Хорошая команда стартапа может построить успешную компанию. Но как собрать такую команду или вырастить из уже существующей? Рассказывает основатель стартапа Appster Иосиф Хамфри.
Создание сильной и эффективной команды людей играет огромную роль в открытии успешного стартапа. Исследование компании CB Insights показало, что 25% стартапов разваливаются именно из-за плохой команды.
А вот что думает об этом Марк Цукерберг:
«Самая важная вещь, которую должен создать предприниматель, это хорошая команда. Именно на ее создание я и трачу все свое время».
Сооснователь акселератора Y Combinator Пол Грэм также предупреждает о том, что построить стартап в одиночку крайне сложно:
«Открытие компании — слишком трудное дело для одного человека. Даже если вы можете все сделать сами, вам все равно нужны коллеги, которые будут предлагать идеи, задавать глупые вопросы и подбадривать вас в случае неудачи… Но не стоит забывать, что очень часто между основателями стартапа возникают конфликты. В 20% стартапов, с которыми мы работали, всегда уходил кто-то из основателей. Большую часть разногласий можно было бы избежать, если бы изначально люди задумывались, с кем они собираются открыть стартап. Люди — самый важный компонент стартапа, так что тут нельзя идти на компромисс».
Итак, коллеги определяют дальнейшую судьбу вашего дела — как же правильно их подобрать и вырастить из них эффективную команду? Вот несколько советов.
Фото: Appster
1. Подавайте пример окружающим
Если вы руководитель стартапа и хотите, чтобы остальные верили в вашу идею и думали, как вы, у вас это получится, только если вы будете подавать хороший пример.
Следующая схема наглядно показывает, как отношение и поведение одного человека влияет на остальных:
Ваше отношение к делу влияет на ваше поведение, а оно, в свою очередь, влияет на отношение и поведение ваших коллег.
Вы должны подавать своей команде правильный пример. То, как вы говорите, действуете и думаете, напрямую влияет на уверенность, преданность и энтузиазм ваших людей.
2. Занятия по тимбилдингу работают, только когда их проводят правильно
Фото: Appster
Мало кто из сотрудников любит занятия по тимбилдингу, но, как выяснили аналитики, они действительно могут оказать положительный эффект на команду, в частности улучшить уровень доверия, координации и коммуникации.
Не нужно заниматься тимбилдингом в неестественных ситуациях. Если вы когда-нибудь говорили своей команде, что в следующие выходные вы всей компанией будете проводить тимбилдинг в лесу, и видели, как люди закатывают глаза, то вы понимаете, что я имею в виду под словами «неестественные ситуации».
Хорошие занятия по тимбилдингу проводятся в нормальной и знакомой обстановке. Волонтерская работа, спортивные состязания, развлекательные поездки, совместные обеды — все это примеры подходящих условий для естественного сплочения команды.
3. Совещания убивают продуктивность
Фото: Appster
Исследование фирмы Atlassian показало, что работники технологических компаний тратят в среднем 30 часов в месяц на то, чтобы сидеть на совещаниях, которые в 50% случаев оказываются совершенно непродуктивными.
Кроме того, выяснилось, что на совещаниях большинство сотрудников обычно думает о чем-то своем или занимается своими делами, а чуть менее половины работников жалуется, что собрания бесполезны и/или проводятся слишком часто.
Разумеется, это не значит, что стартапы вообще не должны проводить совещания. Главное, чтобы они были продуктивными. Прежде чем организовать собрание, задайте себе несколько вопросов и действуйте по следующей схеме:
Еще можно отойти от стандартного скучного формата собраний и устраивать ежедневные короткие встречи длительностью не более 15 минут.
4. Свобода вместо микроменеджмента
Фото: Appster
Традиционно в бизнесе используется микроменеджмент — на верхушке компании всегда есть топ-менеджеры, которые постоянно контролируют подчиненных. Считается, что микроменеджмент должен улучшать эффективность и «надежность» сотрудников.
Но стартапы отличаются от обычного бизнеса, поэтому в них следует использовать другие методы управления.
Как показало исследование, именно независимость и возможность (а не жесткий контроль) оказывают положительное влияние на мотивацию, удовлетворенность работой и продуктивность сотрудников.
Чтобы улучшить производительность сотрудников и их степень удовлетворенности работой, дайте им свободу в следующих аспектах:
- Время работы. Попробуйте перейти на модель управления, где учитывается только результат работы.
- Методы работы. Пусть сотрудники сами выбирают, как можно выполнить задание.
- Коллеги. Дайте сотрудникам возможность выбирать, с кем им работать. Этот пункт будет трудно реализовать, особенно если у вас маленький стартап.
- Задания. Проводите «творческие дни», во время которых сотрудники смогут сами выбирать, над каким проектом им поработать. У Google есть правило 20% — каждый работник компании имеет право тратить 20% своей рабочей недели на сторонние проекты. Благодаря этому правилу появились такие ключевые функции Google, как Gmail и AdSense.
Вам нужно найти золотую середину в плане свободы и контроля. Слишком много или мало свободы может привести к хаосу и погубить ваш бизнес.
5. Сосредоточьтесь на внутренней мотивации
Фото: Appster
Свобода действий заставляет сотрудников полагаться на внутреннюю мотивацию. В отличие от внешней мотивации (например, в лице строгого босса), внутренняя дает им силы и желание работать над проектом.
Социальный психолог Хайди Грант Хэлворсон очень хорошо объяснила, почему руководителям стартапов важно вырабатывать у сотрудников внутреннюю мотивацию:
«Вы хотите, чтобы члены вашей команды видели реальную ценность поставленных целей. Фактически, вам хочется, чтобы эти цели стали их собственными. Как показывают исследования, выполнение личных целей приносит больше удовольствия и мотивирует сильнее. Задачи, которые человек выбрал сам, вызывают у него внутреннюю мотивацию, то есть желание сделать что-либо для самого себя. Когда у людей есть внутренняя мотивация, они становятся более креативными и лучше воспринимают информацию. А еще они лучше работают и стойко переносят испытания. Именно внутренняя мотивация заставляет людей двигаться дальше».
Несколько лет назад компания BNET провела опрос, и обнаружила, что 29% сотрудников считают своей главной мотивацией для работы возможность сделать нечто важное. 25% опрошенных заявили, что для них лучший мотиватор — это деньги, а 17% указали в качестве источника мотивации признание.
Ни один бонус не смотивирует сотрудника лучше, чем личный интерес. Вот какие факторы могут повлиять на мотивацию людей:
- Испытания. Сотрудники сильнее стараются добиться успеха, если перед ними стоят сложные личные цели.
- Любопытство. Внутренняя мотивация и любопытство зависят друг от друга и заставляют людей учиться и исследовать что-то новое.
- Командная работа и соревновательный аспект. В некоторых случаях у людей растет мотивация, если они помогают другим или участвуют в дружеском соревновании.
- Признание. Согласно исследованию компании McKinsey, иногда похвала и признание мотивируют сотрудников сильнее, чем деньги.
6. Используйте метод «целей и ключевых результатов» (ЦКР)
Фото: Appster
Метод ЦКР — это эффективное средство для создания структуры компании или команды.
Эту систему изобрела Intel, но популярность она приобрела благодаря Google. Затем ее подхватили такие компании, как Zynga, Palantir и Square.
Вот как работает этот метод:
- Сначала ставится цель. Например, ускорить время загрузки сайта на 30%, увеличить вовлеченность клиента на 15% и так далее.
- Затем выбирается шкала оценки ключевых результатов. У Google она от 0 до 1,0. Если удалось достичь идеального результата с оценкой в 1,0, значит поставленная цель была недостаточно амбициозной (обычно инженеры Google должны выполнять задачу на 0,6-0,7).
- Выполняйте задачи и вычисляйте все возможные исходы.
Метод ЦКР представляет собой простой процесс, который поощряет всех участников отчитываться о результатах. Многие крупные компании, использующие этот метод (включая Google, Zynga, Palantir и Square) признали, что отслеживание целей и ключевых результатов действительно помогло им увеличить продуктивность.
Материалы по теме:
Руководитель-новичок: 5 советов, как наладить работу с командой
Верный или нервный? Несколько способов повысить лояльность сотрудников в ИТ
Пять популярных заблуждений о том, что должен делать руководитель
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025