Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Стресс может быть полезен для работы

Архив rb.ru
Юлия Судакова

Автор - RB.ru.

Юлия Судакова

В этом уверены американские исследователи

Стресс может быть полезен для работы

Вызванный работой стресс может навредить, а может и помочь. Как избежать негативных последствий?
 
Эгоизм, конечно, но, по мнению специалистов, стресс стимулирует максимальную производительность сотрудников, тем самым взращивая благосостояние компании. И неважно, что такие методы повышают риск развития хронических заболеваний, а также "бьют" по сердцу (и иногда – по печени). Но есть и хорошие новости: страшных последствий можно избежать. Нужно только знать – как.
 
Управление гневом
 
Начнем с того, что собственными эмоциями (а также депрессиями и стрессом) можно управлять. Понятно, что этот навык – предел совершенства, до которого обычному смертному тренироваться и тренироваться, но… тренировки-то эти – в ваших руках и в ваших же интересах!
 
Научившись управлять всем вышеперечисленным, вы сможете не только порадовать работодателя, но и проявить себя на высоте в остальных сферах жизни – будь то байдарочный поход с друзьями или поход с прабабушкой по магазинам.
 
У тела есть стандартные реакции на разные ситуации, объясняют психологи. В случае, когда над этим "телом" нависает угроза – неважно, о злом ли начальнике речь или о землетрясении, начинают интенсивнее работать гипоталамус, гипофиз и надпочечники.  Вырабатывается кортизол и адреналин. Сердцебиение и дыхание ускоряются, мышцы напрягаются. А причина – не сданный вовремя отчет.
 
Другой эффект реакции организма на стресс – внешние проявления. Вы можете начать громче говорить или слегка запутаться в собственной логике, перечисляет директор программы по изучению хронической боли медцентра Duke Univercity Кристофер Эдвардс. Тех, кто своими эмоциями владеть не обучен, вероятнее всего, настигнет еще и тахикардия.
 
Но тот полезный стресс, о котором мы хотели бы сказать, начинается все же после того, как вы начали нервничать. И может он быть не только вредным, но и полезным – если знать, как с ним бороться. По идее, нет ничего плохого в сердцебиении и учащенном пульсе, ведь в это время мышцы лучше снабжаются кровью – это практически эффект аэробных упражнений, считает доцент кафедры психиатрии Университета Калифорнии Венди Мендес. Просто, если относиться к проблеме неправильно, то стресс из полезного превратится в банальную нервотрепку.
 
Таблетка от стресса
 
Суть понятна: сам по себе стресс не так страшен (а местами даже полезен) – до тех пор, пока вы не столкнулись с его последствиями, которые наступают, если не уметь управлять своими эмоциями. Что обычно помогает снизить негатив?
 
Большинство опрошенных отвечают, что самое главное – настрой на позитив. Следующий по популярности ответ – осознание того, что подопытный в данный момент "на нервах". Чуть более редкий вариант самолечения – быстрый анализ, что привело к стрессу. Те, кто ответил подобным образом, отмечают, что им становится легче после того, как они осознают причину стресса. Еще стоит сосредоточиться на том, как управлять своим внезапным состоянием. Люди просто начинают говорить себе, что сейчас нужно глубоко подышать (американцы любят дышать в пакет, поскольку не происходит переизбытка кислорода, логичного при учащенном стрессовом дыхании. Дыша углекислым газом, умные американцы восстанавливают уровень двуокиси углерода в организме, после чего напряжение постепенно спадает).
 
Ваша мера
 
Профессор психологии Бернард Оджен (в свободное время он консультирует совсем уж увлекшихся трудоголиков) говорит, что все хорошо в меру:
 
- Становиться ленивым морским котиком и постоянно пребывать в сытости и довольствии  - тоже вредно для организма. Вы излишне расслабляетесь, перестаете адекватно контролировать реальность и в случае возникновения каких-либо сложностей (а они непременно рано или поздно возникнут) вы оказываетесь к ним не готовы. Небольшие встряски пойдут только на пользу. Так вы и на работе будете собраны, и дома все успеете. В то же время незначительный стресс (это такой, который вы испытываете, научившись его контролировать) поможет вам держаться в тонусе.
 
Обычно доктор Оджен советует своим пациентам использовать разные методы релаксации, включающие глубокое дыхание. Отличное упражнение связано с воображением:
 
- Моделируйте свои неприятности, представляя худший вариант развития событий и лучший. Что произойдет, если случится самое страшное? Вас уволят за несданный отчет? Дети останутся голодными на долгие годы? Вас выселят из квартиры? Все это маловероятно, так что если волнуетесь, то делайте это хотя бы по поводу. Теперь насчет благоприятного развития событий – если вы все равно уже ничем не можете себе помочь в плане подготовки того самого отчета, попытайтесь хотя бы расслабиться с этой проблемой. Это не значит, что на работу можно "забить". Отчет написать все равно нужно, только без нервов – вдруг начальнику он понадобится только через неделю, а вы лишь зря распереживались?
 
Для того, чтобы быть способным грамотно контролировать стресс, не лишним будет попить травяных чаев. Хороши в этом плане пустырник и валерьянка. Только пить их нужно регулярно – и то, и другое работает только после некоторого накопления в организме.
 
Уговори себя
 
По части настраивания себя на позитив доктора Оджена очень поддерживают его коллеги. В частности, та же Венди Мендес.
 
- Снова и снова практикуйте мантру "Все будет хорошо" и "Я должен волноваться только о том, чтобы справляться с работой, остальное – по боку".
 
Ученые пригласили 50 студентов, часть из которых к моменту начала эксперимента уже была убеждена в том, что положительный настрой и определенный стресс творят чудеса в области производительности труда. Другая группа подопытных в умения стресса не верила – точнее, просто о них не знала.
 
Когда, наконец, пришло время этот стресс испытать, подготовленная группа показала значительно лучшие результаты – участники были собраны, отвечали на вопросы с задором и в целом демонстрировали отличную энергетику. Между тем, артериальное давление у них, хоть и скакнуло, но совсем незначительно – особенно по сравнению  другой группой.
 
В аналогичном исследовании принимали участие выпускники школ. Те, кто знал, что стресс может помочь им справиться с экзаменами, получали более высокие баллы. Кроме того, в слюне предупрежденных участников эксперимента был обнаружен более высокий уровень амилазы – этот белок характерен для адреналина, что доказывает случившийся эпизод полезного стресса.
 
Практическая "стрессология"
 
Кейт Хейс, психолог из Торонто, регулярно проводит испытания, выясняя, как стресс складывается на рабочей обстановке.
 
- Многие работодатели искусственно создают стрессовую обстановку в своих офисах. Считается, что это мобилизует сотрудников. К сожалению, как показывает практика, далеко не все начальники знают, как создать правильную стрессовую обстановку. В итоге получается обратный эффект: все напуганы и деморализованы. Мотивация превращается в демотивацию.

Вот, что рассказывал RB.ru Станислав Протасов, старший вице-президент компании Parallels по поводу участившейся тенденции "кошмарить" сотрудников:
 
- Я не согласен с таким подходом в работе и считаю его, наоборот, демотивирующим. Еще 15 лет назад я видел, как достаточно хороший инженерный менеджер компании Pervasive Software создавал внутри команды так называемое sense of urgency - ощущение необходимости срочного выполнения работы, которое стимулировало людей работать лучше. Но это ощущение невозможно создать, запугивая увольнением. Неопределённость в связи с возможным увольнением не может улучшить атмосферу внутри компании.
 
А Кейт Хейс из-за океана дополняет:
 
- Некоторым сотрудникам и правда становится скучно работать, если время от времени их не подстегивать. Уже даже есть такая цель в бизнесе - "стресс-менеджмент". Чтобы добиться поставленной цели, приходится овладевать новыми навыками, что само по себе тоже стресс. Но с регулярной практикой можно научиться расслабляться буквально за несколько секунд. И, опять же – все хорошо в меру. Стресс нужно уметь контролировать. Иначе он перерастет в куда более серьезный диагноз – депрессию, например.
 
В самом деле, оно нам надо?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Выручка топ-100 EdTech-компаний выросла более чем на 20% в первом квартале
  2. 2 Лекарства вошли в топ-5 популярных трат современной молодежи
  3. 3 Люди продолжат уходить, если не внедрить эти пять принципов в HR-политику
  4. 4 «Robotник» копирайтера: какие задачи можно доверить ChatGPT, а что лучше сделать самому
  5. 5 Компания исследовала 2500 человек, чтобы изучить выгорание — и вот ее выводы