В начале 2020 года Шри-Ланка закрыла границы, и туризм в стране практически прекратил существование. Более 400 тысяч человек, работавших в отрасли, оказались в затруднительном положении. Даже после того, как в конце 2021 года были сняты ограничения на пандемию, туризм, на долю которого еще в 2018 году приходилось почти 16% от общего объема валютных поступлений Шри-Ланки, по-прежнему находится в плачевном состоянии.
Крах туристического сектора принес островному государству самый серьезный экономический кризис с момента обретения независимости в 1948 году. Но зарождающийся технологический сектор и предприниматели помогли многим работникам и предприятиям сферы туризма удержаться на плаву — и даже процветать.
Виртуальный туризм сочетает в себе такие технологические концепции, как дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR) и смешанная реальность (MR), чтобы предложить опыт путешествия без фактического посещения места.
Пандемия задала тренд на такой способ досуга. Компании вроде Airbnb начали предоставлять онлайн-опыт в любой точке мира. Люди могли увидеть северное сияние в Исландии или посетить кулинарный мастер-класс в Джайпуре, не выходя из дома. Туристические ведомства также запускали виртуальные туры, чтобы поддерживать интерес к своим направлениям у будущих путешественников.
Читайте по теме: Прокричаться во фьордах, не выходя из дома — новый проект исландских властей
Когда началась пандемия, Дханула Джаясингхе, 32-летний рейнджер оператора туров по дикой природе Leopard Trails, буквально за ночь потерял работу. Первые несколько недель карантина он провел, пытаясь найти альтернативный способ заработать на жизнь рядом с национальным парком Яла, почти в 300 км к югу от Коломбо. В мае 2020 года он начал проводить виртуальные сафари-туры с леопардами на Airbnb по цене в $14 за человека или $100 за группу из 10.
«Мне нужно было рассказать о леопардах и показать видео с ними по Zoom, а также создать фон в стиле сафари. Поначалу это было очень трудно, но я привык», — признался Джаясингхе. К настоящему времени он провел почти 600 онлайн-сафари.
В декабре 2021 года Шенука Хапугода, бывший консультант по ИТ из Коломбо, который был в отпуске, когда началась пандемия, запустил BA.LA.MU — мобильное приложение с аудиогидами и картами популярных достопримечательностей — чтобы заработать на всплеске виртуального туризма.
Между тем, в мае 2020 года Foozoo Mantra, отель типа «постель и завтрак» в Коломбо, запустил интернет-магазин по продаже местных ингредиентов под торговой маркой Goodfolks, который теперь доступен и в США.
Невиндари Премаратне — старший менеджер по развитию экосистемы стартапов в государственном агентстве информационных и коммуникационных технологий (ICTA). По ее мнению, такого рода цифровое предпринимательство стало результатом многолетнего постепенного внедрения технологий при поддержке государственно-частного партнерства, венчурных инвестиций и инкубаторов частного сектора.
«Кризисная ситуация создает много возможностей.. Большинство молодых предпринимателей теперь знают, как важно выходить на глобальный уровень и как это помогает стране, — отметила она. — Молодые люди поняли, что в этой области [технологий] легче рисковать, в отличие от традиционного бизнеса, поскольку она обеспечивает масштабируемость и возможность не зависеть от местоположения».
Фото в тексте: Unsplash
Технический журналист Невилл Лахиру говорит, что продолжающийся экономический кризис в стране может помешать развитию зарождающейся технологической индустрии, поскольку все больше и больше специалистов начали переезжать за рубеж в поисках лучшей зарплаты и образа жизни.
«Некоторые крупные компании попытались смягчить ситуацию, привязав заработную плату к иностранной валюте, такой как доллар США или австралийский доллар. К сожалению, не все могут использовать этот подход, поскольку значительная часть сектора работает почти исключительно на местном уровне», — прокомментировал Лахиру.
