Все мы находимся во власти когнитивных искажений — заблуждений, встроенных в человеческий мозг. К сожалению, их влиянию подвержены и организации. На уровне компании когнитивные искажения даже усиливаются, что повышает вероятность, что люди тоже станут их жертвами. Однако грамотный руководитель может обратить внимание на недостатки организации и проработать их.
Привычка избегать неловких сцен на совещаниях
Многим знакома ситуация, когда коллективное решение кажется неверным, но высказывать личное мнение не хочется, чтобы не совершить ошибку. Сотрудники относятся к совещаниям как к мероприятию, которое нужно пережить, сохранив лицо.
Это когнитивное искажение называют боязнь потери. И оно может существовать на уровне целой организации.
Альфред Слоун однажды сказал: «Предлагаю отложить дальнейшее обсуждение этого вопроса до следующей встречи, чтобы дать нам время выработать возражения и, надеюсь, понять, в чем, собственно, заключается суть нашего решения».
Руководители должны организовывать пространство для встреч, где будет естественным высказывать разные мнения, а не сохранять их при себе. В противном случае команда просто не заметит возникающие угрозы и не сможет их обсудить.
Вежливость и стремление к полному единству мнений
Внутри группы люди могут быть слишком вежливы и не станут критиковать даже провальную идею. Но она не перестанет быть таковой. Кроме того, иногда предложения просто непрактичны.
Как отличить дурную идею от возражения, которое было высказано по существу и с благими намерениями? Без конструктивной критики хорошие управленческие решения и инновации просто невозможны. И как убедиться, что сотрудники чувствуют возможность предлагать идеи, которые могут вдохновить или подтолкнуть к изменениям? Попробуйте сыграть в игру.
Предложите каждому, кто предлагает идею, оценить, какая логика за ней стоит, и на чем она строится — на интуиции, предвзятости или данных. Если логика убедительна и основана на реальных наблюдениях или данных, то стоит уделить ей более пристальное внимание.
Хотя, возможно, это и не идеальное решение, но это возможность дать каждому высказаться, при этом не заставляя команду обсуждать каждую идею. Со временем группы должны продемонстрировать, что они ценят логичные идеи.
Предвзятость подтверждения
Даже если выбор приносит негативные результаты, из-за когнитивных искажений мы склонны придерживаться его.
Классический пример из бизнеса — неудачное решение сервиса аренды видеофильмов Blockbuster Video объявить, что он продолжит работать через магазины, несмотря на то, что все больше людей предпочитали получать DVD на дом.
Еще более масштабный пример — военные конфликты, которые не прекращаются, пока одна из сторон не будет побеждена.
Постоянная загруженность руководителя
Благодаря программам для составления календаря, которые позволяют добавлять встречи в расписание, время стало дефицитным ресурсом. Время на обсуждение сокращается, потому что нужно идти на другую встречу.
Практически никто не говорит: «Это действительно важная тема, и я знаю, что у всех нас есть другие встречи, но давайте потратим на нее больше времени».
Дискуссиями всегда пренебрегают.
Это особенно проблематично для высокопоставленных руководителей. Их день расписан: от встреч и поездок до обеда и ужина. У них не так много времени для себя или для размышлений. В результате им редко удается подумать о будущем и о проблемах, с которыми их бизнес может столкнуться. Не позволяйте вашей организации действовать в условиях срочности.
Экономия на исследованиях
Крупные организации быстро урезают статьи расходов, которые не принесут дохода в ближайшей перспективе. Это означает, что бюджет на зондирующие исследования или поиск трендов существенно или полностью сокращается.
Поэтому стоит подумать, прежде чем сокращать расходы. Иначе говоря, без этих усилий невозможно выявить тренды, заслуживающие внимания. Недостатки человеческого мышления в сочетании с организационными проблемами вызывают слепоту на системном уровне и существенно ограничивают возможности компании.
Фото на обложке: G-Stock Studio /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Интернет-маркетинг для малого бизнеса»
- 1 «Газпром» почти вдвое сократит штат центрального аппарата
- 2 Как ставить дедлайны: пошаговое руководство к продуктивности
- 3 Корпоративный ДМС при трудоустройстве — в чем плюсы для сотрудников?
- 4 HRM: что это такое и зачем это нужно? Определение, цели и задачи HRM, роль в успехе организации
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025