Top.Mail.Ru
Истории

Нобелевский лауреат объяснил механизм поведенческой экономики на примере с вином

Истории
Алена Сомова
Алена Сомова

Редактор «Историй» и «Переводов»

Алена Сомова

В понедельник Ричард Талер был удостоен Нобелевской премии по экономике за работу в области поведенческой экономики.

Нобелевский лауреат объяснил механизм поведенческой экономики на примере с вином

Поведенческая экономика – это предметная область, изучающая совпадение человеческого поведения и экономических принципов, другими словами, то, почему мы ведем себя в повседневной жизни так же, как с деньгами.

Фото: Дэн Китвуд/Getty Images

Лучше всего основы поведенческой экономики Талер проиллюстрировал в книге «Тонкая зеленая грань: Как супербогатые люди обращаются со своими деньгами». Он задал вопрос автору книги, колумнисту New York Times, Полу Салливану:

В какую сумму вам бы обошлось распитие вина, купленного несколько лет назад за $50, если сейчас его стоимость возросла до $500 за бутылку?

Ответ имеет меньше общего с вином, чем с экономикой.

Фактически это иллюстрация того, как много людей путают два когнитивных отклонения: необратимые затраты и альтернативные затраты.

Необратимые затраты – это деньги, которые вы уже потратили. Они исчезли, и с этим уже ничего не поделать, как бы вы ни старались. Применительно к данной ситуации это $50, которые вы потратили на бутылку вина.

Альтернативные затраты – это издержки упущенной выгоды. В данном случае речь идет о том, чтобы оставить бутылку вина себе вместо того, чтобы продавать ее за $500 или за большие деньги в будущем.

Правильный ответ на вопрос состоит в том, что, выпив вино, вы потратите $500, потому что вы предпочли насладиться его вкусом, а не продавать его.

«Большинство людей говорят, что это ничего не будет им стоить, – объясняет Талер Салливану. – Некоторые люди, которых я ценю, даже говорят, что зарабатывают деньги, распивая это вино, потому что оно обошлось им всего лишь в $50. Это ментальная арифметика».

Салливан продолжает объяснять:

«По всей вероятности, некоторые из тех коллекционеров, которые предпочитают выпить свое вино, с трудом заплатят $500 за ту же бутылку и выпьют это вино за ужином, хотя, выпивая его сегодня, они делают то же самое. Однако они предпочитают думать, что это выгодно, потому что заплатили за бутылку вина $50 несколько лет назад».

Салливан настаивает на том, что люди иррациональны, когда речь идет о деньгах. Мы слишком много покупаем и слишком мало экономим, потому что среднестатистический человек не думает о деньгах так же прагматично, как экономист.

Мы не собираемся в одночасье стать экономистами или абсолютно рациональными существами, если на то пошло, но информация о когнитивных отклонениях, которые влияют на наши финансовые решения, может помочь оптимизировать затраты в будущем.


Источник


Материалы по теме:

Хотите выиграть Нобелевскую премию? Найдите себе художественное увлечение 

Нобелевскую премию по литературе получила Светлана Алексиевич

Нобелевская премия по медицине присуждена за борьбу с паразитами и малярией


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как неценовые факторы спроса и предложения влияют на бизнес-стратегию
  2. 2 Малый и средний бизнес ожидает ключевую ставку на уровне 14% к лету 2024 года
  3. 3 Россияне стали чаще покупать ботокс, «Яндекс» создаст отдельное приложение для планировщика: главное 25 апреля
  4. 4 Wildberries присматривается к Дубаю, Ozon fresh запустил быструю доставку: главное 24 апреля
  5. 5 «Выручка 20 млн рублей в год на торговле грибами»: какие продукты питания продавать на маркетплейсах