В 2018 году в Шри-Ланке около 125 тысяч человек трудились в сфере информационных технологий и управления бизнес-процессами. По данным консалтинговой и исследовательской компании Startup Genome, в 2021 году общий объем венчурных инвестиций в Шри-Ланке увеличился более чем на 60% в годовом исчислении и составил $19,7 млн.
«За последние четыре года наблюдается рост числа стартапов, особенно среди недавних выпускников. Фокус стартапов в Шри-Ланке значительно расширился в сторону новых направлений, таких как чистые технологии, ИИ, машинное обучение, игры и образовательные технологии», — отметила Минури Адасурия, руководитель программ в Hatch, ведущем местном инкубаторе стартапов.
За последние три года Hatch напрямую поддержал более 200 технологических стартапов, включая аудиогид для путешествий BA.LA.MU.
По словам Премаратне, в Шри-Ланке технологическое предпринимательство зародилось в конце гражданской войны, в 2009 году. В течение следующих восьми лет в островном государстве было зарегистрировано всего около 200 технологических стартапов. В 2019 году правительство в партнерстве с частным сектором запустило Startup SL — пятилетнюю программу стимулирования стартапов.
«Шри-Ланка — маленькая страна, и на встрече вы наверняка увидите кого-то знакомого. Но без доверия начинающему предпринимателю трудно получить поддержку или финансирование, — сказала Премаратне. — Через Startup SL мы связываем предпринимателей друг с другом, а также с инвесторами и акселераторами, где они могут получить рекомендации и финансирование для своих проектов».
По словам Премаратне, в 2020 году в рамках программы Startup SL было зарегистрировано около 400 стартапов. Сейчас их число достигло 712, и к 2024 году планируется охватить 1000.
Эта тенденция, вероятно, сохранится, поскольку сейчас на Шри-Ланке предпринимателями становятся выходцы из самых разных слоев общества. В апреле, когда ICTA начала сбор заявок на участие в последнем выпуске своей шестимесячной инкубационной программы Spiralation, она вызвала интерес со всех провинций страны.
«У нас было меньше заявок из-за текущей ситуации. Большинство людей разочарованы и пытаются найти решения для своей повседневной жизни. Но у нас были заявки из каждой провинции. Мы увидели несколько новых лиц и инновационных идей, которые хотят решить наши экономические проблемы», — сказала Премаратне.
Фото в тексте: Unsplash
В условиях нынешнего экономического кризиса крупные компании могут позволить себе роскошь открывать временные офисы в соседних странах вроде Индии и Сингапура, но для небольших стартапов это труднее. Лахиру опасается, что ситуация может ухудшиться в ближайшие месяцы.
«Постоянно усугубляющийся экономический кризис приводит к растущему дефициту топлива, транспорта, продовольствия и проблемам с подключением, например к электричеству и интернету. Для технологического сектора это означает, что даже работа из дома или удаленная работа — шаг, на который многие перешли во время пандемии, — в будущем станет практически невозможным», — отметил он.
Тем временем Джаясингхе продолжает вести трансляции на Airbnb. С декабря по начало мая его бизнес пережил насыщенные пять месяцев, но сейчас межсезонье, а финансовый кризис в Шри-Ланке замедляет приток туристов.
По словам Джаясингхе, с тех пор как ограничения на поездки по всему миру ослабляются, туристы теперь предпочитают физический опыт, но виртуальные сафари по-прежнему популярны в компаниях в качестве тимбилдинга.
«Люди ждут дружеской болтовни, веселья и смеха даже больше, чем контента. Мой онлайн-тур с леопардами занимает всего около часа, поэтому я могу организовать его во время обеда или после работы, чтобы подзаработать», — объяснил он.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Старт работы на Ozon»
- 1 Шри-Ланка введет визы для «цифровых кочевников» и признает российские водительские права
- 2 Шри-Ланка может начать принимать карты «Мир»
- 3 Институт международных финансов заявил о рекордном оттоке инвестиций из развивающихся стран
- 4 Релокация на Шри-Ланку: что нужно знать
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025