Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Госбанки отобрали лояльность населения у частных банков

Архив rb.ru
Илья

Илья

В лидерах рейтинга лояльности – Сбербанк, ВТБ 24 и Банк Москвы

Госбанки отобрали лояльность населения у частных банков

  Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) изучило уровень доверия финансовым институтам. Как и следовало ожидать, с большим отрывом лидирует Сбербанк, за которым следуют ВТБ 24 и Банк Москвы (контрольный пакет которого принадлежит властям столицы).

Соперничать со Сбербанком в лояльности населения, по понятным причинам, пока никому не удается - ему готовы доверить средства 83% россиян в целом по стране и 80% обеспеченных граждан. Однако в отличие от Сбербанка для других банков характерен более высокий уровень лояльности обеспеченных слоев населения, отмечают авторы исследования.

По уровню лояльности за Сбербанком следуют ВТБ 24 (12% по стране и 19% среди обеспеченного слоя), Банк Москвы (9% и 11% соответственно), Альфа-Банк (6% и 10% соответственно) и "Уралсиб" (6% и 9% соответственно). Причем в целом по России лояльность к банкам изменяется в диапазоне от 6 до 12%, пишут аналитики НАФИ, а среди обеспеченных россиян - от 9 до19%. Хотя пятерка лидеров по лояльности к банку не меняется как во всероссийском опросе, так и в опросе обеспеченных россиян, авторы отмечают, что в рейтинге лояльности банк Русский Стандарт ослабляет свои позиции по сравнению с узнаваемостью бренда. А Банк Москвы, занимавший в рейтинге узнаваемости банков 5-е место, во всероссийском опросе и 6-е в опросе обеспеченных россиян, в рейтинге лояльности занимает уже 3-е место.

Рейтинг лояльности банков, % респондентов (рейтинг отсортирован по обеспеченным россиянам)

 Всего по России

Обеспеченные россияне

Место в рейтинге узнаваемости (у обеспеченных россиян)

1. Сбербанк

83

80

1

2. ВТБ 24

12

19

3

3. Банк Москвы

9

11

6

4. Альфа-Банк

6

10

4

5. Уралсиб

6

9

5

6. Райффайзенбанк

3

8

7

7. Банк Русский Стандарт

6

5

2

8. ОТП-банк

1

4

22

9. Росбанк

5

3

9

10. Ситибанк

1

3

8

Чтобы выяснить степень лояльности, исследователи задавали гражданам вопрос: "Доверили ли бы вы этому банку свои личные денежные средства?" При этом опрашиваемые могли не только не являться клиентами этих банков, но даже и не иметь средства для вкладов. 

"Защитный банк" 

Рейтинг лояльности НАФИ составляет впервые, поэтому нет возможности сравнить результаты с докризисным состоянием. Однако общий тренд очевиден - это "перетекание" доверия граждан от частных банков к госбанкам, получающим прямую помощь от государства, говорит в комментарии RB.ru Диляра Ибрагимова, директор по исследованиям НАФИ.

"Потребители в условиях кризиса склонны больше доверять банкам с участием госкапитала, и этим обусловлено нахождение в числе лидеров Сбербанка, ВТБ 24 и Банка Москвы", - говорит аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский. При этом он отмечает, что отрыв уровня лояльности Сбербанка от остальных кредитных организаций очень высок - благодаря господдержке он стал своего рода "защитным" банком для сбережений большинства граждан.

Падение уровня лояльности к коммерческим банкам аналитик объясняет не только паникой, но и тем, что они ужесточили условия кредитования и сократили объемы выдаваемых кредитов из-за проблем с ликвидностью. Кроме того, некоторые банки (особенно, с иностранным участием) заявили о сокращении своих программ регионального развития, напоминает Сергиевский.

Спасти лояльность

Как бы тяжело ни приходилось в этих условиях рядовым розничным банкам, у них все же есть инструменты, с помощью которых они могут формировать лояльную клиентскую базу, считает Диляра Ибрагимова. В первую очередь, по ее мнению, это работа над повышением осведомленности вкладчиков в вопросе страхования вкладов. Как известно, в октябре государством была увеличена сумма гарантийного обеспечения по вкладам с 400 до 700 тыс. руб.

Однако банки мало работают над осведомленностью граждан, считает исследователь. Согласно опросу, лишь половина опрошенных что-то знает о том, что их вклады застрахованы и что гарантийная сумма стала больше. "Это большой минус пиар-кампаний банков, - отмечает Ибрагимова. - Об этом нужно было говорить на каждом углу и таким образом препятствовать панике. Конечно, государству у нас все еще не слишком доверяют - слишком сильна память о том, как оно не возвращало вклады. Но разъяснительная работа все равно позволит держать ситуацию под контролем".

По мнению же аналитика "Финама" Владимира Сергиевского, основной инструмент увеличения лояльности сегодня - это предложение вкладов с высокими процентными ставками на длительный период.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Консервативный или агрессивный
  2. 2 5 препятствий, которые не дают нам инвестировать
  3. 3 Мошенники, кризисы, нехватка знаний
  4. 4 (Не)страшные инвестиции: почему не нужно бояться инвестировать
  5. 5 Битва нейросетей: Midjourney, DALL-E, Kandinsky и «Шедеврум»

ВОЗМОЖНОСТИ

10 мая 2024

13 мая 2024