Спрос на тренинги растет, но стандарты их качества до сих пор туманны
Российский Национальный союз кадровиков (НСК) по заказу "Ведомостей" опросил 712 HR-менеджеров московских и региональных компаний. Выяснилось, что наибольший интерес у компаний (52%) вызывают тренинги, посвященные тайм-менеджменту и лидерству. На втором месте (42%) идут программы, связанные с работой в команде и развитием управленческих навыков. Почти столько же (40%) считают необходимым прививать своим сотрудникам навыки телефонного общения и публичного выступления.
Спрос на корпоративное обучение растет. В торговой сети "Мир", по словам ее HR-директора Галины Седовой, в 2004 г. с помощью внешних провайдеров обучение прошли около 200 человек, в 2005-м - 300, в 2006-м - уже 350. В компании Alcoa в 2006 г. обучили более 12 000 человек, из них 4000 прошли развивающие тренинги.
Процесс обучения приносит больше пользы новичкам, чем опытным сотрудникам. "Существует такое понятие, как критически полезный объем знаний, - рассуждает Владимир Скрипниченко, менеджер по корпоративным коммуникациям консалтинговой группы "Кузьменков и партнеры". - Если людей постоянно чему-то учить, загружать новой информацией, то через несколько занятий будет усвоен лишь тот материал, который необходим для повседневной работы, вся остальная информация скорее всего забудется".
"На рынке тренинговых услуг отсутствуют стандарты качества - нет единого понимания признанных авторитетов", - говорит Руслан Ильясов, руководитель отдела персонала компании Alcoa. Согласно исследованию НСК, 44% компаний выбирают программы "по рекомендации знакомых", еще 37% ориентируются на имя компании и для стольких же решающий фактор - цена за обучение. По данным компании Begin Group, ценовой диапазон почти 90% всех тренингов в Москве находится в пределах от $1500 до $2500.
Еще один недостаток - однотипность тренингов. "Если вы возьмете стандартный ассортимент и содержание тренинг-программ и сравните его с ассортиментом книг большого столичного книжного магазина, то обнаружите поразительное сходство - единственным преимуществом такой "литературы" будет яркая анимация", - иронизирует владелец маркетингового агентства Live! Антон Буланов. По его мнению, образовательные программы часто не имеют никакого отношения к повышению квалификации сотрудников, а скорее выступают в качестве дополнительного инструмента мотивации персонала.
Как любое обучение, тренинги нуждаются в оценке эффективности. "Но как, к примеру, оценить успешность тренинга по продажам, если на них кроме прочего влияют спрос, сезонность, а также усиление рекламной активности компании?!" - сетует Галина Седова. "В идеале компаниям следует проводить предварительную оценку и выяснять, насколько у персонала развиты те или иные навыки", - комментирует старший тренер-консультант тренинговой компании CBSD Марина Фурта. После обучения сразу или спустя месяц процедуру следует повторить.
Другой совет: так же как стоит лечиться у одного врача, следует заказывать тренинги в одной и той же компании. "Если топ-менеджмент будет работать с узким кругом специалистов, то со временем тренеры сами начнут понимать, что предложить компании в следующий раз", - рассуждает Скрипниченко. Но главное - подходить к процессу обучения сотрудников дифференцированно, отмечает Фурта из CBSD. "Существует определенный "джентльменский" набор знаний, которыми должен обладать сотрудник фирмы вне зависимости от занимаемой им должности, - это специальные технические навыки, и парадокс в том, что, чем выше поднимается человек по карьерной лестнице, тем меньшую ценность они для него представляют. На этапе "восхождения" более важным становится развитие навыков лидерства и эффективного управления", - поясняет она.
Оксана Гончарова
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
05 мая 2024
10 мая 2024
13 мая 2024
13 мая 2024