Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

60% инвестиций в российское кино убыточны

Архив rb.ru
Данара

Данара

Чистый убыток продюсерских компаний от проката фильмов составил не менее 15 млрд рублей за 3,5 года

60% инвестиций в российское кино убыточны
Несмотря на постоянный рост бюджетов российских фильмов, 60% инвестиций в них не окупается. В первую очередь, это связано с тем, что растет разрыв между кассовыми сборами фильма и затратами на его производство. Киноиндустрии остается надеяться только на безвозвратные инвестиции от государства и меценатов.

Производство российских фильмов становится все дороже. В 2009 году на создание кино в России ушло 9 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2006 году, подсчитали компании RFilms и "Нева Research" при участии Министерства культуры. Всего за последние четыре года на кинопроизводство ушло 29 млрд рублей.

Такой рост расходов объясняется тем, что бюджеты фильма выросли вдвое (до 110 млн рублей в 2009 году), в то время как кассовые сборы растут медленнее. Четыре года назад средний разрыв между сборами фильма и его бюджетом составлял 20 млн рублей, а в этом году этот показатель увеличится до 45 млн рублей.

Суммарный производственный бюджет фильмов в 2008 году вырос на 87% по сравнению с 2006 годом до 8,5 млрд рублей. Между тем совокупные кассовые сборы в 2008 году выросли по отношению к 2006 году только на 67,4% - с 2,9 до 4,8 млрд рублей. Таким образом, все больше нарастает разрыв между доходами и расходами.

И это без учета рекламы и продвижение фильма, поясняет эксперт, на которого ссылаются "Ведомости", ведь расходы на продвижение оплачивают помимо продюсеров еще и прокатчики, а сами продюсеры " неохотно раскрывают бюджет на продвижение". Более того, половину сборов забирают кинотеатры, 10% - прокатчики, еще часть денег уходит в виде налоговых выплат. В итоге, чистый совокупный убыток продюсерских компаний от проката фильмов до вычета расходов на продвижение и на уплату налогов составил не менее 15 млрд рублей за последние 3,5 года, подсчитали в RFilms. Таким образом, 60% инвестиций в российские фильмы не окупилось за счет проката.

Впрочем, довольно внушительную сумму доходов приносят продажи DVD-дисков и прав на телепоказ.  

Государство и бизнес - лучшие друзья кино

Киноиндустрию поддерживают безвозвратные инвестиции от государства и меценатов. По данным Министерства культуры и RFilms, за последние четыре года правительство выделило на поддержку кино около 5 млрд рублей. Оказывают поддержку индустрии и бизнесмены. По данным "Ведомостей", Михаил Прохоров вложил в мюзикл "Стиляги" около $3 млн (около 8,7 млрд рублей). Владелец ID Group Алексей Адикаев выделил примерно $1 млн на создание российско-американского фильма "Пророк: Миссия пятого ангела". "Два года назад у меня было неплохо с деньгами, и я решил помочь другу, так что для меня это личное одолжение", - объясняет Адикаев свой поступок.

Такую же сумму отдал на съемки фильмов "Юрьев день" и "Бумажный солдат" владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев.

При поддержке компании "Ренова" были созданы картины "Код апокалипсиса", "1612" и "Поп". В компании не раскрывают сумму вложений, но газете стало известно, что на создание фильмов было выделено примерно $10 млн. Представитель "Реновы" Андрей Шторх считает их "вкладом компании в культуру и улучшение имиджа России". В то же время работа над проектом "1612" стала для нее экспериментальной площадкой для создания следующих кинолент. В "Ренове" высоко оценивают перспективы этого бизнеса и, если бы не кризис, они инвестировали бы в кино гораздо больше средств.

Интересуются кинобизнесом и "Тракторные заводы". Глава концерна Михаил Болотов и его первый заместитель Альберт Батов открыли кинокомпанию "ВВП-альянс", которая выпустила шесть кинолент, включая "День Д", "9 рота" и др. Стоило все это около $15 млн, а вернулось инвесторам не больше половины, признает Батов.

Однако далеко не все предприниматели расположены к благотворительности. В 2007 году Надежда Копытина, владелица группы компаний "Ледово", вырвала у продюсеров права на фильм "Ванечка", угрожая в противном случае подать в суд. На съемки этого фильма бизнес-леди отдала $1,3 млн.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Доля подписчиков онлайн-кинотеатров среди жителей российских городов впервые превысила 50%
  2. 2 Как выглядит транспорт будущего в кино
  3. 3 «Киношколы — это хардкор для сильных духом»: Юрий Грибанов — о «Цехе»
  4. 4 «Маша и Медведь» в Дубае и «Чебурашка» в России — как российским анимационным студиям занять нишу на рынке