Звездная болезнь топ-менеджеров

Расскажите друзьям
Ирина
Ирина

Получив награду, CEO начинают хуже работать

 Свадьба, развод, покупка дома - подробности жизни сильных мира сего постоянно находятся в центре внимания. Но если жизнь звезд кино и эстрады интересует в основном обывателей, то подробности жизни руководителей компаний - серьезных ученых. Оказывается, перепетии их личной жизни влияют на показатели компаний, которыми они руководят.

Уже известно, как сказывается на рентабельности компании покупка дома и семейные обстоятельства (например, в случае смерти тещи прибыль компании зятя немного возрастает - подробнее читайте в доп. материале). А вот экономистов из Калифорнийского университета в Беркли и Школы менеджмента Андерсена заинтересовал вопрос, подвержены ли топ-менеджеры звездной болезни, и как известность и общественное признание влияют эффективность их работы.

«Проклятье» топ-менеджеров

Ульрика Мальмендье, кафедра экономики Калифорнийского университета в Беркли, и Джеффри Тейт, школа менеджмента Андерсена при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, решили выяснить, как получение премий и сопутствующая им известность влияют на топ-менеджеров. Ведь есть же, в конце концов, «проклятье обложки «Sports Illustrated», «проклятье второй попытки» и «болезнь Нобелевской премии» (подробнее читайте в доп. материалах), почему бы не существовать и «проклятью CEO»?

В качестве объекта исследования были выбраны руководители компаний, ставшие в разные годы (с 1975 по 2002) лауреатами премий журналов Business Week и Financial World. А в контрольную группу вошли руководители того же пола, приблизительно того же возраста, работающие в компаниях со сходной сферой деятельности и динамикой котировок ценных бумаг, но не получавшие наград и премий. Источником информации послужили данные о CEO и других высокооплачиваемых топ-менеджерах компаний, входящих в Standard & Poor 500, S&P Mid-Cap 400 и S&P SmallCap 600.

Неожиданные результаты

В результате исследования выяснилось, что получив признание известных СМИ, руководители только выигрывают: растет их престиж и известность, а размер компенсаций увеличивается как в абсолютном выражении, так и относительно других топ-менеджеров их компаний.

А вот для компаний звездный статус топ-менеджера может обернуться потерями. Исследование показало, что суперзвезды не оправдывают ожиданий. В течение трех лет после получения ими награды падает цена акций (на 15-26%) и снижается рентабельность активов компании. А через пять лет после присуждения премии им приходится докладывать об убытках чаще, чем их менее знаменитым коллегам. В чем же причина?

«Мы выяснили, что получившие награду CEO впоследствии начинают хуже работать как по сравнению с их прежними показателями, так и по сравнению с их менее «удачливыми» коллегами», - говорят исследователи. После получения награды гендиректора начинают меньше времени уделять делам родной компании. Они в два раза чаще своих менее знаменитых коллег пишут книги, заседают в большем числе советов директоров других компаний и лучше играют в гольф. Последнее Мальмендье и Тейт обнаружили, изучив журналы Golf Digest за 1998, 2000 и 2002 годы. Кроме того, получившие известность менеджеры более склонны манипулировать показателями, стараясь как можно дольше поддерживать статус звезды.

Выводы

Ульрика Мальмендье и Джеффри Тейт делают вывод, что статус суперзвезды, поддержанный СМИ, в итоге отрицательно сказывается на доходах акционеров.

Исследователи рекомендуют советам директоров не прельщаться звездным статусом топ-менеджера, а усилить контроль за его деятельностью и деятельностью компании. Полученные же результаты могут стать дополнительным доводом при обсуждении увеличения размеров компенсации недавно награжденного руководителя.

«Во всем нужна мера, - говорит Юлия Иванова, руководитель московского офиса THI-selection. - По моему опыту, наличие у менеджера премий, учрежденных СМИ, не влияет, например, на решение потенциального работодателя. Все понимают, что номинация - вещь весьма субъективная. Конечно, награда - это всегда хорошо, но возникает опасность звездной болезни. Человек, понимая, что он уже достиг высоких показателей, начинает расслабляться, а это неизбежно сказывается на работе. Но сегодня сам рынок формирует своего рода звездную болезнь: потребность в профессиональных менеджерах так велика, что звездами себя ощущают очень многие, к сожалению, не всегда обосновано».

По материалам: www.berkeley.edu


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
HSE Pizza Pitch
21 июня 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase