Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Расслабленность стартаперам только мешает

Архив rb.ru
Юлия Судакова

Автор - RB.ru.

Юлия Судакова

Эксперт по запуску стартапов Марина Трещова рассказала, как достичь успеха

Расслабленность стартаперам только мешает
Когда и как следует запускать стартап? Какие ловушки могут ждать вас на пути к успеху? Какие отношения должны царить в коллективе, и насколько вредна известная по многим проектам «расслабленность» в работе? На эти и другие вопросы RB.ru ответила генеральный директор компании Fast Lane Ventures Марина Трещова.

Fast Lane Ventures – опытный игрок на рынке интернет-стартапов. Всего за полтора года компания создала 12 инновационных интернет-бизнесов, работающих в различных областях рынка: онлайн торговли, туризма, рекрутмента, аренды и покупки недвижимости, здравоохранения, онлайн рекламы и т.д. Среди наиболее успешно развивающихся проектов – ведущий розничный магазин обуви Sapato.ru, сайт знакомств Teamo.ru и телемагазин ShoppingLive.ru.

- Сейчас многие стартапы хвастаются, что их сотрудники могут работать хоть с крыши, хоть из гамака. В общем, пропагандируют очень расслабленную атмосферу. Вы запускаете проекты уже больше 10 лет. Как, по-вашему, расслабленность допустима?

М.Т.:  Нет, я не верю в возможность строить бизнес при таком подходе.

Ю.С. Почему?

М.Т..: Мы запускаем только очень серьезные бизнесы, сложные технологически и организационно. Если не обеспечить им жесткого контроля, будет та самая расслабленность, а значит не будет результата.  Только такая работа может обеспечить необходимую скорость  и качество.  На российском интернет рынке конкуренция пока еще очень низкая, так что победит тот, кто будет бежать быстрее.

Ю.С.: Но в массовом восприятии образ стартапера больше ассоциируется с прямо противоположным подходом – с гамаками и расслабленностью. Почему? Можно сказать, что дело в нашем менталитете?

М.Т.: Я много лет жила в Америке, и думаю, что сегодняшняя Америка тоже очень изменилась, так что лишь на менталитет все списывать не надо – аналогичные проблемы есть во многих странах. И все же, если говорить про Россию, то не могу не признать: есть моменты, связанные и с менталитетом. Это следствие недостатка предпринимательской культуры в нашей стране. В Америке ей уже сотни лет, у нас – только десятки. Люди до конца не понимают, какой объем усилий необходимо приложить, чтобы поднять новый бизнес с нуля – неважно, где он будет реализован – в оффлайне или онлайне.  Жесткий контроль важен и в классических бизнес-структурах независимо от масштаба.

Ю.С.: А работает ли в России западная модель запуска стартапа?

М.Т.:  На наш взгляд, только такая и работает (и мы работаем именно по такой), безусловно, с учетом определенной адаптации под локальный рынок. Что ее характеризует? В первую очередь, исключительный прагматизм и ориентация на конкретный результат.  Мы стараемся избегать эмоций при оценке перспектив новых идей и ровно с того момента, как мы говорим GO новой идее и приступаем к ее разработке, первое, что мы делаем, это определяем ключевые показатели эффективности бизнеса (KPI).  В нашей бизнес-лексике нет таких оценок как «мне нравится» и «это хороший показатель». Все наши показатели измеряемы конкретными цифрами и сроками. Плюс у нас очень прозрачный формат контроля развития бизнеса. Это система регулярных совещаний (check-points). У нас прозрачное корпоративное управление – мы видим в этом особую ценность. Для международных финансовых партнеров это очень важно. Все это вместе, пожалуй, и есть западная модель.

Ю.С.: Какие сотрудники для какого стартапа подходят? Есть ли вообще разница, каких людей нанимать под проект?

М.Т.: Если мы говорим про топ-менеджмент – лидер бизнеса должен любить модель. Это самое важное. Поэтому даже если у вас мало опыта, но вы досконально понимаете бизнес-модель, ее ценность, перспективы, верите в ее успех, это огромный фактор успеха. Человек должен быть мотивирован на развитие нового бизнеса, и не только деньгами.  Если лидер верит в идею, воодушевлен, он сможет вдохновить команду. 
Вообще в стартапе абсолютно другая мотивация нежели в классических бизнес-структурах. Люди, работающие в офисах и стартапах, сильно друг от друга отличаются. У них разные жизненные приоритеты. Первым важна стабильность и предсказуемость, вторым – драйв и эмоции, и они готовы работать в нестабильных условиях. Это люди с очень гибким мышлением: не нашел выход, уперся в стенку – быстро развернулся и побежал в другую сторону. Плюс умение одновременно заниматься несколькими задачами. Вообще, в стартапы идут те, кто хочет прозрачных перспектив роста – профессионального и карьерного, кто жаждет новых целей и новых достижений. Теми, кто идет работать в стартапы, чаще всего «движут» амбиции, желание что-то принципиально поменять в своей жизни, сделать что-то важное и значимое. Материальный вопрос обычно вторичен, хотя конечно важен. В стартапах материальная компенсация не может быть ниже рыночной, обычно она даже выше. Отчасти это компенсация нестабильности и рисков. 

Мы набираем людей различного уровня и профиля. Конечно наличие опыта это большой плюс: опыта в предпринимательстве, интернет-строительстве, интернет-продвижении и т.д. Тем не менее, мы берем и новичков, так называемых юниоров – молодых, умных, амбициозных, кто готов много работать и быстро расти. Мы активно помогаем им развиваться, учим, растим из них будущих звезд. Среди наших лидеров – два недавних юниора. 

Ю.С.: Возвращаясь к первому вопросу про расслабленность в стартапах, есть ли какие-то конкретные примеры, когда это было вредно для бизнеса?

М.Т.: Мне кажется, что расслабленность выражается не в том, что людям лень, и они не хотят много работать, а в том, что они в принципе не понимают, что нужно делать, чтобы построить успешный бизнес. К нам часто приходят авторы идей, которые говорят: вот мы что-то интересное придумали, давайте вы нам дадите денег, и мы вместе подумаем, как нам действовать дальше.   Они не могут правильно представить модель, доказать способность ее роста. Они пришли к потенциальным партнерам и не потрудились хоть как-нибудь оформить свое предложение, просчитать рыночные перспективы, стратегию развития и т.д. Вот это и есть расслабленность. Это очень вредно для бизнеса. При таком подходе вообще нет смысла говорить о каком бы то ни было бизнесе. Мы так не работаем. 

Ю.С.: В офисах обычно очень соблюдается внутрикорпоративная этика. Как насчет стартапов? Какие отношения между сотрудниками допустимы?

М.Т.:  Я не вижу каких бы то ни было различий между офисом и стартапом с точки зрения этики. Для стартапа, я бы даже сказала, этот вопрос еще важнее, т.к. здесь всегда исключительно командная работа, люди работают бок о бок, вместе решают важные задачи, вместе проводят много времени. Взаимодействие – одна из наших трех корпоративных ценностей. Если определенный человек в команду не вписывается, с ним придется распрощаться.

Ю.С.: В России стартапы – явление относительно молодое. Как-то трансформировался подход к ним за годы?

М.Т.: В России первые стартапы были запущены в 90-х. Как специалист, я могу комментировать только стартапы в интернете. Со времен 90-х у нас есть только три интернет-компании, выросшие из стартапов: «Мейл.ру», «Яндекс» и «Озон». У них были совершенно другие стартовые условия: тогда рынка не было вообще, соответственно, конкуренции тоже. И самое главное – у них было много времени для того, чтобы стать на ноги, вырасти в масштабный прибыльный бизнес. Сейчас уже все по-другому. У современных стартаперов нет такой возможности. Им надо бежать очень быстро и достигать показателей серьезного бизнеса за гораздо меньшее время. KupiVIP и Sapato.ru за год с момента старта выросли в разы и добились многомиллионных оборотов. Сегодняшний интернет рынок в России – это 60 миллионов пользователей. Недавно мы стали ?1 в Европе по размеру интернет-аудитории. Это колоссальные возможности для предпринимательства. При этом сам рынок, с точки зрения количества сервисов и продуктов для этой огромной аудитории, еще довольно пустой. Чтобы реализовать имеющиеся на нем возможности, нужно очень быстро бежать. Скорость и возможности – вот ключевые, на мой взгляд, особенности сегодняшнего рынка стартапов. 

Ю.С.: Часто я слышу фразу, что в России интернет бизнес, во-первых, развивается очень быстро, а во-вторых, легко найти незанятую нишу.

М.Т.: Да, я согласна.

Ю.С.: А что это за ниши, вы знаете? Куда лучше податься человеку, желающему открыть свой бизнес?

М.Т.: В интернете можно взять любое товарное направление, любую вертикаль, и создавать все, что душе угодно.  Электронная коммерция сегодня в России почти отсутствует. Это, правда, достаточно дорогостоящее мероприятие, для большого бизнеса требуется большой начальный капитал. А маленьких бизнесов уже очень много, их сделать проще, но там часто страдает качество и финансовый результат. У нас есть хороший пример удачного стартапа в этой области – Sapato.ru, онлайн магазин по продаже обуви и аксессуаров. Ему чуть больше года, а у него уже милионные обороты (в долларах) и сотни тысяч постоянных покупателей. А когда мы только затевали этот проект, все говорили, что это нонсенс, что никто не будет покупать обувь по интернету. Конечно, чтобы это построить, нужно много сил, много денег и классная команда. Сайт – это только верхушка айсберга, то, что остается за кадром, - это огромная работа по выстраиванию бизнес-процессов, характерных для любого торгового бизнеса, неважно где его строить – онлайн или офлайн.

Ю.С.: А все-таки конкретный можете привести пример, где сейчас особенно пусто?

М.Т.: В любом он-лайн секторе есть еще минимум пять направлений, которые можно развивать и становиться серьезным игроком. Можно идти по любому товарному ассортименту от игрушек до предметов интерьера, смотреть, где нет крупных игроков, и становиться таковым. Помимо электронной коммерции есть масса сегментов, где еще нет развитых потребительских сервисов: туризм, недвижимость, поиск работы и т.д. Смотрите на западные рынки, анализируйте, что уже успешно там, и чего еще нет здесь, и делайте. Независимо от сферы, в которой запущен стартап, в нем должна быть какая-то инновация – технологическая, маркетинговая, социальная. Решение старой проблемы новым способом. Не обязательно изобретать велосипед или придумывать супер оригинальную идею. Можно найти уже зарекомендовавшую себя модель и реализовать ее на локальном рынке.

Ю.С.: Есть такая пословица: «Где тонко, там и рвется». Вы имеете большой опыт запуска самых разных стартапов, и наверняка знаете основные критические моменты. Не поделитесь?

М.Т.: В первую очередь, это команда, ее сплоченность, профессионализм, работоспособность, вера в успех. Далее  - правильная оценка перспектив бизнеса и объема средств, необходимых для реализации идеи. И, конечно же, сама реализация, execution. Работа, работа и еще раз работа.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Компании бумеры, миллениалы, зумеры — кто они и чем различаются
  2. 2 4 рабочих метода сплочения команды в онлайне
  3. 3 Гайд по запуску корпоративного обучения
  4. 4 Как выбрать код ОКВЭД для бизнеса в 2024
  5. 5 Идеи по открытию домашнего бизнеса с минимальными вложениями