Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как быстро и правильно оценить кандидата на должность?

Архив rb.ru
Юлия Судакова

Автор - RB.ru.

Юлия Судакова

Эксперт Светлана Иванова дает советы в своей книге

Как быстро и правильно оценить кандидата на должность?
О том, как нанять "правильных" сотрудников, болит почти каждая начальническая голова. Вместо того, чтобы день ото дня пить болеутоляющее, лучше потратить несколько часов на книгу одного из ведущих российских HR-специалистов Светланы Ивановой. Книга так и называется: "Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час".
 
Сама Светлана Иванова в деле подбора персонала, как говорится, давно "съела собаку". Она – автор более 50 тренинговых программ, ряда методик менеджмента и оценки персонала, систем аттестации, мотивации и интервьюирования. Создала  несколько агентств и успела поработать HR-директором в компании Johnson & Johnson Russia. Еще Иванова составила программу курса МВА "Управление человеческими ресурсами" МИРБИС. В общем, опыта накоплено достаточно – можно и поделиться.
 
"Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час" – сборник наиболее эффективных методик подбора персонала. По мнению Ивановой, существует множество подходов к подбору и оценке персонала. Среди них – популярная в былые годы "разнарядка" (распределение от вузов), знакомство, случайный выбор и даже интуиция.
 
В своей книге Иванова утверждает, что, несмотря на наличие других методов, личное интервьюирование по-прежнему остается самым лучшим способом принять на работу достойного кандидата. При этом важно понимать, что в большинстве методов интервьюирования нет однозначно правильных ответов, есть подходящие и не подходящие для данной вакансии и корпоративной культуры. Исключение представляют собой методики, оценивающие конкретные  навыки. А еще автор отмечает, что идеальных кандидатов, увы, не существует. " …Поэтому очень важно уметь расставлять приоритеты в требованиях к кандидату и выбирать лучшего, т. е. наиболее подходящего для вашей компании и этой вакансии" – пишет она.
 
С чего стоит начинать интервью и как его проводить?
 
"Первая часть — установление контакта. При этом интервьюеру нужно создать благоприятное впечатление о компании, дать возможность кандидату расслабиться и вести себя адекватно", - советует Иванова. Тут уместны и общие вопросы, и предложение выпить чаю и т.д.
 
Далее должен следовать краткий (от 5 до 20 минут в зависимости от значимости и сложности позиции) рассказ о компании, о бизнесе и его специфике, о вакансии, причине ее появления и основных задачах. Этот этап важен сразу по нескольким причинам. Мы заинтересовываем кандидата, показываем хорошие стороны компании и даже начинаем говорить с собеседником на одном языке – теперь он знаком с вашей компанией, и может оценить специфику. Но и это еще не все! Рассказав о компании, вы имеете возможность проверить, насколько кандидат обучаем: просто задайте ему какой-нибудь ситуационный вопрос, и вы поймете, насколько внимательно вас слушали.
 
Здесь мы как раз подошли к третьему этапу собеседования - собственно интервью в традиционном понимании этого слова, т. е. предложение кандидату ряда вопросов, ситуационных задач и т. д. Чередуйте темы вопросов, пробуйте задавать их в быстром темпе, делайте пометки так, чтобы кандидат не видел их, и так, чтобы, ответив, не ждал, пока вы допишете. "Не стоит задавать много так называемых биографических вопросов (расскажите о своих обязанностях на последнем месте работы или о причине смены всех мест работы и т. п.). Дело в том, что к таким вопросам кандидат всегда заранее готовится и вы, вероятнее всего, получите социально-желательные ответы. Кроме того, большую часть такой информации можно почерпнуть из резюме", - рекомендует Иванова.
 
После интервью дайте кандидату возможность задать вопросы вам. Обратите внимание на эти вопросы – через них вы поймете, что его волнует на самом деле. Заканчивать собеседование нужно обсуждением алгоритма продолжения взаимодействия. При этом интервьюеру стоит взять инициативу на себя и оговорить, будут ли еще встречи, их примерные сроки и цель встреч.
 
Практика

Одной из последних глав стал "Практикум", собравший множество реальных примеров и их анализов. Всего несколько страниц, но после их прочтения любой рекрутер сможет адекватно оценивать ответы кандидатов.
 
Главное же, по мнению Светланы Ивановой, - понять кандидата как можно лучше и суметь правильно выстроить систему ситуационного руководства, начиная с самого первого дня его работы в компании.

Светлана Иванова "Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час" - Альпина Паблишер, 2010

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Расследование о крипте. Отрывок из книги «На шифре. Инсайдерская история криптовалютного бума»
  2. 2 90 этажей мало, нужно 163: секреты планирования из книги «Управляй как шейх»
  3. 3 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  4. 4 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  5. 5 Студенчество Баффета: первые вложения инвестора