Архив rb.ru

Как бесплатно "поднять" малый бизнес?

Архив rb.ru

RB.ru собрал советы пиарщиков, маркетологов и директоров

Как бесплатно "поднять" малый бизнес?

В большинстве случаев те, кто запускает малый бизнес, не имеют миллионных оборотов. Наоборот – бюджет сильно ограничен, хватает только на самое важное. И хотя продвижение бизнеса вполне можно отнести именно к важной статье расходов, некоторые умудряются на нем сэкономить. Как?
 
Алексей Жуков, директор по маркетингу фулфилмент-оператора "Бета продакшн" (компания хранит, упаковывает и доставляет товары интернет-магазинов) в своем мнении насчет бесплатного продвижения категоричен:
 
- С моей точки зрения, представителям малого бизнеса нужно понимать, что бесплатных инструментов продвижения нет. Очень часто предприниматели недооценивают или вовсе обесценивают собственное время. Мы часто сталкиваемся с такими случаями, когда производим оценку фулфилмента интернет-магазинов. Выясняется, что стоимость тех или иных процессов не участвует в оценке затрат, поскольку этими процессами предприниматель занимается лично и они "ничего не стоят". Это очень обманчивое и очень опасное заблуждение.
 
Вот и закрыли тему? Нет, конечно. RB.ru опросил несколько других спикеров, среди которых – владельцы своего бизнеса, пиарщики и маркетологи.
 
Букет дисконтов
 
Личная харизма и обаяние, кстати, имеют огромное значение в продвижении.
 
- когда я открывал свой самый первый бизнес (сразу скажу, что закрылся он не из-за отсутствия финансов или рекламы), на начальных этапах, когда денег не было вообще. А развиваться надо было. Приходилось выезжать, в том числе, на обаянии, - рассказывает Андрей Вестинов, владелец компании, организовывшей доставку цветов на дом. – Это тоже целое искусство, которым и я, но все-таки больше мой коллега в некоторой степени владеем. Я не говорю, что совсем все делалось бесплатно, но в некоторых случаях подарить букет какой-нибудь генеральной директрисе или поулыбаться менеджеру из банка оборачивалось для нас экономией – если уж не денег, то хотя бы времени, что тоже немаловажно.
 
 
Надо что-то делать. Хотя и не хочется
 
PR-директор департамента развития франчайзинга Deloshop Сабина Каспарова говорит, что в малом бизнесе работа по продвижению часто идет "в нагрузку" непрофильным сотрудникам; бюджет на нее минимальный, часто его нет совсем. Для многих это достаточное оправдание для того, чтобы ничего не делать.
 
- Однако если вы хотите, чтобы ваш бизнес рос, развивался и зарабатывал больше, делать нужно. Эффективные инструменты не всегда платные. Даже если ваша компания – это вы и еще три человека, вы пишете совершенно разным людям десятки писем в день, которые не только занимают какие-то должности, но и являются потребителями товаров и услуг. Почему бы не рассказать им о том, чем занимается Ваша компания? Сделайте автоматическую подпись ко всем исходящим сообщениям, вставьте в нее ссылку на Ваш сайт и логотип. Это абсолютно бесплатный инструмент повышения узнаваемости Вашей компании. В моей практике даже был случай, когда в результате обычной переписки двух бухгалтеров одна компания купила у другой 350 подарочных сертификатов на 8 марта!
 
СМИ
 
Попасть на страницы глянцевого журнала или бизнес-издания очень нелегко. С интернетом немного проще – поток информации шире, нет жестких рамок по длине текста, нет непреодолимых дедлайнов – опубликованную статью всегда можно дополнить.
 
В последнее время нашу редакцию заваливают тонны писем с предложением сотрудничества: все они, от IT-компаний до кофеен, предлагают свои услуги по части комментирования в статьях. И ведь правда, комментаторы нужны. Так и получается взаимовыгодное сотрудничество на бесплатной основе.
 
А вот, что говорит по этому поводу Сабина:
 
- СМИ крайне редко интересуются новостями небольших компаний. Действительно, тот факт, что Вы открыли третий магазин, вряд ли как-то отразится на российском или мировом рынке. Выход – экспертное позиционирование. Наверняка есть вопросы, в которых вы можете высказать экспертное мнение: взаимодействие власти и малого бизнеса, поставки, налоги, ВЭД или Ваша отраслевая специфика. Создайте свою экспертную карту, опишите в ней свою профессиональную биографию, перечислите темы, которые Вы готовы комментировать и разошлите ее по отраслевым СМИ. Как это работает? Вот сейчас Вы читаете мой комментарий к этому материалу, что-то покажется Вам полезным, Вы забьете мое имя в Яндексе, зайдете на сайт компании, в которой я работаю, и, возможно, даже запишитесь ко мне на тренинг или на консультацию.
 
ФОТОэкономия
 
У Сабины в запасе есть и еще один метод, которым она охотно делится с читателями RB.ru.
 
- Если у Вас красивые атмосферные магазины-рестораны-студии предложите журналистам провести фотосъемку. Мой знакомый предприниматель умудрился продать свою франшизу женщине, которой просто очень понравились фотографии его студий в одном из женских журналов.
 
Похожим методом, кстати, часто пользуются начинающие фотографы. Вот, что рассказала Елена:
 
- Мы с мужем относительно недавно пытаемся накопить на собственную фотостудию. Понятное дело, под это дело нужны серьезные вложения, накопить на которые без большой клиентуры проблематично. Выход нашли такой: время от времени мы проводим бесплатные съемки (клиент оплачивает только студию, если хочет сниматься не дома и не на улице). Бонусов тут два: во-первых, довольный клиент (а мы стараемся, чтобы он остался доволен!) по сарафанному радио рассказывает, каких замечательных фотографов он нашел и к нам приходят уже его друзья. Во-вторых, мы составляем собственное портфолио, что тоже в фотоделе невероятно важно. Взаимовыгодный обмен!
 
 
Разослать всем!
 
Генеральный директор PR-агентства PR Partner Инна Алексеева считает, что самые эффективные способы продвижения для малого и среднего бизнеса - это рекомендации и директ-маркетинговые рассылки.
 
- Они помогают либо текущим клиентам покупать больше, либо привлекают новых и новых клиентов.
 
По словам Инны, этот инструмент лежит на поверхности, но используется мало:
 
- Большинство клиентов хорошо знают ваши услуги и могут гораздо лучше вас самих понять, кто реально их может купить. Чтобы клиенты рекомендовали вас, дайте им скидку или подарок, а также просто попросите об этом (чего практически никто не делает). Такие отзывы можно вывести на ваш сайт: они гораздо больше привлекают других клиентов, чем ваши самовосхваления.
 
Кстати, отзывы не обязательно должны быть позитивными, в них может быть и ложка дегтя, считает Инна, по мнению которой так они становятся более объективными и вызывающими доверие.
 
Вспомнить все!
 
- Также хорошо работают разнообразные напоминалки клиентам: "Вы давно не были в нашей кофейне!" или "Поздравляем с Днем рождения и дарим скидку 10%!"  или "Пришло время новой стрижки - прошел месяц с того времени, когда Вы были у нас!". Правда, сначала нужно узнать, пользуются ли Ваши клиенты электронной почтой, - уточняет Инна.
 
Как знает Инна, очень хорошо помогают продвижению услуг регулярные встречи с клиентами и получение от них обратной связи (как улучшить ваш продукт или услугу):
 
- Чем больше вы общаетесь с клиентами, тем лучше! К примеру можно организовать ежемесячный клиентский Клуб: чем больше времени Ваши клиенты будут проводить с вами, обсуждая продукт или услугу и  эмоционально вкладываясь в его развитие, тем больше они будут покупать!
 
Продвижение стартапов
 
Чтобы картина была полной, RB.ru отправился с вопросами к Fast Lane Ventures - специалистам по запуску стартапов. Отвечала PR-директор компании Лада Щербакова. 

- Является ли реклама приоритетным направлением при запуске стартапа?

- Да, безусловно, если вы хотите построить сильный узнаваемый бренд, и сделать это достаточно быстро, на рекламу в идеале необходимо тратить минимум 50% от всего маркетингового бюджета. Для бизнес-моделей, работающих на b2с рынке это особенно актуально. Наши онлайн-стартапы, работающие в консьюмерском сегменте, используют разные виды рекламного продвижения – от контекстной рекламы до рекламы на телевидении. Самые большие затраты на рекламу в сегменте электронной коммерции.

- Какой процент бюджета нужно на нее выделять, на что рассчитывать?

В среднем на маркетинг вообще (включая все средства продвижения) уходит до 50% от общего бюджета стартапа. Но опять – финальная цифра зависит от бизнес-модели и от того, на какой стадии находится компания. Если она только набирает обороты, то не всегда сможет себе позволить такие расходы.

В электронной коммерции на продвижение тратится примерно 30% от общего бюджета стартапа. Управляющий директор онлайн гипермаркета товаров для спорта и отдыха Heverest.ru Владимир Ким считает, что первое впечатление от бренда магазина формирует не реклама, а качество ассортимента и обслуживания. Поэтому больший процент своего бюджета компания вынуждена тратить на развитие ассортимента и программы лояльности. "Можно потратить миллионы долларов, зазывая посетителей к себе на сайт, обеспечить большой трафик, но если покупатель зайдет и увидит "пустые полки" или столкнется с недружелюбным обслуживанием, то уйдет и вряд ли вернется, и все ваши рекламные расходы будут потрачены впустую".  

 - Какие самые дешевые средствах продвижения вы могли бы предложить? 

 
- Партнерские программы: например, обмен тизерами или баннерами с родственными ресурсами для взаимного обмена трафиком. Витапортал (сайт о здоровье) по такой схеме сотрудничает с одной из медицинских социальных сетей. Хорошо работают вирусные ролики с хорошей креативной идеей, иногда компании просто размещают их в интернете, не тратя деньги на "посев", как, например, поступила компания Teamo. Ее ролик "Все на митинг" произвел настоящий фурор, собрав почти полмиллиона просмотров, обеспечив сайту знакомств  не только резкое повышение узнаваемости, но и реальный приток трафика. По сути, в аналогичных ситуациях бюджет идет только на производство. 

 - Часто ли к вам обращаются люди с интересными идеями и минимальным бюджетом? 

 - С минимальным бюджетом – всегда, с интересными идеями – гораздо реже!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

25 ноября 2020

27 ноября 2020

29 ноября 2020