Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Кризис не заставил клиентов дорогих магазинов экономить на продуктах

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Сети "Азбука вкуса" и "Глобус гурмэ" не заметили серьезного снижения продаж в кризис

Кризис не заставил клиентов дорогих магазинов экономить на продуктах
Бизнесмены и топ-менеджеры стали экономить в кризис, но не на продуктах питания. Лидеры рынка премиальных розничных сетей - "Азбука вкуса" и "Глобус гурмэ" - не заметили серьезного снижения продаж. Средний чек в "Глобус гурмэ" вырос на 17%, до 2500 рублей, в "Азбуке вкуса" - на 7%, до 1300 рублей.

Дорого есть не запретишь: премиальные продуктовые сети "Азбука вкуса" и "Глобус гурмэ" не заметили кризиса и серьезного снижения продаж. Оборот "Азбуки вкуса" с ноября 2008 года по май 2009 года вырос на 14% в рублях по сравнению с тем же периодом годом ранее. Оборот сети гастрономов "Глобус гурмэ" в I квартале 2009 года вырос на 16% в рублях.

Только в ноябре прошлого года мы не увидели роста продаж по отношению к октябрю, но тогда у потребителей просто был шок, говорит "Ведомостям" гендиректор сети "Азбука вкуса" Владимир Садовин. Никаких существенных отклонений в продажах из-за кризиса мы не заметили - даже в декабре прошлого года наблюдался традиционный всплеск продаж и рост оборота на 50%, соглашается гендиректор "Глобус гурмэ" Андрей Яковлев.

Офисные менеджеры больше не клиенты

Правда, посетителей в магазинах стало меньше - в "Глобус гурмэ" с ноября по май их количество сократилось на 4%. Правда, по заверениям Яковлева, это были нелояльные покупатели - например, офисные менеджеры, которые приходили в магазины за покупками во время обеденного перерыва и покупали в основном кулинарию. Потеряла непостоянных покупателей и "Азбука вкуса", зато смогла привлечь часть клиентов тех супермаркетов, которые сократили ассортимент и уменьшили число свежих импортных товаров, замечает Садовин.

Стоит отметить, что крупные торговые сети с начала кризиса активно пересматривают ассортимент. Так, X5 Retail в прошлом году сократила ассортимент своих магазинов на 20% - до 3000 товарных позиций, а магазины "Лента" снизили долю товаров премиум-сегмента с 20 до 10%.

Поставщики заметили рост

Отмечают рост продаж своей продукции в дорогих магазинах и поставщики. Представитель Северной компании (поставщик икры и рыбных деликатесов) отмечает, что продажи икры в магазинах "Глобус гурмэ" за период кризиса не только не сократились, но и показывают положительную динамику. Такая же ситуация и с "Азбукой вкуса": продажи охлажденной рыбы, например, показывают рост с 700 до 1500 кг в неделю. Представитель ЗАО "Ферреро Руссия" говорит, что с ноября по май продажи конфет "Ферреро" росли на фоне общего снижения продаж конфет в премиальном сегменте с декабря прошлого года. В "Юнимилке" отмечают, что продажи продукции компании с ноября по апрель выросли в "Глобус гурмэ" на 11% в рублях, а в "Азбуке вкуса" - на 6%, при этом цены на продукцию "Юнимилк" не поднимал.

Средний чек в "Глобус гурмэ" вырос на 17% - до 2500 рублей, в "Азбуке вкуса" - на 7%, до 1300 рублей. Инфляция цен на продукты в "Азбуке вкуса" за это время составила 6,5%. В "Глобус гурмэ" цифры по инфляции внутри сети не раскрывают. Правда, Яковлев напоминает, что цены на импортные товары в магазинах зависят от валютного курса: после девальвации рубля на 30% стоимость импортных продуктов (80% ассортимента) выросла соответственно.

Оптимизация расходов

"Азбука вкуса" сдерживает рост цен в магазинах за счет оптимизации логистики, отношений с поставщиками, а также за счет снижения собственной рентабельности примерно на 2 процентных пункта, говорит Садовин, однако абсолютных цифр не называет. Основной способ борьбы с издержками в обеих компаниях - приостановка проектов развития. "Глобус гурмэ" до кризиса планировал открыть магазины в 15 крупнейших городах России,  теперь собирается отложить планы до 2010 года.

"Азбука вкуса" отказалась от выхода в Киев и Екатеринбург. Благодаря этому, а также оптимизации расходов на персонал, снижению арендных платежей и сокращению списания товаров "Азбуке вкуса" удается сэкономить около $1,5 млн в квартал, которые компания направляет на снижение долговой нагрузки (сейчас - $90 млн) и расчеты с поставщиками. "Глобус гурмэ" за счет оптимизации операционных расходов компании в этом году удалось сэкономить 15% от операционных затрат.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Самые ожидаемые IPO 2022 года
  4. 4 Уловки кондитеров: на что идут производители, чтобы пережить кризис в отрасли
  5. 5 Видеоконтент, который продает: форматы и особенности
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше