Цена стресса

Расскажите друзьям
Ирина
Ирина

Стрессы сотрудников обходятся дорого не только им самим, но и компаниям

Стрессы, как и холестерин, бывают разные. «Хорошие», непродолжительные стрессы позволяют избежать опасности, мотивируют и делают нас сильнее. «Плохие», длительные опасны для жизни. А стресс, связанный с работой, дорого обходится не только сотрудникам, но и компаниям. 

Причины и последствия 

Недовольство собой и работой, отвратительное настроение, невозможность сосредоточиться, бессонница, головные боли – список можно продолжать практически до бесконечности – все это может быть результатом стресса. Ведь стресс - это ответная реакция организма на факторы, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека. Если вы сомневаетесь, что он связан с работой, задайте себе несколько вопросов. Трудно ли вам справляться с работой и ее объемами? Приходится ли вам делать несколько дел одновременно? Часто ли приходится выполнять работу в сжатые сроки, работать сверхурочно, без обеденного перерыва и брать работу домой? Вы не чувствуете поддержки коллег и руководителя? Вам не хватает времени на отдых и физические упражнения? И наконец, вы боитесь ее, эту работу, потерять? Утвердительный ответ даже на один из этих вопросов – показатель того, что стрессу на работе вы подвергаетесь и, скорее всего, стрессу продолжительному (о последствиях читайте в доп. материалах).

Провокатор конфликтов


Кроме явного вреда для здоровья, стресс – один из основных провокаторов конфликтов. Склонные к научному подходу британцы недавно провели масштабное исследование и, опросив несколько тысяч сотрудников самых разных компаний нескольких европейских стран, выяснили, что более трети опрошенных считают основной причиной конфликтов на работе стресс и большую загруженность, хотя, справедливости ради отметим, что в качестве основной причины все же были указаны личные разногласия. А обходятся эти конфликты весьма недешево: только в Великобритании на них тратится более 370 млн рабочих дней в год, что обходится работодателям в £24 млрд. Хотя данных по России нет, можно предположить, что потери наших компаний, скорее всего, сравнимы с британскими. 

Меры противодействия 

Чтобы избавиться от стресса, нужно устранить его причину. Менять работу сегодня сложно и крайне рискованно, а повлиять на развитие мирового экономического кризиса вряд ли в наших силах. Придется вспомнить простые действенные меры и применять их хотя бы время от времени.

  • Вспомните о методах управлением временем и способах самоорганизации. Не пренебрегайте простейшими из них вроде составления списка дел. Научитесь говорить «нет» и просить помощи, когда она вам нужна, и перестаньте ставить перед собой нереалистичные цели.
  • «Дышите глубже – вы взволнованы». Вернее, расслабьтесь и дышите глубже. Объем и сроки работы заставляют вас нервничать, да еще и начальник стоит над душой? Попробуйте дышать через нос. Организму, чтобы поддерживать уровень энергии нужен дополнительный кислород, который вы не получаете, если дышите ртом.
  • Делайте больше перерывов. Даже пятиминутный перерыв имеет значение. Встаньте из-за стола, пройдитесь. В идеале – выйдите на свежий воздух, но если это невозможно, то просто пройдитесь по коридору или поднимитесь по лестнице. Даже минимальные физические упражнения помогут снизить уровень стресса.
  • Не пейте много кофе. И вообще, напитки с кофеином: они приводят к обезвоживанию, понижающему производительность труда. К этому добавляется мощный стимулирующий эффект кофеина – в результате возникает стресс.
  • Больше улыбайтесь. Смех – враг стресса.
  • Учитесь слушать. Вместо того чтобы расстраиваться, когда с вами не соглашаются, прислушайтесь к доводам «противной стороны» и постарайтесь найти в них рациональное зерно. Отстаивайте свою точку зрения, но проявляйте гибкость.
  • Создайте комфортные условия. Сделайте так, чтобы вам было удобно работать: свет, температура, уровень шума – все это можно контролировать.
  • Не обращайте внимания на мелочи. Многое не стоит того, чтобы о нем беспокоиться, а есть вещи, которые не в нашей власти изменить. Не тратьте на них время и силы.
  • Больше спите. Это поможет снизить общий уровень стресса, в том числе и на работе.
  • Поделитесь своими проблемами с другом. Старайтесь избегать нытиков, старайтесь больше общаться с оптимистами, хотя подойдут и реалисты.
 

И снова о кризисе

В стрессах и конфликтах на работе нет ничего нового. Они существовали и, скорее всего, будут существовать всегда. Но, как отметил Роберт МакГенри, один из руководителей упомянутого выше исследования, в контексте нынешней ситуации в экономике бизнес должен уделять им больше внимания: «нагрузка на работе возрастает, бюджеты сокращают, а уровень стресса растет». Считали ли менеджеры, сокращающие расходы, сколько стоят их компаниям недомогания сотрудников, вызванные стрессом на работе? А ведь около трети россиян и в более стабильные времена считали, что работа крайне негативно сказывается на их здоровье. По мнению британских исследователей, руководители всех уровней должны учиться управлять конфликтами и уровнем стресса, уметь разряжать ситуацию до того, как она начнет влиять на продуктивность работы, отношения в коллективе и, конечно, на здоровье их подчиненных. 

При подготовке статьи использованы материалы Chartered Institute of Personnel and Development, OPP, Health and Safety Executive 
 


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
BigData Conference (ICBDA'2017)
15 сентября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase