Количество российских фильмов к 2010 году сократится из-за кризиса на 30%

Расскажите друзьям
Елена
Елена

Участники кинорынка обсудили его будущее

Кинорынок уже существенно пострадал из-за кризиса: в конце 2008 года было приостановлено производство порядка 100 российских кинопроектов. По словам генерального директора компании "СТВ" Сергея Сельянова, продюсеры устали от убыточных проектов еще до кризиса - в августе 2008 года.

"Сегодня только два фильма из 100 окупаются, - рассказал он на конференции "Кинокризис? Кризис кино", состоявшейся в пятницу. - Этого недостаточно для всей индустрии". По его словам, если бы ситуация не изменилась, количество российских фильмов в любом случае сократилось бы на 30% к 2010 г., даже без учета кризиса. Но ситуация изменилась: кризис снизит количество выходящих фильмов, количество прокатных копий, обострит напряженность между контрагентами на кинорынке. Но есть и положительные стороны: падают расходы на рекламу, стоимость аренды кинотеатров, издержки на кинопроизводство и гонорары актерам.

Будет ли заморозка

"Нам в какой-то степени повезло, - считает Сергей Селиванов. - Кризис ударил в конце осени - зимой, то есть в тот период, когда фильмы обычно не снимаются. Традиционно картины запускаются в марте, съемочный период приходится на август-сентябрь-октябрь. Поэтому сегодня мы еще не чувствуем кризиса: на экран выходят картины, которые были сняты до кризиса, рынок работает по инерции".

При этом, по его словам, бюджеты фильмов должны сократиться как минимум в два раза, причем в рублевом эквиваленте. Это означает сокращение в два раза зарплаты сотрудникам съемочных групп, падение гонораров у высокооплачиваемых актеров на 70-80%. Селиванов отказался прогнозировать, сократится ли объем рынка. "Если удастся найти правильный баланс между себестоимостью и рынком, - кино будет производиться как производилось", - уверен он.

Генеральный директор кинокомпании "Арт Пикчерс" ("В движении", "Жара", "Обитаемый остров") Дмитрий Рудовский считает, что объем отечественного кинорынка, несомненно, сократится. Освободившиеся от российских премьер места, по его мнению, заполнят западными новинками не лучшего качества. Да и качество русского кино, по словам Рудовского, сильно упадет: "Страдать будет качество: денег на спецэффекты не будет, профессиональные каскадеры будут вынуждены искать себе работу в другой области".

Возврат к длинному прокату

Безрадостная ситуация на рынке кинопроката. "Количество неплатежей на рынке огромное, - сказал директор по прокату компании "Централ Партнершип" Вадим Верещагин. - Мы возвращаем деньги дай Бог через два месяца".  По словам Вадима, из-за роста курса доллара очень подорожала кинопленка, на которую записывается копия фильма для проката, что заставляет прокатчиков сокращать количество прокатных копий: все меньшему и меньшему количеству кинотеатров удается за две недели проката отбить стоимость пленки и рекламу.

По мнению Верещагина, Россия из-за кризиса перейдет к так называемому "длинному прокату" - схеме, по которой кинопрокатный рынок работал 6 лет назад. Иными словами, из-за ограниченного количества копий, картины будут ездить по стране в течение нескольких месяцев: начиная от столиц и заканчивая регионами. Прокатчики называют это термином "второй экран".

Однако представители региональных кинотеатров резко против возврата к "длинному прокату". "Нам нужен первый экран (одновременная премьера фильма по всей стране. - Прим. RB.ru), иначе кинотеатры в регионах закроются, - считает управляющий директор компании "Монитор Олимп" (кинотеатр "7 Звезд", Краснодар) Елена Полянская. - Зрители не будут ждать. Сейчас есть интернет, DVD, зрители просто перестанут ходить в кино".

Многие кинотеатры не переживут кризис

По прогнозам Полянской, первыми от кризиса пострадают "однозальники" и частные (несетевые) кинотеатры - при системе "второго экрана" они просто разорятся. Генеральный директор компании "Нева-фильм" Олег Березин относит к группе риска все кинотеатры, которые были открыты в течение 2008 года. "Они открывались в местах, выигранных в результате тендеров по баснословным ценам, при этом они не успели сформировать своего зрителя", - объясняет он.

Помимо проблемы неплатежей и возврата к "длинному прокату", главной проблемой, которая обострилась из-за кризиса, в кинопрокатном деле остается воровство кинотеатров. Прокатные компании и кинотеатры делят прибыль от сборов пополам. Но в России до сих пор не разработана прозрачная система, позволявшая бы прокатчикам в онлайн-режиме отслеживать, сколько билетов продается в кинотеатре на тот или иной сеанс. Это позволяет кинотеатрам применять различные мошеннические схемы, ставшие уже стандартными: указывать неправильное количество проданных билетов, "перекидывать" билеты, проданные на вечерние сеансы, на утренние (более дешевые), не учитывать результат работы одной-двух касс и т. д.

Люди хотят комедий и ужасов

Лидеры проката января и февраля 2009 года показали, что людям в период кризиса прежде всего хочется посмеяться: новогодние премьеры "Любовь-морковь-2", "Тариф "Новогодний" были успешными. Также лидером проката стал римейк хоррора "Пятница, 13-е", доказавший, что за острыми ощущениями тоже по-прежнему идут в кино.

По словам Олега Березина, американцы реже всего посещали кинотеатры во времена Великой депрессии. Именно тогда делалось все, чтобы привлечь зрителя в кино: вводились сдвоенные сеансы, выдавались бесплатные билеты (кино можно было посмотреть за кулек попкорна). Не исключено, что через некоторое время подобная ситуация ждет и российский кинорынок.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Innovate or Die
13 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase