Архив rb.ru

Российский стартапер поделился неприятными впечатлениями от офиса Twitter

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор RB.ru

Ксения Дементьева
Российский стартапер поделился неприятными впечатлениями от офиса Twitter
О том, что IT-компании, особенно в Кремниевой долине, ведут гонку мотивации, предлагая сотрудникам в офисах все (от бесплатного алкоголя до услуг парикмахера), говорят давно.  И примерно так же давно говорят о том, что эта гонка не способствует продуктивной работе. Мы решили узнать подробности от "очевидцев". Один из основателей российской компании LPgenerator (сервис, с помощью которого любой пользователь без навыков программирования может создать одностраничный сайт) предприниматель Максим Плосконосов поделился с RB.ru впечатлениями от посещения Долины. Самое яркое впечатление - от визита в офис Twitter. Однако "яркое" не всегда означает "приятное"...


Фото: Flickr.com

"В прошлом году мы полетели в Кремниевую долину по программе СКОЛКОВО "Стартап-Академия". У нас завершилось двухмесячное обучение, и на две недели мы поехали в Долину, чтобы посмотреть, как стартап-индустрия живет там, где она, собственно, зародилась. Мы посетили очень большое количество компаний - все две недели у нас был очень плотный график, по 5-7 встреч или посещений мероприятий в день. Мы осмотрели если не все, то очень многое. Мы были и в Google, и в Facebook, и в Twitter, и в ряде других компаний. Все они сильно различаются.

Twitter остался для меня самым ярким примером создания в компании неправильной атмосферы. Я не могу сказать, что это атмосфера ничегонеделания, но даже со стороны (и при общении с сотрудниками) становится ясно, что офисом это сложно назвать. Это скорее рабочие места в промежутках между развлечениями - теннисными кортами, кофейнями и ресторанами. В офисе стоят бары с пивом - можно наполнить кружку, и никто слова не скажет. В Google, например, все по-другому. Это довольно сложная компания, нас провели по очень ограниченному количеству коридоров, где можно ходить "посторонним" (хотя, конечно, и в Twitter мы не везде были). Кампус офиса Google - это, можно сказать, целый город с волейбольными площадками, велосипедами, бассейнами. Но там, как мне показалось, отношение к сотрудникам построже. В том же Facebook, например, еженедельно внедряются какие-то новые идеи: когда мы были там, сотрудники выбирали между открытием парикмахерской на территории офисного городка, наймом парковщиков (потому что топ-менеджмент тратит до 10 минут в день, чтобы найти место на стоянке) и открытием отделения банка.

Первое впечатление от посещения офиса Twitter - конечно, удивление и восторг, кажется, что это - компания мечты, где хочется работать. Но потом начинаешь смотреть на это критически, начинаешь задаваться вопросом: а действительно ли люди здесь работают, возможно ли в принципе работать в такой атмосфере?

На самом деле, существуют серьезные различия между компаниями, которые уже вышли на IPO, получили крупные инвестиции, и компаниями, которые только пробиваются. Как правило, первые перестают видеть развитие своей главной задачей, у них пропадает необходимость роста. Их задача - балансировать на том уровне, на котором они находятся, что мы, собственно, и видели в Twitter. Когда мы общались с сотрудниками, выяснилось, что когда Twitter шел на IPO, в команде был костяк высокопрофессиональных специалистов. У людей были стремление и общая цель, они очень усердно работали для этого. Когда Twitter вышел на IPO, все расслабились. Денег и до этого было много, а стало очень много. Компания стала больше заботиться о внутренней атмосфере, чем о развитии. Люди, которые хотели работать, стали чаще видеть перед собой тех, кто целыми днями ничего не делает, только развлекается. Многие люди из команды ушли именно потому, что они не имели четких целей и задач, не могли развиваться. И ушли они как раз в маленькие компании - либо создали свои.

Вопрос, где пролегает грань между атмосферой в компании и продуктивностью, остается открытым. Мы в Долине видели офисы поменьше - красивые, удобные, но там чувствуется именно рабочая атмосфера. Там нет закусочных и всего остального, но там люди работают. И сотрудников гораздо меньше.

В Кремниевой долине индустрия сильно "перегрета" деньгами. Если компания показывает хоть какое-то движение вперед, ее заваливают инвестициями. Там не стоит задачи экономить - есть задача постоянно расти. Принцип оценки компании таков: инженер-программист оценивается при капитализации компании в $1 млн. Соответственно, если работает пять программистов, компания оценивается в $5 млн, если 15 - то в $15 млн. С точки зрения набора людей получается весьма выгодно, особенно на этапе роста: штат увеличивается, и под это берутся инвестиционные раунды. Если сравнивать Twitter с Google, то Google - компания, которая зарабатывает деньги, а Twitter, в принципе, денег не зарабатывает (во всяком случае, зарабатывает меньше, чем тратит). С точки зрения капитализации, Twitter стоит много, но если расценивать ее как компанию, которая приносит прибыль, то она пытается сместиться в эту сторону, но пока у нее не получается, хотя и продажи рекламы идут достаточно активно.
В Twitter складывается ощущение, что сотрудников слишком много. Сейчас я не вспомню точную цифру, но, кажется, в компании работает порядка тысячи программистов. Судя по функционалу сервиса, который с момента релиза мало поменялся, мне совершенно непонятно, что они там делают. Вообще такой вопрос возникает применительно ко многим компаниям. Кстати, как мы выяснили, общаясь с сотрудниками, в компаниях Долины работает очень много русских программистов. Практически в каждой топовой компании есть русские и, как правило, на очень хороших должностях - это могут быть технические директора, руководители подразделений, просто ведущие специалисты. Они говорят, что кадровый штат раздут в два-три раза минимум (а по ощущениям - раз в пять). Вообще в Кремниевой долине американцы - на четвертом месте по численности популяции (на первом месте - китайцы, на втором - индийцы, на третьем - русские).

Ситуацию с излишне разросшимся штатом усугубляет еще и то, что американское законодательство целиком стоит на стороне работника, уволить человека в десятки раз сложнее, чем в России. А уж если сотрудник - женщина, либо человек нетрадиционной сексуальной ориентации, либо представитель национального меньшинства, то уволить его вообще практически нереально. Штрафы за такое увольнение могут исчисляться миллионами долларов, и компании зачастую согласны смириться с тем, что работник неэффективен, платить ему хоть какую-то зарплату, но не идти в суд. Более того, все заботятся об образе дружественного сотруднику работодателя - высок уровень нелюбви к корпорациям, поэтому они стараются всем нравиться. Если в прессе напишут, например, что Twitter плохо относится к сотрудникам, то акции компании упадут в цене, соответственно, все публичные компании тщательно следят за этим, так называемым, общественным полем. Зачастую - даже в убыток себе по многим параметрам, хотя тот же Twitter мог бы освободиться от трети штата, и никто бы этого не заметил с точки зрения функционала. Но если он сократит столько народу, у него сразу рухнут акции.

Вообще я ехал в Штаты с представлением, что в России люди работать не умеют и не хотят, а в Америке - пашут за троих. Но реальная ситуация оказалась ровно противоположная: в России работают гораздо усерднее и больше, чем в Америке. У нас хоть и ощущается недостаток технологий, некий информационный голод, и мы не избалованы бюджетами на разработки. Но в тоже время мы заряжены на результат и готовы добиваться его с максимальной отдачей. Да, мы отстали от обитателей Долины в технологическом прогрессе лет на десять, но и они притормозили в собственном развитии. Один из наших визитов в очередную компанию Долины пришелся на пятницу и стал настоящим открытием. Уже в обед сотрудники этой корпорации отмечали конец рабочей недели и пили пиво. Пятница для них стала практически нерабочим днем. Стоит отдать должное нашим, русские все же держатся до конца рабочего дня".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase