Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

PepsiCo покупает "Вимм-билль-данн"

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

Эксперты называют эту сделку вполне ожидаемой

PepsiCo покупает "Вимм-билль-данн"
Американский производитель напитков PepsiCo Inc. покупает одного из крупнейших российских производителей молочной продукции и соков "Вимм-билль-данн" (ВБД) за $5,4 млрд. Эксперты считают, что это приобретение сделает Pepsi лидером в ряде наиболее привлекательных сегментов российского рынка FMCG.

Стороны договорились о покупке 66% акций ВБД за $3,8 млрд. Речь идет о приобретении всех акциях основателей компании, а также пакета акций размером в 18,34%, который ВБД осенью выкупил у Danone. Этот пакет образовался после слияния молочных бизнесов в России Danone и "Юнимилк". Оставшиеся акции PepsiCo будет выкупать с рынка. Но вначале сделка должна быть одобрена правительственной комиссией по иностранным инвестициям, а также ФАС. По разным данным, сумма сделки составит от $5,4 до $5,8 млрд.

Покупка с накруткой

Предложенная PepsiCo в пять раз выше капитализации ВБД (на вчерашнем закрытии NYSE она стоила $1,07 млрд). В июне Danone продал 18% акций ВБД исходя из оценки компании в $2,5 млрд. В октябре аналитики оценивали ВБД в $4 млрд. Эта сделка может стать одной из крупнейших иностранных инвестиций в российские компании неэнергетического сектора.

ВБД является крупнейшим в России производителем детского питания и третьим игроком на рынке соков. Чистая прибыль компании за первые полгода 2010 года по US GAAP составила $69,5 млн. Основные акционеры: Гавриил Юшваев - 19,6%, Давид Якобашвили - 10,5%, Михаил Дубинин - 4,7%, Сергей Пластинин - 3,9%, Александр Орлов - 3,1%.

Компания владеет 36 производственными предприятиями, выпускающими молочные продукты, соки и минеральную воду, а также центры продаж в более чем 25 городах России и в странах СНГ. ВБД принадлежат торговые марки J7, 100% Gold Premium, "Любимый сад", "Домик в деревне", "Веселый молочник", "Агуша" и т. п. (всего свыше 1000 наименований молочной продукции и более 150 наименований соков, фруктовых нектаров, негазированных напитков).

Эта сделка станет вторым серьезным шагом PepsiCo на российском рынке. Напомним, в 2008 году PepsiCo и Pepsi Bottling Group (PBG) завершили сделку по приобретению 75,53% акций ОАО "Лебедянский" В соответствии с условиями сделки ООО "Лебедянский Холдингс", созданное PepsiCo и PBG, приобрело 75,53% акций "Лебедянского" у четырех крупнейших акционеров компании - Николая Борцова (30%), Юрия Борцова (25,13%), Ольги Белявцевой (18,4%) и Дмитрия Фадеева (2%).

А летом 2009 года компания пообещала в течение трех лет вложить в развитие бизнеса в России $1 млрд, а суммарный объем инвестиций компаний достигнет $4 млрд.

Ожидаемое приобретение

Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин заявил в разговоре с RB.ru, что эта сделка не стала полной неожиданностью для рынка. "В последние несколько месяцев подобный сценарий достаточно активно обсуждался в кругу специалистов - вероятность такого развития событий просматривалась, - говорит эксперт. - Косвенно это переопределялось собственно слиянием Danone и Юнимилк". Циркуляция таких идей оказывала влияние и на котировки бумаг компании, особенно на российских площадках. "Сюрпризом скорее стало достаточно стремительное развитие событий, но насколько я понимаю, это в целом в стиле Pepsi", - говорит Клягин.

В официальном сообщении фигурирует $3,8 млрд за 66%, что, конечно, подразумевает весьма солидную премию к рынку, но с учетом масштаба сделки в целом выглядит достаточно адекватно, считает он. В стратегическом плане продажа выглядит вполне логично.

"Слияния и поглощения в условиях значительного усиления конкуренции позволит компании сохранить лидирующие позиции и, вероятно, станет сильным драйвером дальнейшего развития фирмы, - говорит Клягин. - Компании Pepsi покупка дает огромный синергетический эффект". Фактически корпорация займет лидирующие позиции в ряде наиболее привлекательных сегментов российского рынка FMCG. В том числе, значительно увеличит долю в сегменте воды. "Создается мощный потенциал дальнейшего роста - в том числе, платформа для экспансии на развивающиеся рынки стран СНГ, Восточной Европы", - резюмирует Клягин.

Со стороны ФАС, по словам эксперта, интерес может возникнуть, но формальных запретов для сделки нет.

Тем временем акции ВБД подорожали на ММВБ уже более чем на 65% на фоне информации о сделке. Текущая цена за одну акцию составляет 3,8 тыс. рублей.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российская практика M&A в разработке ПО: как снизить риски и создать для продуктов дополнительную ценность
  2. 2 Мифы о производственной 3D-печати: дорого, ненадёжно, медленно
  3. 3 Импортозамещение, роботы и решения для здоровья: какие задачи решали сколковские стартапы в 2023 году
  4. 4 Как организовать собственное производство косметики
  5. 5 Стартапы поборются за инвестиции в акселераторе АГНИ