Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Богатые тоже плачут

Архив rb.ru

Работая с богатым пациентом, главное для психотерапевта - не садиться с ним в одну лодку

Богатые тоже плачут
Помните сказку про принцессу на горошине? Все люди как люди, а у нее по телу синяки от маленькой горошинки, спрятанной под десятью перинами. Кажется, что эта самая принцесса просто избалована, ее бы в валенки да подснежники в зимний лес собирать! На самом деле оказывается, что у состоятельных людей проблемы совершенно иного порядка, чем у нас, смертных.

Если многим переживания богатых зачастую кажутся надуманными, сами миллионеры и олигархи могут заработать невроз, раздумывая "покупать или не покупать картину за $8 млн" или переживая, что у них не получается играть в большой теннис. И поэтому они идут к психотерапевтам. И тут врачам главное - понять и принять. Поверить, что "это серьезно". Ну и не вставать на сторону пациента, кивая головой и поддакивая ему, а постараться действительно решить его проблему.

$600 за сеанс психотерапии

Некоторое время назад молодой магнат из Нью-Йорка, занимающийся недвижимостью, оказался в кресле психотерапевта. Будучи коллекционером живописи, он обдумывал покупку картины за $8 млн, и что-то в этой сделке его смутило, пишет The New York Times. Врач решил, что пациент просто пытается произвести на него впечатление, и вместо того, чтобы помочь ему разобраться в его проблеме, сказал: "Если вы этого хотите, вы должны ее купить".

Бирам Карасу, психиатр из Манхэттена, к которому потом его коллега обратился за консультацией по поводу этого пациента, был шокирован. "Это самое неудачное решение, - говорит он. - Врач забыл, что зависимость не может быть оправдана ее объектом. Обязанность врача не успокаивать пациента и потакать его одержимости потреблением, а избавлять его от этой проблемы. Это невроз".

Карасу, известный как эксперт в лечении богатых и могущественных, отмечает, что всем его коллегам свойственно подпадать под обаяние богатства. "Терапевт хочет идентифицироваться со своим пациентом и начинает думать, что его задача - помочь ему  стать богаче, причем в процессе врач рискует превратиться в "альтер-эго" своего пациента".

Крепкие "золотые" орешки

Больше десяти психотерапевтов, пользующихся уважением коллег по обслуживанию супербогатых клиентов, признались, что им бывает трудно сопротивляться соблазну принять точку зрения пациента.

В ряде случаев такие пациенты относятся к психотерапевтам как к представителям своей челяди. Кроме того, психотерапевты говорят, что им постоянно приходится сталкиваться с проявлениями фрустрации со стороны этих людей, привыкших получать все, что пожелают. Они с трудом раскрываются и не хотят демонстрировать уязвимость.

Синдром Короля Людвига

Доктор Карасу признает, что и он не застрахован от того, чтобы испытывать чувство удовлетворения от успехов и славы своих пациентов. "Такие люди вызывают некоторое благоговение, в том числе и у своих врачей. Причем я говорю об успешных профессионалах, получающих 400-500 долларов в час".

"Это "синдром Короля Людвига. В XIX веке в Баварии у Короля Людвига  II, страдавшего психозами, был психиатр Бернхард фон Гудден, очень к нему привязанный. Кончилось все тем, что они оба утонули в лодке. Я всегда говорю своим ученикам, работающим с богатыми людьми: Не садитесь с вашими пациентами в одну лодку".

Теннисные мячики небес

Джейн Вулф, психолог с Парк-авеню, работающая преимущественно с женщинами, упоминает еще одну проблему. Она старается относиться ко всем проблемам своих пациенток одинаково серьезно, хотя иногда проблемы богатых пациенток могут показаться надуманными.

Например, одна из ее очень обеспеченных пациенток страдала от того, что плохо играла в теннис. Ее беспокоило, что все ее другие богатые подруги играют в теннис лучше, чем она, и у нее развивался комплекс неполноценности. "Для нее это было очень серьезно, - говорит Вулф. - Богатые люди часто переносят проблемы вроде этой тяжелее, чем обычные люди".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
  2. 2 «Пацаны не извиняются»: 6 главных ошибок IT-руководителя
  3. 3 Эффективные способы восстановить силы на выходных и легко вернуться в рабочее состояние
  4. 4 Качественный фидбэк. Как правильно давать эффективную обратную связь людям