Стрессы сотрудников обходятся дорого не только им самим, но и компаниям
Стрессы, как и холестерин, бывают разные. «Хорошие», непродолжительные стрессы позволяют избежать опасности, мотивируют и делают нас сильнее. «Плохие», длительные опасны для жизни. А стресс, связанный с работой, дорого обходится не только сотрудникам, но и компаниям.
Причины и последствия
Недовольство собой и работой, отвратительное настроение, невозможность сосредоточиться, бессонница, головные боли список можно продолжать практически до бесконечности все это может быть результатом стресса. Ведь стресс - это ответная реакция организма на факторы, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека. Если вы сомневаетесь, что он связан с работой, задайте себе несколько вопросов. Трудно ли вам справляться с работой и ее объемами? Приходится ли вам делать несколько дел одновременно? Часто ли приходится выполнять работу в сжатые сроки, работать сверхурочно, без обеденного перерыва и брать работу домой? Вы не чувствуете поддержки коллег и руководителя? Вам не хватает времени на отдых и физические упражнения? И наконец, вы боитесь ее, эту работу, потерять? Утвердительный ответ даже на один из этих вопросов показатель того, что стрессу на работе вы подвергаетесь и, скорее всего, стрессу продолжительному (о последствиях читайте в доп. материалах).
Провокатор конфликтов
Кроме явного вреда для здоровья, стресс один из основных провокаторов конфликтов. Склонные к научному подходу британцы недавно провели масштабное исследование и, опросив несколько тысяч сотрудников самых разных компаний нескольких европейских стран, выяснили, что более трети опрошенных считают основной причиной конфликтов на работе стресс и большую загруженность, хотя, справедливости ради отметим, что в качестве основной причины все же были указаны личные разногласия. А обходятся эти конфликты весьма недешево: только в Великобритании на них тратится более 370 млн рабочих дней в год, что обходится работодателям в £24 млрд. Хотя данных по России нет, можно предположить, что потери наших компаний, скорее всего, сравнимы с британскими.
Меры противодействия
Чтобы избавиться от стресса, нужно устранить его причину. Менять работу сегодня сложно и крайне рискованно, а повлиять на развитие мирового экономического кризиса вряд ли в наших силах. Придется вспомнить простые действенные меры и применять их хотя бы время от времени.
- Вспомните о методах управлением временем и способах самоорганизации. Не пренебрегайте простейшими из них вроде составления списка дел. Научитесь говорить «нет» и просить помощи, когда она вам нужна, и перестаньте ставить перед собой нереалистичные цели.
- «Дышите глубже вы взволнованы». Вернее, расслабьтесь и дышите глубже. Объем и сроки работы заставляют вас нервничать, да еще и начальник стоит над душой? Попробуйте дышать через нос. Организму, чтобы поддерживать уровень энергии нужен дополнительный кислород, который вы не получаете, если дышите ртом.
- Делайте больше перерывов. Даже пятиминутный перерыв имеет значение. Встаньте из-за стола, пройдитесь. В идеале выйдите на свежий воздух, но если это невозможно, то просто пройдитесь по коридору или поднимитесь по лестнице. Даже минимальные физические упражнения помогут снизить уровень стресса.
- Не пейте много кофе. И вообще, напитки с кофеином: они приводят к обезвоживанию, понижающему производительность труда. К этому добавляется мощный стимулирующий эффект кофеина в результате возникает стресс.
- Больше улыбайтесь. Смех враг стресса.
- Учитесь слушать. Вместо того чтобы расстраиваться, когда с вами не соглашаются, прислушайтесь к доводам «противной стороны» и постарайтесь найти в них рациональное зерно. Отстаивайте свою точку зрения, но проявляйте гибкость.
- Создайте комфортные условия. Сделайте так, чтобы вам было удобно работать: свет, температура, уровень шума все это можно контролировать.
- Не обращайте внимания на мелочи. Многое не стоит того, чтобы о нем беспокоиться, а есть вещи, которые не в нашей власти изменить. Не тратьте на них время и силы.
- Больше спите. Это поможет снизить общий уровень стресса, в том числе и на работе.
- Поделитесь своими проблемами с другом. Старайтесь избегать нытиков, старайтесь больше общаться с оптимистами, хотя подойдут и реалисты.
И снова о кризисе
В стрессах и конфликтах на работе нет ничего нового. Они существовали и, скорее всего, будут существовать всегда. Но, как отметил Роберт МакГенри, один из руководителей упомянутого выше исследования, в контексте нынешней ситуации в экономике бизнес должен уделять им больше внимания: «нагрузка на работе возрастает, бюджеты сокращают, а уровень стресса растет». Считали ли менеджеры, сокращающие расходы, сколько стоят их компаниям недомогания сотрудников, вызванные стрессом на работе? А ведь около трети россиян и в более стабильные времена считали, что работа крайне негативно сказывается на их здоровье. По мнению британских исследователей, руководители всех уровней должны учиться управлять конфликтами и уровнем стресса, уметь разряжать ситуацию до того, как она начнет влиять на продуктивность работы, отношения в коллективе и, конечно, на здоровье их подчиненных.
При подготовке статьи использованы материалы Chartered Institute of Personnel and Development, OPP, Health and Safety Executive
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Холодный старт: как начать бизнес, когда данных нет
- 2 PDCA или цикл Деминга: этапы по улучшению процессов в бизнесе в целом, и в IT-сфере в частности
- 3 Автоматизация или Excel: почему компании продолжают вести учет в таблицах
- 4 Управление качеством продукции на предприятии
- 5 Как найти персонального ассистента
ВОЗМОЖНОСТИ
26 апреля 2024
29 апреля 2024