Top.Mail.Ru
Колонки

«Маша и Медведь» в Дубае и «Чебурашка» в России — как российским анимационным студиям занять нишу на рынке

Колонки
Ирина Солдатенкова
Ирина Солдатенкова

Коммерческий директор студии «Карамель и Ко»

Анастасия Удальцова

Говорят, что успеху «Маши и Медведя» в арабских странах очень помогло то, что героиня носит платок — делится примером Ирина Солдатенкова, коммерческий директор студии «Карамель и Ко». 

Она рассказала о способах, как компаниям, производящим видео- и анимационный контент, занять нишу на российском рынке после «ухода брендов» и выйти за рубеж. 

«Маша и Медведь» в Дубае и «Чебурашка» в России — как российским анимационным студиям занять нишу на рынке

Что происходит с рынком?

В прошлом году с российского рынка ушли одни из главных игроков: Viacom и Disney.

Эта студия отменила прокат мультфильма «Я краснею», запланированный на 10 марта 2022 года, что стало очень неприятной новостью для кинотеатрального бизнеса. Он только начал восстанавливаться после кризиса пандемии и возлагал особые надежды на международный контент — драйвер №1 посещения кинозалов. Disney отменила и дальнейшие премьеры, а затем и совсем закрыла офис в России.


Читайте по теме: Мультяшный бизнес: анимация на экспорт и для своих


Затем и другие западные платформы (например, Netflix) начали отменять совместные проекты с российскими производителями и ограничивать прокат контента, произведенного в России в странах Европы и в США. Это заставило российские студии скорректировать планы по выходу на эти рынки. 

 

Какие возможности для заработка открываются и как ими воспользоваться?

Однако простая истина, что любой кризис несет в себе возможности, сработала и здесь. 

Вот какие коммерческие перспективы открываются для российских студий и что нужно сделать, чтобы не упустить их.

 

Ниша дистрибуции контента для детей на внутреннем рынке

Спрос на контент для семейного просмотра по-прежнему огромен, и крупнейшие digital-платформы и телеканалы присматриваются сейчас в том числе к новичкам и малоизвестным студиям, хотя ранее предпочитали контент от уже известных игроков.


Читайте по теме: Видео из пробирки: как ИИ-стартап NeuraLoom меняет индустрию подвижного контента


 

Как воспользоваться

  • Если у вас небольшая студия или проект, который только начинает свой творческий путь, начните с создания пилотных эпизодов на 6-8 минут.
  • Их можно презентовать на творческих конкурсах, фестивалях и питчингах. Они всегда анонсируются в интернете, а некоторые собраны на сайте Ассоциации анимационного кино.
  • Не бойтесь экспериментировать с форматами и техниками: сейчас крупные платформы более открыты к новым решениям и ищут, чем можно разнообразить свою библиотеку, которая зачастую заполнена однотипным контентом.
  • Развивайте свой бренд: заведите канал на Youtube и выкладывайте контент туда, создайте страничку в VK и «Яндекс.Дзен» или мессенджере (Telegram или Viber). Это поможет собрать обратную связь от детской аудитории (а она очень открыта к этому) и станет первым камнем в формировании комьюнити. 

 

Высокий спрос на контент со стороны кинотеатральных сетей

Именно семейный контент всегда был важной строкой в их доходах. В отсутствие иностранных фильмов кинотеатры в большей степени готовы включать российский контент — и он показывает, на что способен. 

Отличные и свежий пример — «Чебурашка», поставивший рекорд по кассовым сборам. 


Читайте по теме: Каким должен быть российский бренд, чтобы заменить иностранные?


Говоря об анимационном контенте, упомяну нашу недавнюю премьеру: в январе этого года мы выпустили полнометражный фильм «Турбозавры. Зимние приключения!», который собрал кассу около 20 млн рублей — отличный результат для формата анимационного альманаха.

 

Как воспользоваться

  • Кинотеатры ценят способность студий предложить подходящий формат

Например, собрать несколько небольших эпизодов сериала в киноальманах по 40 минут. 

Будьте готовы адаптировать свой контент под запросы кино: заранее проанализируйте премьеры за последний год и то, какие фильмы зашли лучше всего.

  • Сформированное комьюнити

Ядро вашей аудитории, которое пойдет в кино в первую очередь и поведет на него тех, кто раньше не слышал о вашем контенте. 

Работа с ним может строиться так: активно ведите сообщества в социальных сетях и мессенджерах, поддерживайте постоянный диалог со зрителями и проводите активации, например, розыгрыши призов. 


Читайте также: Pixar для взрослых: как студия 3D-анимации родом из России строит сюжетные кибермиры


  • Умение привлечь партнеров

Когда мы презентовали партнерам-кинопрокатчикам наши возможности, у нас уже была сформированная команда партнеров: производителей детских товаров и игрушек, сладостей и даже настольных игр. Их мы могли привлечь к маркетинговым мероприятиям в поддержку премьеры и конкурсам в соцсетях, чтобы дополнительно подогреть интерес. 

Это произвело отличное впечатление и помогло договориться о кинопрокате.

 

Рост лицензионной продукции

Крупнейшие FMCG-компании, производители одежды и игрушек ищут, чем заменить иностранных героев. 

Сейчас рынок находится в промежуточной стадии: на складах еще остались запасы прежней продукции, а новые лицензионные сделки еще не заключены — это долгий процесс, занимающий месяцы. 

Оптимизм вселяет то, что рынок детских товаров продолжает расти — называют цифры в 19% по итогам 2022 года, а значит, лицензий потребуется еще больше.

Сравнивай и выбирай курсы обучения самым востребованным профессиям в интернете в каталоге курсов маркетинга.

 

Как воспользоваться

  • Наберите аудиторию и будьте в состоянии показать цифры

Производителей из FMCG-сегмента в первую очередь интересует размер вашей аудитории, и чем большие цифры вы им сможете показать, тем лучше. 

Это может быть количество подписок и просмотров на Youtube, ваше комьюнити в соцсетях, охват онлайн-платформы, где представлен контент, и доля зрителей. 

  • Изучайте аудиторию и покажите свою экспертизу партнеру из FMCG

Чем глубже вы знаете свою аудиторию, тем лучше. 

Любимые персонажи среди зрителей, цвета и даже фразы — бесценные знания, которые помогут товарам продаваться лучше. Взять эту информацию можно из соцсетей и каналов в мессенджерах.

  • Будьте готовы плотно вовлекаться в создание товаров и поддерживать партнеров в плане дизайна и маркетинга

Когда-то в прошлом можно было продать бренду одежды лицензию на использование персонажа или брендинга и больше не вовлекаться в процесс. 

Сейчас другие времена: нужно помогать разрабатывать дизайн, продвигать его и даже продавать через свои каналы. 


Читайте по теме: «Ну вы же специалисты»: что такое партнерские отношения между заказчиком и исполнителем


 

Возможность заработать на международном рынке

Раньше российские студии старались выйти на рынки стран Европы и США. Сейчас распространять контент в этих странах намного сложнее, так что стоит сосредоточиться на рынках, где для российского контента сейчас открыты двери: 

  • Китае
  • Странах Ближнего Востока,
  • Латинской Америке. 

 

Как воспользоваться

  • Качественные маркетинговые материалы

Кажется, это самый базовый момент, но многие международные партнеры отмечают, что часто у студий нет даже англоязычного медиакита. 

Подчеркиваю: качественная презентация, переведенная на английский (и в идеале на язык партнера, например, китайский) творит чудеса. Не экономьте на переводчике и привлеките дизайнера — это вложение окупится.

  • Переведите на другие языки пилотный эпизод

Тоже очень простой и сразу напрашивающийся пункт, который почему-то часто забывают и игнорируют. Хотя с него начинается любой разговор с иностранным партнером.

  • Найдите агента с опытом работы в интересующих вас странах

В некоторых странах нам помогают местные агенты, которые уже отлично знают всех крупных игроков и то, как с ними лучше общаться. 

  1. Тщательно отбирайте партнеров;
  2. Старайтесь удостовериться, что вы на одной волне;
  3. Предоставляйте агенту все необходимые материалы вовремя.

И тогда он порадует вас новыми контрактами. 

  • Проанализируйте контент на предмет соответствия социокультурным реалиям других стран

Говорят, что успеху «Маши и Медведя» в арабских странах очень способствовало то, что героиня носит платок. 

Очень полезно посмотреть на свой контент непредвзято и соотнести его с культурой того рынка, куда вы хотите выйти, — что-то можно акцентировать, а что-то может стать неразрешимой проблемой для партнеров.

  • Будьте активны и участвуйте в выставках за границей

Находить партнеров и завязывать разговор можно и через профессиональные соцсети, но вот закрываются сделки часто при личных встречах — и выставки для этого самая лучшая возможность. 

Крупнейшее событие — Mipcom в Каннах, но есть и более мелкие региональные мероприятия — Discop в Дубай, Mip LayAM в Канкуне и Cicaf в Ханчжоу, Китай. 

На них можно понять, чем дышит отрасль и какие в ней основные тенденции.

  • Умейте ждать

Естественно желать как можно скорее достичь результата, но, к сожалению, в этой отрасли и мировой перспективе это не работает. 

Даже самые маленькие сделки не приходят сразу, а крупные контракты с лидерами рынка можно обсуждать даже несколько лет — так работает система, и это нужно принять. 

Порог входа в анимационную индустрию резко снизился — хотя в прошлом он стабильно рос, и, казалось, у маленьких студий и проектов больше нет перспектив.

Сейчас лучшее время для новых игроков зайти на свободный рынок и закрепиться. Таким шансом надо пользоваться!

 

Фото на обложке сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Доля подписчиков онлайн-кинотеатров среди жителей российских городов впервые превысила 50%
  2. 2 Как выглядит транспорт будущего в кино
  3. 3 «Киношколы — это хардкор для сильных духом»: Юрий Грибанов — о «Цехе»
  4. 4 Как мини-приложения «ВКонтакте» помогают бизнесу увеличивать продажи и растить лояльность
  5. 5 8 главных ошибок при продвижении сообщества «ВКонтакте»
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти