Говорят, что успеху «Маши и Медведя» в арабских странах очень помогло то, что героиня носит платок — делится примером Ирина Солдатенкова, коммерческий директор студии «Карамель и Ко».
Она рассказала о способах, как компаниям, производящим видео- и анимационный контент, занять нишу на российском рынке после «ухода брендов» и выйти за рубеж.
Что происходит с рынком?
В прошлом году с российского рынка ушли одни из главных игроков: Viacom и Disney.
Эта студия отменила прокат мультфильма «Я краснею», запланированный на 10 марта 2022 года, что стало очень неприятной новостью для кинотеатрального бизнеса. Он только начал восстанавливаться после кризиса пандемии и возлагал особые надежды на международный контент — драйвер №1 посещения кинозалов. Disney отменила и дальнейшие премьеры, а затем и совсем закрыла офис в России.
Читайте по теме: Мультяшный бизнес: анимация на экспорт и для своих
Затем и другие западные платформы (например, Netflix) начали отменять совместные проекты с российскими производителями и ограничивать прокат контента, произведенного в России в странах Европы и в США. Это заставило российские студии скорректировать планы по выходу на эти рынки.
Какие возможности для заработка открываются и как ими воспользоваться?
Однако простая истина, что любой кризис несет в себе возможности, сработала и здесь.
Вот какие коммерческие перспективы открываются для российских студий и что нужно сделать, чтобы не упустить их.
Ниша дистрибуции контента для детей на внутреннем рынке
Спрос на контент для семейного просмотра по-прежнему огромен, и крупнейшие digital-платформы и телеканалы присматриваются сейчас в том числе к новичкам и малоизвестным студиям, хотя ранее предпочитали контент от уже известных игроков.
Читайте по теме: Видео из пробирки: как ИИ-стартап NeuraLoom меняет индустрию подвижного контента
Как воспользоваться
- Если у вас небольшая студия или проект, который только начинает свой творческий путь, начните с создания пилотных эпизодов на 6-8 минут.
- Их можно презентовать на творческих конкурсах, фестивалях и питчингах. Они всегда анонсируются в интернете, а некоторые собраны на сайте Ассоциации анимационного кино.
- Не бойтесь экспериментировать с форматами и техниками: сейчас крупные платформы более открыты к новым решениям и ищут, чем можно разнообразить свою библиотеку, которая зачастую заполнена однотипным контентом.
- Развивайте свой бренд: заведите канал на Youtube и выкладывайте контент туда, создайте страничку в VK и «Яндекс.Дзен» или мессенджере (Telegram или Viber). Это поможет собрать обратную связь от детской аудитории (а она очень открыта к этому) и станет первым камнем в формировании комьюнити.
Высокий спрос на контент со стороны кинотеатральных сетей
Именно семейный контент всегда был важной строкой в их доходах. В отсутствие иностранных фильмов кинотеатры в большей степени готовы включать российский контент — и он показывает, на что способен.
Отличные и свежий пример — «Чебурашка», поставивший рекорд по кассовым сборам.
Читайте по теме: Каким должен быть российский бренд, чтобы заменить иностранные?
Говоря об анимационном контенте, упомяну нашу недавнюю премьеру: в январе этого года мы выпустили полнометражный фильм «Турбозавры. Зимние приключения!», который собрал кассу около 20 млн рублей — отличный результат для формата анимационного альманаха.
Как воспользоваться
- Кинотеатры ценят способность студий предложить подходящий формат
Например, собрать несколько небольших эпизодов сериала в киноальманах по 40 минут.
Будьте готовы адаптировать свой контент под запросы кино: заранее проанализируйте премьеры за последний год и то, какие фильмы зашли лучше всего.
- Сформированное комьюнити
Ядро вашей аудитории, которое пойдет в кино в первую очередь и поведет на него тех, кто раньше не слышал о вашем контенте.
Работа с ним может строиться так: активно ведите сообщества в социальных сетях и мессенджерах, поддерживайте постоянный диалог со зрителями и проводите активации, например, розыгрыши призов.
Читайте также: Pixar для взрослых: как студия 3D-анимации родом из России строит сюжетные кибермиры
- Умение привлечь партнеров
Когда мы презентовали партнерам-кинопрокатчикам наши возможности, у нас уже была сформированная команда партнеров: производителей детских товаров и игрушек, сладостей и даже настольных игр. Их мы могли привлечь к маркетинговым мероприятиям в поддержку премьеры и конкурсам в соцсетях, чтобы дополнительно подогреть интерес.
Это произвело отличное впечатление и помогло договориться о кинопрокате.
Рост лицензионной продукции
Крупнейшие FMCG-компании, производители одежды и игрушек ищут, чем заменить иностранных героев.
Сейчас рынок находится в промежуточной стадии: на складах еще остались запасы прежней продукции, а новые лицензионные сделки еще не заключены — это долгий процесс, занимающий месяцы.
Оптимизм вселяет то, что рынок детских товаров продолжает расти — называют цифры в 19% по итогам 2022 года, а значит, лицензий потребуется еще больше.
Как воспользоваться
- Наберите аудиторию и будьте в состоянии показать цифры
Производителей из FMCG-сегмента в первую очередь интересует размер вашей аудитории, и чем большие цифры вы им сможете показать, тем лучше.
Это может быть количество подписок и просмотров на Youtube, ваше комьюнити в соцсетях, охват онлайн-платформы, где представлен контент, и доля зрителей.
- Изучайте аудиторию и покажите свою экспертизу партнеру из FMCG
Чем глубже вы знаете свою аудиторию, тем лучше.
Любимые персонажи среди зрителей, цвета и даже фразы — бесценные знания, которые помогут товарам продаваться лучше. Взять эту информацию можно из соцсетей и каналов в мессенджерах.
- Будьте готовы плотно вовлекаться в создание товаров и поддерживать партнеров в плане дизайна и маркетинга
Когда-то в прошлом можно было продать бренду одежды лицензию на использование персонажа или брендинга и больше не вовлекаться в процесс.
Сейчас другие времена: нужно помогать разрабатывать дизайн, продвигать его и даже продавать через свои каналы.
Читайте по теме: «Ну вы же специалисты»: что такое партнерские отношения между заказчиком и исполнителем
Возможность заработать на международном рынке
Раньше российские студии старались выйти на рынки стран Европы и США. Сейчас распространять контент в этих странах намного сложнее, так что стоит сосредоточиться на рынках, где для российского контента сейчас открыты двери:
- Китае,
- Странах Ближнего Востока,
- Латинской Америке.
Как воспользоваться
- Качественные маркетинговые материалы
Кажется, это самый базовый момент, но многие международные партнеры отмечают, что часто у студий нет даже англоязычного медиакита.
Подчеркиваю: качественная презентация, переведенная на английский (и в идеале на язык партнера, например, китайский) творит чудеса. Не экономьте на переводчике и привлеките дизайнера — это вложение окупится.
- Переведите на другие языки пилотный эпизод
Тоже очень простой и сразу напрашивающийся пункт, который почему-то часто забывают и игнорируют. Хотя с него начинается любой разговор с иностранным партнером.
- Найдите агента с опытом работы в интересующих вас странах
В некоторых странах нам помогают местные агенты, которые уже отлично знают всех крупных игроков и то, как с ними лучше общаться.
- Тщательно отбирайте партнеров;
- Старайтесь удостовериться, что вы на одной волне;
- Предоставляйте агенту все необходимые материалы вовремя.
И тогда он порадует вас новыми контрактами.
- Проанализируйте контент на предмет соответствия социокультурным реалиям других стран
Говорят, что успеху «Маши и Медведя» в арабских странах очень способствовало то, что героиня носит платок.
Очень полезно посмотреть на свой контент непредвзято и соотнести его с культурой того рынка, куда вы хотите выйти, — что-то можно акцентировать, а что-то может стать неразрешимой проблемой для партнеров.
- Будьте активны и участвуйте в выставках за границей
Находить партнеров и завязывать разговор можно и через профессиональные соцсети, но вот закрываются сделки часто при личных встречах — и выставки для этого самая лучшая возможность.
Крупнейшее событие — Mipcom в Каннах, но есть и более мелкие региональные мероприятия — Discop в Дубай, Mip LayAM в Канкуне и Cicaf в Ханчжоу, Китай.
На них можно понять, чем дышит отрасль и какие в ней основные тенденции.
- Умейте ждать
Естественно желать как можно скорее достичь результата, но, к сожалению, в этой отрасли и мировой перспективе это не работает.
Даже самые маленькие сделки не приходят сразу, а крупные контракты с лидерами рынка можно обсуждать даже несколько лет — так работает система, и это нужно принять.
Порог входа в анимационную индустрию резко снизился — хотя в прошлом он стабильно рос, и, казалось, у маленьких студий и проектов больше нет перспектив.
Сейчас лучшее время для новых игроков зайти на свободный рынок и закрепиться. Таким шансом надо пользоваться!
Фото на обложке сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Генерируем идеи для бизнеса: курс-практикум»
- 1 Лучшие онлайн-кинотеатры: выбираем по цене и контенту
- 2 10 вдохновляющих фильмов о бизнесе, которые можно посмотреть на новогодние праздники
- 3 Kion снимет сериал о трех крупнейших финансовых кризисах России
- 4 Бакальчук объявил о планах экранизировать историю Wildberries