Архив rb.ru

Ученые объяснили разницу между мотами и жмотами

Архив rb.ru
Мария Грибцова

Автор издания RB (Архив)

Мария Грибцова

Скупые люди, осознавая необходимость платить, испытывают настоящую душевную боль

Ученые объяснили разницу между мотами и жмотами

Так или иначе, все люди тратят деньги, совершая повседневные и время от времени большие покупки. Но все делают это по-разному: кто-то ограничивается только самым необходимым, другие не могут удержаться от покупок, даже если это бьет по карману. Профессор экономики и психологии Джордж Левенштейн из Университета Карнеги-Меллон изучал этот феномен нескольких лет и пришел к заключению, что главная причина разделения людей на два типа заключается в принципиально различной работе отделов головного мозга.


С 2004 года Левенштейном и его коллегами было опрошено более 13 тысяч человек. Выяснилось, что 3248 из них склонны к скупому образу жизни и стараются не тратить деньги попусту, а 2046 опрошенных признались, что не ограничивают себя в расходах. Пересчитав эти данные в процентном соотношении оказалось: 25% - скряги, 16% - транжиры и 59% - те, кто тратит рационально.

 

Ученые пришли к выводу, что среди мужчин в три раза больше скупцов, чем среди женщин. В то время как женщины во всех категориях были представлены примерно поровну. Примечательно, что уровень дохода не играет в данном случае никакой роли: среди расточителей и среди жадин были люди с разными зарплатами.

 

Цены тоже могут ранить


Исследователи также решили выяснить, что происходит в мозгу у представителей этих групп в процессе совершения покупки. Для этого они использовали функциональную магнитно-резонансную томографию. При помощи сканирования ученые узнали, к каким областям мозга приливает больше крови во время выполнения задания. Участникам эксперимента были продемонстрированы картинки с различными товарами. В случае если они проявляли заинтересованность в товаре, им показывали его цену. В это же время исследователи следили за изменениями в мозговом кровообращении.

 

В результате оказалось, что в тот момент, когда испытуемые видели изображение понравившегося товара, у них включался "центр удовольствия", который "обеспечивает" нас приятными ощущениями любого характера. В момент, когда респондентам показывали цену, у них начинал работать островок Рейля, который  еще известен как "центр боли и отвращения". Этот отдел головного мозга отвечает за неприятные ощущения, к примеру, когда чувствуется дурной запах.

 

Жадность и бережливость


Деятельность центра боли и отвращения, по мнению ученых, активируется, когда человек осознает, что за вещь придется платить,  именно он и влияет на наши желания, а также на принятие решения о покупке. "У скупцов настолько сильно это чувство душевной боли, что оно затмевает даже получения удовольствий. Насладиться покупками такие люди не могут из-за активной работы "центра отвращения", - рассказал Левенштейн. У транжир этот центр вообще не работает, в результате им не приходится терпеть неприятные ощущения, когда они разбрасываются деньгами.

 

Левенштейн также отметил, что жадные  и бережливые люди  это вовсе не одни и те же - у них принципиально иначе работают центры эмоций: "Скупым больно тратить деньги, в то время как экономным приятно накапливать их, а это совершенно разные мотивации".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Каждая пятая IT-компания наймет кандидата из РФ и Беларуси только при условии его переезда в другую страну
  2. 2 Почти половина компаний может повысить лояльность сотрудников за счет бонусов для детей — опрос
  3. 3 Школьники хотят начать карьеру в геймдеве, но боятся неодобрения от родителей – исследование
  4. 4 Как взаимодействовать с разными типами современных потребителей — исследование
  5. 5 Хотите провести исследование при разработке продукта? Вот что необходимо учесть