителей и ремесленных фирм. Преодолеть фактор можно, продумав в плане программу лояльности, качественный сервис и широкий ассортимент.
  2. Повышением цен на расходники, сырье, коммунальные услуги. Это приводит к росту издержек. Проблема решается, если оптимизировать процессы и применить энергетически эффективную технику.
  3. Короткими сроками хранения ингредиентов и готовой продукции. Избежать порчи товара можно, если закупить качественные холодильники и работать с поставщиками, которые готовы привозить груз быстро и маленькими партиями.
  4. Жесткими санитарными требованиями.

К опасным факторам относят вероятность увеличения арендных платежей и уменьшение финансовых возможностей потребителей.

В то же время спрос на эту продукцию неизменно растет. Можно расширять ассортимент и находить корпоративных клиентов.

Стратегия привлечения заинтересованной аудитории

Мероприятия, направленные на получение прибыли, называют маркетингом. Для разработки бизнес-плана по привлечению клиентов нужно определить целевых потребителей.

Если речь о кондитерском производстве, это:

  1. Люди до 45 лет со средним доходом. В основном продукцией интересуются женщины, у которых есть дети. Можно подумать над созданием специальной бюджетной линейки товаров для малообеспеченных граждан.
  2. Индивидуальные заказы для мероприятий.
  3. Юрлица (например, кофейни, рестораны).

В разделе бизнес-плана обозначаются меры по увеличению прибыли предприятия:

  1. Разработка страниц и групп в соцсетях. Продвигают их с помощью постов у блогеров и таргетинга.
  2. Создание интернет-магазина. Должны быть «корзина» и каталог товаров.
  3. Контекстная реклама.
  4. Участие в ярмарках и выставках.
  5. Печать визиток, листовок, плакатов.

Следует рассмотреть все варианты продвижения продукции и бренда. Например, предложить потребителям сервис, который отличается от обслуживания у конкурентов. Это могут быть чат поддержки, который работает 24 часа в сутки, или группа в соцсетях, где клиенты задают вопросы.

Бизнес-план развития производства

На начальном этапе важно собрать пакет документов. Для пищевой промышленности понадобится получить разрешения на ведение бизнеса от Санэпиднадзора, Роспотребнадзора, пожарной службы, а также сертификаты соответствия.

Открыть ООО либо ИП. Сделать это можно лично, посетив инспекцию ФНС, либо в электронной форме с помощью портала налоговой или госуслуг.

Кроме того, для ведения бизнеса потребуется счет в банке.

Предприниматель должен подписать договоры со службами вывоза мусора, охранными и клининговыми компаниями и с организациями, которые предоставляют коммунальные услуги.


Читайте по теме:

Эффективная стратегия развития бизнеса: современные способы

Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)


Непременным условием ведения бизнеса считается постановка на учет в Фонде обязательного медицинского страхования, Социальном фонде России.

В техническом разделе плана развития производства 2 части. Первая регламентирует требования к производственному помещению. Обязательные условия: соответствие СанПиНам и ГОСТам, удобство для посетителей, оборудование для выгрузки–погрузки продукции и отдельный вход. Минимальная площадь территории — 100 кв.м.

Аренда площади оформляется на долгосрочной основе.

Помещение должно включать:

  • кладовую для ингредиентов;
  • место для хранения готовой продукции;
  • кондитерский цех;
  • офис;
  • туалет и душевую для сотрудников.

В техчасти бизнес-плана перечислено оборудование.

Для производства кондитерских изделий понадобятся:

  • инструменты,
  • столы для работы,
  • формы для выпечки,
  • техника для замеса теста,
  • шкаф для расстойки,
  • вытяжка,
  • холодильники,
  • конвекционная печь,
  • мойка,
  • хозинвентарь,
  • оборудование для офиса.

Особенности структуры производственных процессов

Бизнес-план включает сведения о работниках со средним доходом и схему управления фирмой. В разделе обозначаются обязанности сотрудников и фиксируется штатное расписание.

Для кондитерского дела это выглядит так:

  1. Управляющий — лицо, руководящее процессами производства. Он взаимодействует с потребителями, поставщиками, контролирующими и госорганами. На нем лежит обязанность отслеживать функциональность корпоративного сайта и распределять бюджет на маркетинговые мероприятия. Должность предусматривает ненормированное рабочее время и вознаграждение, состоящее из оклада и премии.
  2. Сотрудник на аутсорсинге, оказывающий бухгалтерские услуги.
  3. Пекарь-кондитер, который непосредственно изготавливает продукцию. Работает по сменному графику и получает оклад.
  4. Помощник пекаря. Выполняет поручения относительно подготовки технологических процессов. Для него установлены график 2/2 и фиксированное вознаграждение.

Планирование финансовых потоков

Производственный план отражает расходы, которые нужны для запуска бизнеса. В раздел должна быть включена стратегия продаж (например, на 12 месяцев). Приводятся расчеты прибыли с учетом возможных форс-мажоров и издержек.

В финансовый план включаются траты на:

  • услуги специалиста, который собирает и подготавливает документы;
  • ремонт арендованного помещения;
  • изготовление рекламных вывесок;
  • создание сайта и его продвижение;
  • приобретение оборудования;
  • закупку расходных материалов и сырья.

Кроме того, финансовый план должен учитывать расходы на ежемесячной основе:

  • взносы по страховке, отчисляемые в фонды;
  • арендные платежи за оборудование и помещение;
  • вознаграждение персоналу;
  • плату за коммунальное обслуживание;
  • суммы, которые выделяются на маркетинг;
  • средства на приобретение расходников и ингредиентов.

Опираясь на результаты исследования рынка и прогноз прибыли, в бизнес-плане можно вычислить ориентировочный срок окупаемости бизнеса.

Объемы продаж и производства, при которых можно иметь финансовую выгоду, рассчитываются отдельно.

Резюмирование

Раздел в бизнес-плане описывает создание производства в сжатой форме. В нем перечисляются перспективы деятельности, ее выгоды, способы получения прибыли. Нередко именно та часть, где подведены итоги, вызывает интерес инвесторов.

Например, для кондитерской фабрики резюме должно содержать информацию о свободных нишах, расширении рынка и увеличении спроса.

В заключительном разделе бизнес-плана создания производства нужно приводить расчеты, которые подтверждают возможность реализации проекта, окупаемости и получения дохода.

Какие существуют стандарты планирования

Наиболее распространенные нормы:

  1. UNIDO. Разработаны ООН и широко применяются в России. Обязательно указываются рентабельность бизнеса, чистый доход и сроки окупаемости. Излагается информация о гарантиях возврата привлеченного капитала, о рисках и вероятных форс-мажорах.
  2. ЕБРР. Подходит для крупного и среднего предприятия, желающего получить ссуду на 5 млн рублей и более.
  3. BFM Group. Расширенные требования UNIDO с акцентом на предлагаемую продукцию и положение фирмы на рынке. Особое внимание в бизнес-плане уделяется влиянию параметров на прибыль и прогнозу ежемесячных затрат. Производится детальный расчет всех финансовых потоков.
  4. KPMG. В РФ этот стандарт применяется редко. Внимание акцентируется на маркетинге и прибыли. Техническая часть и детали производственного процесса отходят на второй план.
  5. TACIS. Программа была разработана Евросоюзом с целью поддержки рыночных реформ в СНГ. Она во многом повторяет требования UNIDO.

Как подготовить документ по планированию самостоятельно

В США среди компаний распространена практика по созданию бизнес-плана своими силами. В России только последние годы стали учить студентов презентовать идеи и грамотно подготавливать проекты.

Существует более 100 методик, как составить бизнес-план. Главное — проводить качественное маркетинговое исследование и умение персонала трудиться в команде.

5 этапов разработки плана:

  1. Интервью с сотрудниками.
  2. Изучение рынка (анализ бизнеса конкурентов, оценка спроса и предложения).
  3. Проведение расчетов.
  4. Обсуждение черновика.
  5. Внесение поправок.
  6. Утверждение проекта.

Формирование финансовой модели в бизнес-плане возможно с помощью Excel. Для анализа рынка применяются SWOT-анализ и P&L (profits & losts).

Акцентировать внимание при создании документа следует на той аудитории, для которой он разрабатывается. Это могут быть юристы, инвесторы или партнеры.

После самостоятельной подготовки проекта рекомендуется показать его эксперту. Это поможет устранить недочеты.

Что не нужно допускать в плане

Частые ошибки составителей программ:

  • неверное оформление (если проект используется внешне);
  • большой объем информации (максимальное количество страниц – 40);
  • неточные сведения, изложенные в документе;
  • отсутствие анализа фирм-конкурентов;
  • неподтвержденные целевые показатели.

Кроме того, эксперты называют такие ошибки при создании бизнес-плана:

  1. Не прорабатываются 3 сценария — реалистичный, пессимистичный и оптимистичный.
  2. Отсутствует управленческая структура предприятия.
  3. Проект шаблонный.
  4. В процессе работы нет солидарности среди персонала.
  5. Целевая аудитория не анализируется должным образом.
  6. Не все затраты учитываются, риск инфляции игнорируется, дисконтирование финансовых потоков не применяется.
  7. Маркетинговые исследования проводятся поверхностно.

Что лучше — разработать свой план или заказать готовый

Шаблон можно брать за основу при создании проекта. При этом, чтобы вызвать интерес инвесторов к бизнес-плану, предусмотреть выгодные отличия от таковых у конкурирующих фирм.

Брать готовое решение имеет смысл, если оно нужно для отправки в госорганы или банки. Создание предприятия требует наличия собственной программы, учитывающей все характеристики именно этой компании.

Прежде чем начинать дело, нужно продумать и подготовить бизнес-план производства. Можно разработать свой или заказать готовый. Уникальный документ сможет заинтересовать потенциальных спонсоров.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти