Блогер Джереми Эрдман в своей колонке на Medium рассуждает о недостатках больших данных. Он считает, что необходимо остановить этот растущий тренд, пока не поздно.
Типология Майерс-Бриггс. Пять вопросов на определение личности. Тест «Какой у вас патронус».
Скорее всего, вы либо слышали о таких тестах, либо проходили их. Они помогают нам сводить наши мысли и поведение к определенным рамкам, которые позволят нам лучше понимать себя.
В подростковом возрасте почти все мои одноклассники обожали типологию Майерс-Бриггс. Они проходили тест и делились результатами друг с другом. Он объяснял, почему мы интерпретируем ситуации определенным образом и реагируем на них по-разному. Многим он помог лучше понять себя.
С тех пор технологии сильно прогрессировали. Большие данные и искусственный интеллект позволили нам лучше понимать мир вокруг и друг друга. Данные о наших интересах, онлайн-активности и покупках дают теперь более точную модель нашей личности и характера.
Итак, что же происходит, когда компании собирают и анализируют эту информацию не только для того, чтобы понять нас, но и чтобы оказать на нас определенное влияние?
Cambridge Analytica
Фото: Unsplash
В марте о Cambridge Analytica не говорил разве что ленивый. Она прославилась благодаря скандалу с Facebook.
Компания использовала приложение Facebook «This Is your Digital Life», чтобы собирать информацию о 270 тысячах пользователей и их друзьях. В этом приложении пользователи должны были пройти викторину на определение личности, которая измеряла их уровень:
- Открытости: люди, которым нравится учиться чему-то новому, обычно получают более высокие очки.
- Добросовестности: Добросовестные люди обычно надежные.
- Экстраверсии: Экстраверты получают энергию от взаимодействия с другими, интроверты черпают ее изнутри.
- Склонности чаще говорить «да»: Такие люди дружелюбны и сострадательны. Люди, которые чаще отказывают, обычно более закрыты.
- Невроза: Эмоциональная стабильность и уровень негативных эмоций.
После установки приложение запрашивало разрешение на доступ к личной информации: место проживания, список друзей и посты, которые пользователь отметил как понравившиеся. Cambridge Analytica взяла результаты оценки личности и сравнила их с информацией о 270 тысячах пользователей Facebook, установив взаимосвязи между определенными интересами и особенностями личности.
Cambridge Analytica была политической консалтинговой компанией, поэтому ей нужно было куда большее влияние. Приложение также собрало данные друзей, принявших участие в викторине пользователей.
В итоге Cambridge Analytica получила доступ к данным 81 миллиона пользователей Facebook. На основе установленных взаимосвязей компания составила личностные профили 81 миллиона человек. Затем она использовала их для таргетированной политической рекламы. Характер человека, его данные и предпочтения использовались для того, чтобы повлиять на его поведение как избирателя. Что дальше?
Что произойдет, когда эти данные будут использоваться не только для того, чтобы повлиять на поведение, но и чтобы наказать тех, кто отказывается подчиняться?
Фото: Unsplash
Система социального кредита в Китае
В июне 2014 года Государственный совет КНР опубликовал «Программу создания системы социального кредита». В документе подробно рассказывалось о разработке мер по оценке «надежности» 1,3 миллиардов жителей страны.
Что это такое?
Система социального кредита в Китае собирает информацию о транзакциях и взаимодействиях граждан. Затем она оценивает людей на основе их «надежности».
Система уже работает в пилотном режиме примерно в тридцати городах. На данный момент китайские техногиганты управляют двумя самыми известными проектами в стране. Один из них – Sesame Credit, находящейся под управлением Ant Financial Services Group, дочерней компании Alibaba. При подсчете рейтинга система учитывает пять факторов:
- Кредитная история – платит ли человек вовремя свои счета?
- Исполнительность – может ли человек исполнять обязательства по контракту?
- Персональные данные – можно ли подтвердить личную информацию: например, номер телефона или адрес?
- Поведение и предпочтения – соответствует ли поведение человека пожеланиям правительства?
- Отношения – окружает ли человек себя хорошими людьми?
Выстраивание таких профилей и подсчет очков требует огромного количества данных – от всех ваших покупок и личной информации до взаимодействий онлайн и знакомств. Как и Cambridge Analytica, правительство Китая планирует больше, чем просто создать и отслеживать профили людей.
Цель системы социального кредита – поощрять надежность посредством наград и наказаний. Людей с низким рейтингом не берут почти ни на какую работу, не дают кредиты, не продают билеты на скоростные поезда и самолеты, не дают в аренду автомобиль и велосипед без залога. Уже 6,15 миллионов граждан занесены в черные списки авиакомпаний.
Фото: Unsplash
Такие запреты представляют собой довольно серьезную проблему. Когда четко не оговорено, что можно, а что нельзя, начинается административный произвол. Если системе не будет хватать прозрачности, людям будет сложно понять, за что их наказали и как им набрать больше очков.
Многие из перечисленных наказаний – такие, как запрет на путешествия или отказ в приеме на работу – не дают людям совершенствоваться. В результате низкий рейтинг может помешать человеку добиться прогресса в экономическом плане. И это препятствие умышленно. Си Цзиньпин описал суть программы следующим образом: «Один раз провинился, всегда наказан».
Что нам делать?
У нас есть врожденное желание лучше понимать мир вокруг нас. В эру больших данных это желание наряду со стремлением к власти может привести к целенаправленной манипуляции и контролю.
- Как же бороться с этим набирающим популярность трендом?
- Как можно использовать большие данные не для контроля друг друга, а для освобождения?
- Как использовать технологию для расширения возможностей, а не подавления?
У меня нет ответов на эти вопросы, но я уверен, что не один я хочу их найти.
Материалы по теме:
Как применение метода глубокого обучения влияет на эффективность онлайн-кампаний?
«Технологический прогресс придет так быстро, что люди почти моментально окажутся на улицах»
Как большие данные увеличивают прибыль медиакомпаний
Антиутопия в Китае – технологичное полицейское государство, какого мир еще не видел
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025