Top.Mail.Ru
Истории

Дизайн презентации: как выбрать шрифт, цвет и оформление для слайдов

Истории
Дарья Мызникова
Дарья Мызникова

Ex-редактор направления UGC

Дарья Мызникова

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Хорошая, плохая, продающая. Мастерство презентации 2.0». Мы публикуем отрывок (с сокращениями), где автор Алексей Каптерев рассказывает про секреты оформления презентации.

Дизайн презентации: как выбрать шрифт, цвет и оформление для слайдов

Картинка и текст

Основная проблема со слайдами, на которую аудитория постоянно жалуется, — «слишком много текста». Вопросы, которые мне постоянно задают по этому поводу, звучат обычно так: «Каков баланс между картинкой и текстом? Как максимально сократить текст, но сохранить понятность? Где баланс между подробностью и лаконичностью?»

Я очень хорошо понимаю, откуда эта проблема берется. С одной стороны, начальник говорит: «Вставь еще вот эту цифру», причем это тот же человек, который вчера при всех на собрании говорил, что «должна быть одна мысль на слайд». Как тут быть?

Хочу сразу сказать, что «одна мысль на слайд» — это совершенно недостижимый для многих (и людей, и компаний) идеал. Не потому что слайды перегружены, а потому что даже если на слайдах очень много текста, найти хотя бы одну мысль очень трудно. В значительной части презентаций, которые попадаются мне на глаза, не найдется и одной мысли на всю презентацию, что уж там говорить про каждый слайд.

Если же Мысли нет, то, конечно, на слайде оказывается что угодно, и хорошего дизайна в любом случае не получится. Нельзя сделать дизайн из «каши».

Половина искусства дизайна — это искусство написания заголовков. Заголовок дает нам возможность понять, к какому жанру относится слайд и как его оценивать.

Он же дает намек на то, сколько должно быть на слайде текста.

Количество слайдов и размер шрифта рассчитывается индивидуально, и в этих расчетах имеется слишком много переменных: хронометраж выступления, количество людей в зале (больше людей — меньше текста на слайде, текст крупнее, а значит, больше слайдов), размер и разрешение экрана, расстояние до него. Существуют форматы, которые часто встречаются:

Стань профессиональным дизайнером — большой выбор программ обучения можно найти в каталоге курсов дизайна.
  • презентация в большом зале, как у Стива Джобса для разнородной аудитории, — не более двадцати слов, одно-два предложения на слайде, три-четыре слайда в минуту;
  • презентация стартапа для инвесторов — до десяти предложений на слайде, 10–15 слайдов;
  • отчет ведущей международной консалтинговой компании — очень много текста (у них есть принтеры, печатающие в формате A3, иначе ничего не видно!) и очень много слайдов — и ничего не понятно вообще, но очень впечатляюще выглядит;

Для большого зала, где решение, которое принимает аудитория , — купить или не купить вашу книгу, лучше подходит фрагментация — много простых слайдов. Простые слайды позволяют взять аудиторию в состоянии А и успешно перевести ее в состояние Б через несколько простых шагов, ничего не потеряв по дороге.

На простых слайдах в стиле «Стив Джобс» это сделать просто, мы движемся маленькими шагами. На сложных слайдах — труднее, потому что глаза разбегаются по сложным слайдам в разные стороны. Спикер еще заголовок вслух не дочитал, а кто-то уже вопрос к третьей сноске задает. На простых слайдах каждый шаг логичен, но цельной картинки может не сложиться.

Каждый слайд — законченная история. Невозможно представить, чтобы слово началось на одном слайде, а продолжилось на другом.

Нужен ли на каждом слайде логотип

Для целей внутренней коммуникации — однозначно нет, в этом просто нет никакого смысла. Мы в курсе, в какой организации мы работаем. Никто не забудет, пока вы выступаете. Для клиентских слайдов — скорее всего, тоже нет, клиент тоже знает, откуда он эти слайды получил. Логотипа на первом и последнем слайде будет достаточно.

На конференции, где люди фотографируют слайды — да, возможно, логотип на каждом слайде будет неплохой идеей, особенно если вы представляете малоизвестную компанию.

Выбор цвета

В качестве основного цвета выберите ваш любимый цвет. Я уверен, он у вас есть, как и хорошее объяснение, почему этот цвет вам нравится. Как этот цвет будет влиять на аудиторию? Я думаю, влияние будет статистически несущественным. Куда важнее, как этот цвет будет влиять на вас. На вас он будет вли ять хорошо.

К основному цвету вам потребуется дополнительные цвета — как минимум один, скорее всего — несколько. В какой-то момент для сложного графика может потребоваться много цветов, и поэтому я советую продумать этот момент заранее.

Чтобы подобрать дополнительный цвет, откройте сайт, который помогает составить палитры: например, colorexplorer.com. Нужно зафиксировать один цвет, сайт подберет вам остальные. Есть несколько алгоритмов, попробуйте все. Можете воспользоваться более быстрой альтернативой, вроде coolors.co.

Можно ли сделать фирменный стиль черно-белым? Конечно, и в корпоративном мире есть множество примеров. Из-за отказа от привычного очарования цвета такой стиль выглядит очень «дорого».

Выбор шрифта

Вы можете выбрать один или два шрифта. Второй шрифт может потребоваться для заголовков, но вполне можно обойтись и одним. В любом случае вам нужен шрифт для основного текста — начнем с него. Шрифты делятся на две большие группы — с засечками и без засечек.

Для основного текста вам потребуется шрифт без засечек. На то, что у шрифта нет засечек, будут указывать такие слова в названии шрифта, как Sans, Gothic, Grotesque. Почему без засечек? Дело в том, что разрешения некоторых проекторов и экранов все еще недостаточно, чтобы отображать мелкие элементы. В мелком размере такие шрифты будут представлять трудность для чтения.

Если вы абсолютно уверены, что никогда и ни при каких обстоятельствах вы ничего мелко писать не будете и хотите именно такой шрифт — окей, можете взять шрифт с засечками. У этих шрифтов больше «характера», но многие считают, что они выглядят архаично. Шрифты без засечек вошли в употребление только в конце XIX века и поэтому выглядят современнее. Шрифты с засечками на их фоне, наоборот, смотрятся более консервативно.

Для заголовков можно использовать более-менее любой шрифт, текста там мало, проблема с читаемостью не стоит.

Если вы хотите понять, сочетается ли ваш шрифт для основного текста со шрифтом для заголовков, запомните простое правило: шрифты должны заметно отличаться. Нет никакого смысла использовать вместе Trebuchet и Verdana. Они похожи до смешения, зачем вам это?

Verdana и Constantia — вполне возможно. Могу еще раз порекомендовать fontsinuse.com: введите в поисковую строку ваш основной шрифт и посмотрите, чем его дополняли люди до вас. Если они попали на этот сайт, они были молодцы и сделали неплохую работу.


Фото на обложке: Shutterstock/fizkes

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ценная информация или шум? Сколько времени мы тратим на чтение новостей
  2. 2 Почему мы так часто отвлекаемся и при чем тут смартфон: отрывок из новой книги
  3. 3 Стартаперу на заметку: что должно быть в презентации для инвестора
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти