Top.Mail.Ru
Истории

Краткая история взлётов и падений Uber

Истории
Екатерина Бочкарева
Екатерина Бочкарева

Редактор «Истории» RB.RU.

Екатерина Бочкарева

За семь лет существования сервис Uber обрёл славу самого неоднозначного стартапа десятилетия. Несмотря на постоянные запреты и акции протеста, сервису по заказу такси удаётся ловко справляться с нападками и оставаться в числе самых дорогостоящих компаний. Rusbase предлагает вашему вниманию историю Uber с начала 2008 года.

Краткая история взлётов и падений Uber

Как всё начиналось. Прототипы и тесты

История Uber началась зимней ночью в Париже 2008 года, когда в ожидании такси два предпринимателя Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик обсуждали идеи совместного бизнеса. Кэмп недавно продал стартап StumbleUpon компании Ebay, а Каланик пребывал в поиске после ряда провальных проектов. Согласно первоначальной задумке, расходы на водителей, машины, парковку, гараж выпадали на Кэмпа и Каланика. К марту 2009 года Кэмп разработал прототип приложения под названием UberCab.

Выкупив обратно у Ebay стартап StumbleUpon, Кэмп вновь возглавил компанию, на управление которой тратил большую часть времени. Именно поэтому он назначил Каланика директором инкубатора UberCab, чтобы тот следил за запуском компании в Сан-Франциско. В 2010 году Каланик, Кэмп и Оскар Салазар, помогавший создать прототип, решили лично на трёх машинах протестировать сервис на улицах Нью-Йорка.

Запуск, первые запреты и недовольства

Весной 2010 года Райан Грейвз переехал из Чикаго в Сан-Франциско, чтобы возглавить пост генерального менеджера Uber. Идею сервиса Uber, наконец, воплотили в жизнь 5 июля 2010 года в Сан-Франциско. В августе Райан Грейвз становится исполнительным директором компании. Осенью того же года UberCab закрывает раунд ангельских инвестиций в $1,25 млн от First Round Capital при участии Криса Сакка из LowerCase Capital. Впервые компания сталкивается с проблемами и получает приказ о прекращении противоправных действий от служб MetroTransit Authority и Public Utilities Commision. Регуляторы Калифорнии обвиняют компанию в том, что служба такси работает без настоящей лицензии. Затем компания сокращает название до Uber и выпускает приложение для Android. В конце года Райн Грейвз передаёт пост исполнительного директора сооснователю Трэвису Каланику, но остаётся в совете правления и выполняет обязанности главного операционного директора.


По теме: Может ли таксист Uber зарабатывать до 100 тысяч рублей в месяц?


Расширяя деятельность и повышая ставки

Зная, что инвесторы ждут не дождутся того момента, как бы откусить свою часть пирога, зимой 2011 года Uber закрывает инвестиции на отметке $11 млн в раунде А от Benchmark Capital при минимальной оценке компании в $49 млн. Весной службу Uber запускают в перенаселённом Нью-Йорке, а в последующие шесть месяцев в Сиэтле, Бостоне, Чикаго и Вашингтоне, попутно начав международную программу расширения в Париже. В 2011 году на конференции LeWeb, где впервые родилась идея, Каланик объявляет о том, что Uber привлёк $37 млн от Menlo Ventures, Джеффа Безоса из Amazon и Goldman Sachs в раунде B. Праздничная предновогодняя неделя не совсем радужно оборачивается для компании. В канун Рождества 2011 года компания познаёт всю прелесть сезонного ценообразования, столкнувшись с повышением тарифов и недовольством пользователей.

Умножая доходы и наживая врагов

В июле 2012 года выходит сервис эконом-класса UberX с использованием гибридных автомобилей. Для рекламы нового приложения Uber запускает маркетинговую акцию с доставкой мороженого из фургончиков по заказу. После расширения поля деятельности компания вновь сталкивается с рядом запретов и недовольств. Каланик уверенно отражает нападки и продолжает двигаться дальше. В ноябре 2012 года во время урагана Сэнди сервис вновь попадает в поток взлетевшего ценообразования на рынке такси, поднимает тарифы и отказывается от чаевых. После взыскания штрафа от службы California Public Utilities Commision на $20 000 за отсутствие лицензии, Uber заключает с ними сделку. Она избавляет компанию от предупредительных писем о нарушениях и позже отменяет выписанный им штраф. Полоса препятствий не заканчивается: в 2013 году Uber сталкивается с недовольством регуляторов на множестве рынков, включая международный. Тогда же он сталкивается с райдшеринговым конкурентом Lyft. Однако с финансированием в $361,2 млн c оценкой в $3,7 млрд становится как-то проще стряхивать с плеч недоброжелателей и конкурентов.

dirt


По теме: Чему Uber стоит поучиться у Airbnb


Вопросы безопасности

В сентябре 2013 года в Калифорнии начинают регулировать райдшеринговые сервисы, содействуя таким компаниям, как Uber и Lyft. Для того чтобы водители смогли дешевле приобретать автомобили, в ноябре Uber заключает сделку с автопроизводителями. К сожалению, 2014 год начинается с трагических событий. Водитель-контрактник из Uber сбивает насмерть на переходе в Сан-Франциско шестилетнюю девочку. Компания снимает с себя груз ответственности за дело, заявляя, что «трагедия не имела никакого отношения к машинам или самой системе поездок Uber». В попытках обезопасить не только пассажиров, но и сотрудников, в марте выходит персональная страховка для водителей. Действующий теперь в ста городах мира, сервис начинает экспериментировать со службой курьерской доставки Uber Rush.

ub

Противостояние Lyft и финансовое благополучие

В июне 2014 года Uber сообщает об очередном раунде финансирования в $1,2 млрд при оценке компании примерно в $17 млрд без учёта потенциальных вложений. В августе напряжение между Uber и Lyft достигает предела. Первые жалуются, что Uber потерял 13 000 поездок из-за сотрудников конкурента, а Lyft обвиняет Uber в том, что те отменили более 5000 их заказов. В 2014 году компания продолжает бороться с конкурентами и запретами, зарабатывая свыше $10 млрд. 

fight

Планы на будущее и новая волна протестов

В феврале 2015 Uber заявляет о сотрудничестве с Carnegie Mellon, чтобы основать в Питсбурге центр продвинутых технологий Uber для исследования работы машин-беспилотников, которые они планируют запустить в будущем. Весной Uber запускает приложение для поиска попутчиков UberPOOL в Лос-Анжелесе и других городах Америки. В мае компания модифицирует приложение для водителей с проблемным слухом.

В июле этого года компания объявила о том, что в ближайшее время вложит миллиард долларов в развитие своего бизнеса в Индии. Ранее присутствие Uber в Индии оказалось под угрозой из-за инцидента с изнасилованием молодой девушки, в котором обвинили одного из водителей сервиса. Uber был запрещен, однако впоследствии компании удалось договориться с руководством страны.


По теме: Менеджеры Uber во Франции пойдут под суд


Что сейчас?

Летом началась новая волна протестов в Париже и Рио-де-Жанейро из-за того, что водители Uber отбивают покупателей традиционных такси, назначая низкие тарифы и уклоняясь от налогов и обязательств. 30 июня сотрудники Uber сами провели акцию протеста перед мэрией Нью-Йорка, где транспортный комитет города принимал закон об ограничении выдачи лицензий новым таксистам. 

Профсоюзы таксистов в разных странах регулярно выступают против Uber, так как компания, в отличие от таксопарков, не обязана обеспечивать таксистам социальные выплаты и медицинские страховки. Недавно Миланский суд запретил работу Uber на территории всей Италии. Суд удовлетворил иск нескольких местных компаний, предоставляющих услуги традиционного такси, пожаловавшихся на нарушение конкуренции со стороны Uber. Ранее сервис был запрещен на территории Испании, Нидерландов, Китая, Индии, нескольких штатов Австралии и в ряде городов США. В Германии и Франции компания пытается обжаловать запрет в суде.

В ходе последнего раунда финансирования Uber привлекла 1,2 млрд долларов и получила оценку более 40 млрд. Несмотря на недовольство неприятелей, стоимость компании сейчас свыше $50 млрд, по данным Wall Street Journal.

uber


По теме: Какое будущее у каршеринга в Москве?


Источник

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Стартапчики: Каршеринг BelkaCar
  2. 2 Екатерина Макарова (BelkaCar): «3 попытки угона, 3 мошенничества, 20 фейковых аккаунтов. 2017, мы готовы!»
  3. 3 Каршеринги Москвы и Санкт-Петербурга
  4. 4 Скандалы года: уроки кризисных коммуникаций
  5. 5 8 людей из Кремниевой долины, которые меняют будущее транспорта
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее