Колонки

Пошаговый план по запуску собственного дела с нуля в 2022 году

Колонки
Константин Тютюнов
Константин Тютюнов

Программный директор «Русской Школы Управления»

Екатерина Алипова

Экономическая турбулентность накладывает отпечаток практически на все сферы бизнеса. Но даже в условиях санкционных сложностей можно найти нишу, не критически зависящую от текущих обстоятельств. Это предоставляет предпринимателям новые возможности и поле для маневра.

О тонкостях планирования деловой активности в 2022 году рассказывает программный директор «Русской Школы Управления» Константин Тютюнов.

Пошаговый план по запуску собственного дела с нуля в 2022 году

Последние месяцы сильно поменяли реалии ведения и запуска бизнеса:

  • Во многих отраслях просто нет возможности получить товар, а если добыть его и удается, то по ценам, которые явно не по карману клиентам.
  • Нарушились схемы отправки-получения платежей.
  • Наблюдается заметное снижение покупательской активности.
  • Задерживаются или отсутствуют поставки ключевого оборудования.
  • Сложнее в получении или заметно дороже стали кредиты.
  • Закрылись и продолжают закрываться многие зарубежные компании, которые выступали как покупатели, поставщики и оказывали важные услуги. 

Однако эта ситуация порождает огромное число возможностей для новых бизнесов, которых ранее не было.

Чиновники сейчас называют десятки тысяч позиций товаров и сервисов, которые надо было импортозаместить еще вчера. В этих списках вы увидите, например, черенки для лопат или уже нашумевшие гвозди.

Что важно, те же чиновники готовы в своем регионе дать вам помещение для производства с льготной арендой, кредитом на ремонт, компенсацией до 50% от стоимости оборудования. У них свои KPI, и вы сильно их порадуете запуском нового бизнеса.

Если смотреть шире, то вокруг огромное число ниш, которые слабо зависят от текущей ситуации, они доступны, просто никто не сообразил сделать такой бизнес.

Например, недавно у нас учился предприниматель из Смоленска, который сейчас решает вопрос поставок в 30 стран мира столов для проведения УЗИ у животных. Оказывается, в мире сотни тысяч ветклиник, но почти нет производителей таких столов. Вот и воспользовался предприниматель возможностью.

Сложности текущего периода, по сравнению с самой идеей и перспективностью ниши, в данном случае — незначительный фон. Таких ниш вокруг десятки тысяч, и потенциальных предпринимателей не меньше. Беда в том, что они не встречаются.

Многие хотят делать что-то привычное, рассчитывают на стабильность среды, чтобы без особых усилий (в первую очередь, интеллектуальных) получать доход. Этого не будет. 

Этого не было уже более 20 лет, которые относят к эпохе VUCA-мира — изменчивого, неопределенного, сложного и неоднозначного. И предприниматели — это именно те люди, которые не страдают от свойств этого мира, а наслаждаются ими. Они ищут и видят возможности, и мир их дарит все больше каждый год. 

Если у вас есть идея, возможности и мотивация, то кризисная ситуация становится лишь еще одним фактором, который надо учитывать при планировании. Причем иногда даже не самым значимым.


Читайте также: Как стартапу выжить в период кризиса — выбираем стратегию


 

Как запустить собственный бизнес

Запуск бизнеса — это проект. А точнее — один из сложнейших видов проектов, поскольку он включает множество подпроектов:

  • разработку (выбор) и запуск в работу продукта или услуги,
  • создание и отладку процессов работы,
  • формирование коллектива
  • и многое другое.

Сложность зависит от масштаба создаваемого бизнеса, особенностей отрасли и количества продуктов.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Раскрыть детально все аспекты проекта создания бизнеса в одной статье невозможно. Однако есть неочевидные, но очень важные моменты, которые обязательно должны учитывать начинающие предприниматели.

Разберем их на конкретном примере: возьмем малый бизнес (10-15 сотрудников), который требует определенных инвестиций (5-15 млн рублей). 

 

Требования к идее бизнеса

Вам надо определиться с продуктом и типом вашего бизнеса. Какую ценность вы будете нести во внешнюю среду? Будет ли это услуга или товар, одна позиция или целый ассортимент, уникальная или уже привычная? И тут же возникнет вопрос — вы будет перепродавать созданный кем-то товар или производить?

 

Инвестиционная емкость

Производить значительно сложнее, но тут заложено больше резервов для прибыли, так как вы напрямую создаете большую часть конечной ценности для клиентов.

В то же время производство потребует больше инвестиций, и это создает барьер для новых игроков, а значит уменьшает степень конкуренции. Желательно, чтобы в идее была некоторая инвестиционная емкость, требующая пресловутого первоначального капитала.

Многие предприниматели не хотят заниматься «дешевыми» проектами именно из-за легкости вхождения новых игроков. Здесь часто появляются случайные компании, которые закрываются после некоторого периода потерь, но при этом успевают испортить рынок «суперпредложениями».

Сильная конкуренция не обязательно должна быть стоп-фактором, но это подойдет только тем, кто имеет большие резервы ресурсов и достаточно упорен.

 

Тестирование идеи

Запускать бизнес нужно так, чтобы вы относительно безболезненно могли протестировать идею бизнеса и выйти из него (в случае неудачи) с терпимыми потерями. Например, такими, что у вас останутся средства для запуска новых бизнесов.

Идеально, если вы можете выйти из бизнеса вообще без потерь. Например, вы можете продать готовый бизнес по себестоимости создания или с наценкой за свой труд. Есть предприниматели, которые делают по одной-две таких продаж в год.

 

Возможность масштабирования

В идее бизнеса должна быть заложена возможность масштабироваться, если тест будет удачным. Тут возможно несколько вариантов: 

  1. Начать с одного продукта и расширить ассортимент после удачного запуска первого продукта.
  2. Начать с небольшой партии и потом увеличивать объемы продаж и производства. 
  3. Начать с одного географического рынка и затем выходить в другие города или даже страны.
  4. Начать с одной точки (кафе, магазина, офиса) и потом открывать сеть.

Желательно, чтобы у вас было представление, как вы будете расти и через 5 лет, если идея бизнеса оправдается. Здесь будет полезно немного помечтать. Но сохраняя при этом реалистичность.

Разберем на примере небольшой частной клиники:

В проекте была выбрана ниша, которая показывает возможность понятного роста на десяток лет вперед за счет открытия аналогичных клиник в крупных и средних городах страны. На стратегической сессии партнеры проекта решили, что за первый год будет открыто две клиники в городах с хорошей клиентской базой и относительно низкой конкуренцией. Если эти открытия будут успешны и уложатся в прогнозы доходов и прибыльности, то во второй год будет открыто еще пять-шесть клиник. А далее будет задан темп роста: в 2 раза больше клиник каждый год.

 

Рентабельность

Потенциальная рентабельность должна не просто генерировать достаточно прибыли для вас как создателя, но и надежно позволять привлекать заемные средства.

Если вы ориентируетесь на возможность масштабирования, то рано или поздно окажетесь в благоприятной ситуации для дальнейшего роста, и важно, чтобы у вас были на это средства. 


Читайте также: Кризис-2022 и стартапы: как действовать молодым компаниям и начинающим инвесторам


 

Планирование проекта

При планировании проекта есть два разреза:

  1. сами действия
  2. и необходимые ресурсы для их выполнения. 

Даже небольшому бизнесу требуются сотни действий для запуска. Начинать надо с определения основных этапов:

  1. подбор помещения,
  2. ремонт,
  3. закупка оборудования,
  4. наем персонала,
  5. запуск маркетинга,
  6. запуск деятельности и т. д.

Уже в таком общем виде должно быть понятно, с чего надо стартовать и какие примерные сроки у проекта запуска.

Возможно, тут проявятся и важные ограничения. Например, чтобы успеть к сезону новогодних праздников, подбирать помещение нужно начинать в августе.

Если вы занимаетесь запуском бизнеса впервые, то лучше заранее потренироваться и пройти весь путь по детализации плана до конкретных действий. 

Например, подбор персонала разделится на действия: 

  1. Определить список вакансий.
  2. Оплатить объявления на бирже вакансий.
  3. Отобрать кандидатов.
  4. Провести собеседования.
  5. Договориться об испытательном сроке.
  6. Оформить на работу.
  7. Обучить. 

Действия потребуются для каждой вакансии, но можно их сгруппировать по 2-3 человека по срокам подбора или по должностям. В итоге может получится до пары сотен действий для всего проекта.

Делать более детальный план заранее не стоит. Но план менее 50 элементов, скорее всего, создаст для вас ситуацию запуска бизнеса со множеством забытых действий и неприятных сюрпризов.

Исключением является очень знакомый бизнес, когда необходимые действия вы делаете почти автоматически. Тогда детального планирования не требуется.

В процессе планирования вы уже начнете понимать объем необходимых ресурсов (например, человеческих). Но также вам нужно будет определиться с требованиям к помещениям (для многих типов бизнеса это очень важный ресурс и фактор успеха), оборудованию, материалам и, в конце концов, финансированию.

Имеет смысл для каждого плана составить отдельную таблицу, в которой оставить столбцы не только для плана, но и для отметки факта. И не забудьте, что все виды планов, должны быть хотя бы по ключевым точкам привязаны ко времени.

Кейс с клиникой:

Для принятия решения о запуске проекта были выделены 4 вида расходов: мебель, оборудование и материалы, помещение и ремонт, организационные расходы. На стадии планирования была создана довольно подробная смета открытия: в 4 разделах 104 пункта на 9,5 млн рублей. После открытия была проведена ревизия фактических расходов. Пунктов стало 126, но по сумме обнаружилась экономия на 100 тыс. рублей. Такие цифры показывают довольно качественное планирование финансов на проекте, статьи расходов скорее уточнялись (детализировались), чем появлялись новые неучтенные расходы. 

 

Начало движения

Сделайте первый шаг

Для многих начинающих предпринимателей этап планирования может стать бесконечным. Поэтому важно своевременно начать действовать. Стартом может стать оформление юридического лица или ИП для бизнеса, заключение договора аренды.

В моей практике было очень полезно сделать реальные вложения уже на первом этапе, чтобы дать себе психологического пинка, разжечь мотивацию.

Кейс к клиникой:

После оценки идеи и первичного планирования было принято решение открывать клинику в «чужом» городе. И на 2 недели в этот город отправили менеджера по открытию для более детальное изучения города и поиска помещения. Данная командировка — довольно затратна сама по себе (билеты, проживание, командировочные и з/п менеджера), а значит все партнеры понимают, что стартовый пистолет выстрелил и надо работать над проектом с полной отдачей сил. Иначе будет потеряно не только время, но и заметные деньги. 

 

Делайте работу над ошибками

Даже длительное и детальное планирование не спасет вас от ошибок. Их, конечно, надо оперативно исправлять или компенсировать. Но будет плохо, если ошибки не станут реальными уроками. 

Рекомендую завести журнал ошибок (сбоев, инцидентов) и решений.

Минимум раз в неделю указывайте случившиеся сбои, как решили их в моменте, причины этих ошибок и что сделать, чтобы они не повторились.

Анализ причин и поиск решений для предотвращения как раз и делают ошибки уроками, которые вас развивают и усиливают.

После старта бизнеса на несколько месяцев стоит завести еще один журнал сбоев и решений — для всего коллектива.

 

Не бойтесь вносить изменения в план

Даже если вы составили детальные планы до начала действий, по ходу работы в них придется вносить уточнения. 

Рекомендую проводить еженедельное совещание с ключевыми участниками команды, где будут обсуждаться действия на следующую неделю (вноситься корректировки в базовые планы) и распределяться между исполнителями.

Потом уже в ежедневном режиме будут ставиться задачи перед исполнителями, и даже уточненные планы могут меняться. Но у вас должна быть схема действий на неделю, в которой вы достаточно уверены.

Для этого не забывайте уточнять потребность в ресурсах и их доступность на неделе.

 

Старт функционирования бизнеса

Работающий бизнес — это не просто первый выполненный заказ или обслуженный клиент. Вам еще надо отладить все процессы, выйти на безубыточность и затем на проектную мощность. 

Некоторые считают, что финальной точкой проекта запуска бизнеса является момент окупаемости инвестиций. Но часто для этого требуются годы. И так долго быть в режиме «запуска бизнеса» не получится.

Уже после точки безубыточности, если динамика развития положительная, можно переключиться в режим «текущего управления бизнесом».

В этом режиме бразды правления постепенно переходят к операционным руководителям и сотрудниками, которые будут отвечать за ежедневное обслуживание клиентов в последующие годы. 

Кейс с клиникой:

В клинике передача полномочий от команды открытия к регулярному штату заняла 1,5 месяца. Внешние наставники были у старшей сестры и администраторов, хирургов и у управляющего клиникой. Все они один месяц не только учили персонал, но и помогали с отладкой процессов и решением проблем, и даже сами делали работу, если не хватало компетенций или сотрудников (коллектив все еще формировался). 

Часть команды открытия работали с управляющим дистанционно. В итоге перед плановым отъездом наставника хирургов было принято решение оставить его еще на 2 недели. Ведь хирурги — это основной персонал бизнеса, оставлять их в самостоятельном плавании можно только если есть уверенность в их компетентности и настроен на 200%.

Здесь играет на руку, что есть сильная команда открытия и в смету проекта были заранее заложены затраты на нее. Чаще всего предпринимателям приходится делать это в самостоятельно или даже объединять в своем лице роли менеджера открытия и операционного руководителя. Это тоже рабочий вариант, но со своими потерями и сложностями, которые превышают стоимость работы команды.

Возможны и другие подходы к запуску нового бизнеса и даже «стратегия настоящего предпринимателя», которая звучит как «планирование придумали трусы».

И все же мой опыт запуска почти десятка бизнесов в трех отраслях показал, что подготовка и четкая система управления во время запуска хорошо себя оправдывают. Открытие бизнеса в этом случае проходит значительно спокойнее и с большей вероятностью успеха.

При этом у предпринимателя остается резерв внимания на работу с рисками и даже на поиск новых идей для бизнеса. А по мере отладки системы запуска, накопления ресурсов и формирования команды появляется желание регулярно открывать новые бизнесы и не бояться никаких сложностей.


Читайте также:

Бизнес на товарах, импортированных из Китая. Что нужно знать в 2022 году?

Запускаем бренд одежды — что нужно знать, чтобы занять место ушедших ритейлеров


Фото на обложке: Per Lööv / Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Развить антитоксичность в команде: как повысить вовлеченность и найти источники роста
  2. 2 Почему мы хотим получать обратную связь, но боимся ее давать
  3. 3 Как построить связи в команде и внедрить BI одновременно: техники для менеджеров, аналитиков и руководителей
  4. 4 «Цифровая песочница»: как бизнесу способен помочь собственный инкубатор диджитал-решений
  5. 5 Непростой переход из инсорса в аутсорс: как выйти в рынок и не умереть
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти