В лидерах рейтинга лояльности Сбербанк, ВТБ 24 и Банк Москвы
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) изучило уровень доверия финансовым институтам. Как и следовало ожидать, с большим отрывом лидирует Сбербанк, за которым следуют ВТБ 24 и Банк Москвы (контрольный пакет которого принадлежит властям столицы).
Соперничать со Сбербанком в лояльности населения, по понятным причинам, пока никому не удается - ему готовы доверить средства 83% россиян в целом по стране и 80% обеспеченных граждан. Однако в отличие от Сбербанка для других банков характерен более высокий уровень лояльности обеспеченных слоев населения, отмечают авторы исследования.
По уровню лояльности за Сбербанком следуют ВТБ 24 (12% по стране и 19% среди обеспеченного слоя), Банк Москвы (9% и 11% соответственно), Альфа-Банк (6% и 10% соответственно) и "Уралсиб" (6% и 9% соответственно). Причем в целом по России лояльность к банкам изменяется в диапазоне от 6 до 12%, пишут аналитики НАФИ, а среди обеспеченных россиян - от 9 до19%. Хотя пятерка лидеров по лояльности к банку не меняется как во всероссийском опросе, так и в опросе обеспеченных россиян, авторы отмечают, что в рейтинге лояльности банк Русский Стандарт ослабляет свои позиции по сравнению с узнаваемостью бренда. А Банк Москвы, занимавший в рейтинге узнаваемости банков 5-е место, во всероссийском опросе и 6-е в опросе обеспеченных россиян, в рейтинге лояльности занимает уже 3-е место.
Рейтинг лояльности банков, % респондентов (рейтинг отсортирован по обеспеченным россиянам)
Всего по России | Обеспеченные россияне | Место в рейтинге узнаваемости (у обеспеченных россиян) | |
1. Сбербанк | 83 | 80 | 1 |
2. ВТБ 24 | 12 | 19 | 3 |
3. Банк Москвы | 9 | 11 | 6 |
4. Альфа-Банк | 6 | 10 | 4 |
5. Уралсиб | 6 | 9 | 5 |
6. Райффайзенбанк | 3 | 8 | 7 |
7. Банк Русский Стандарт | 6 | 5 | 2 |
8. ОТП-банк | 1 | 4 | 22 |
9. Росбанк | 5 | 3 | 9 |
10. Ситибанк | 1 | 3 | 8 |
"Защитный банк"
Рейтинг лояльности НАФИ составляет впервые, поэтому нет возможности сравнить результаты с докризисным состоянием. Однако общий тренд очевиден - это "перетекание" доверия граждан от частных банков к госбанкам, получающим прямую помощь от государства, говорит в комментарии RB.ru Диляра Ибрагимова, директор по исследованиям НАФИ.
"Потребители в условиях кризиса склонны больше доверять банкам с участием госкапитала, и этим обусловлено нахождение в числе лидеров Сбербанка, ВТБ 24 и Банка Москвы", - говорит аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский. При этом он отмечает, что отрыв уровня лояльности Сбербанка от остальных кредитных организаций очень высок - благодаря господдержке он стал своего рода "защитным" банком для сбережений большинства граждан.
Падение уровня лояльности к коммерческим банкам аналитик объясняет не только паникой, но и тем, что они ужесточили условия кредитования и сократили объемы выдаваемых кредитов из-за проблем с ликвидностью. Кроме того, некоторые банки (особенно, с иностранным участием) заявили о сокращении своих программ регионального развития, напоминает Сергиевский.
Спасти лояльность
Как бы тяжело ни приходилось в этих условиях рядовым розничным банкам, у них все же есть инструменты, с помощью которых они могут формировать лояльную клиентскую базу, считает Диляра Ибрагимова. В первую очередь, по ее мнению, это работа над повышением осведомленности вкладчиков в вопросе страхования вкладов. Как известно, в октябре государством была увеличена сумма гарантийного обеспечения по вкладам с 400 до 700 тыс. руб.
Однако банки мало работают над осведомленностью граждан, считает исследователь. Согласно опросу, лишь половина опрошенных что-то знает о том, что их вклады застрахованы и что гарантийная сумма стала больше. "Это большой минус пиар-кампаний банков, - отмечает Ибрагимова. - Об этом нужно было говорить на каждом углу и таким образом препятствовать панике. Конечно, государству у нас все еще не слишком доверяют - слишком сильна память о том, как оно не возвращало вклады. Но разъяснительная работа все равно позволит держать ситуацию под контролем".
По мнению же аналитика "Финама" Владимира Сергиевского, основной инструмент увеличения лояльности сегодня - это предложение вкладов с высокими процентными ставками на длительный период.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter