Ксения Дементьева

Почему отношения с сотрудниками надо строить как со спортивной командой, а не как с семьей

Основатель Linked In и его соавторы рассказали в своей книге, как построить правильное и взаимовыгодное сотрудничество


Настоящие лояльность и преданность сегодня - явления как никогда редкие, а пожизненный найм и вовсе безвозвратно ушел в прошлое. Но некоторые компании и специалисты до сих пор пытаются "придать" работе больше стабильности и неизменности, чем нужно. В книге The Alliance: Managing Talent in the Networked Age основатель Linked In Рид Хоффман и предприниматели Бен Касночча и Крис Йе рассказали, почему сотрудников лучше ассоциировать с эффективной спортивной командой, а не с семьей.

Позиционирование компании как семьи создает у сотрудников ложное ощущение "пожизненных отношений и сильной причастности", пишут они. Если в компании происходят увольнения, то уволенные специалисты могут расценивать это как предательство, а те, кто останется, всерьез задумаются о том, насколько их здесь ценят.

Вот что на эту тему пишут Хоффман, Касночча и Йе: "В семье родители не могут "уволить" детей. Представьте себе ситуацию, что кто-то отказывается от своего ребенка, потому что он ошибся или сделал что-то не так. Немыслимо, правда? Но примерно это получается, когда генеральный директор компании описывает отношения в команде как семейные, а потом увольняет людей.

В отличие от семьи, спортивная команда имеет перед собой очень четкую цель, миссию, и участники команды собрались вместе не по случайному стечению обстоятельств, а чтобы достичь поставленной цели. Со временем состав команды меняется, потому что игроки сами хотят переходить в другие клубы, или, например, потому что тренер меняет игрока на более эффективного. Команды выигрывают, когда их участники достаточно доверяют друг другу, чтобы поставить в приоритет цель команды, а не славу какого-то одного игрока. Как ни парадоксально, но выигрыш в команде - лучший для игроков способ достичь индивидуального успеха".

Как отмечают авторы, аналогия с семьей может применяться, когда речь идет об общении с коллегами (а не о совместной работе как таковой): тогда важны "семейные" вещи, вроде сочувствия, признания и уважения. Авторы рассказывают о том, как нужно строить продуктивную команду и правильные отношения в ней. Для этого можно установить определенные промежутки времени пребывания в должности. Хоффман, Касночча и Йе различают три периода (или уровня).

Ротационный. Здесь довольно мало персонализированного отношения к сотруднику, поскольку речь идет о позициях, на которых специалистов легко заменить. Период может занимать от года до трех лет, проведенных в компании: когда приходит новый сотрудник или недавний выпускник и погружается в культуру. Также в ротационном периоде всегда находятся специалисты, должность которых не предполагает карьерного продвижения.

Трансформационный. После него сотрудник может получить повышение в компании - или сменить компанию, чтобы получить его уже на новом месте. Период предполагает, что сотрудник работает в компании уже от двух до пяти лет. Его карьерные цели обговариваются с ним один на один. По их достижении он, вероятнее всего, либо переходит на новый уровень, либо в другую компанию.

Фундаментальный. Тот самый новый уровень. Сотрудник уже тесно связан с основными ценностями компании, это можно сравнить с браком. Обе стороны (сотрудник и компания) ожидают от этих "отношений" постоянства и упорной работы. Как отмечают авторы книги, топ-менеджеры компании в идеале должны находиться на этом уровне.

По мнению Хоффмана, Касноччи и Йе, менеджеры в компании не обязаны поддерживать абсолютно все ценности и устремления каждого из сотрудников, но они обязаны уважать всех. Переход с уровня на уровень предполагает, что со временем ценности компании и ценности сотрудника практически полностью "наложатся" друг на друга, образуют, можно сказать, практически одно целое. Создав такую общность с помощью трех этих уровней, компании будут иметь возможность "инвестировать в развитие на долгосрочную перспективу, не жертвуя при этом гибкостью, адаптацией и приспособляемостью". Примерно по этому принципу работают профессиональные спортивные команды, пишут авторы.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook