Недавно на Rusbase выходила статья Анны Соколовой «Кто инвестирует в биотехнологии и биомедицину?». Екатерина Теплухина, CEO Primer Capital, написала дополнение с точки зрения инвестора – как проекту из области биотеха просить деньги, как выбрать, к кому идти, и сколько, собственно, просить.
Главное отличие биотех-проектов – это высокий уровень риска на каждом из множества его этапов. Собственно, с этим и связано то, что фондов, интересующихся биотех-проектами, не так много. На этот факт также влияет достаточно слабое развитие отрасли в России в целом и уровень экспертизы. Но получить инвестиции можно даже на этом непростом рынке.
Ниже – несколько советов для биотех-проекта, который готовится привлекать деньги.
По теме: Где взять деньги на бизнес: список фондов, советы, полезные ссылки
Убедитесь, что знаете, куда идти
Казалось бы, вопрос простой. Особенно в связи с тем, что фонды для биотехнологических проектов можно пересчитать по пальцам. На самом же деле стоит более тщательно обдумать ответ этот вопрос. В зависимости от формата вашего проекта и его стадии развития, проблем, которые он решает, и путей решения, вам может подойти один фонд и совершенно не подойти другой, даже если их инвестиционный фокус на первый взгляд совпадает. Это, конечно, не означает, что ваш проект будет совсем неинтересен фонду из отрасли с другим фокусом – инвесторы рассматривают все потенциально удачные проекты – но прицельная коммуникация точно сохранит ваше время.
Если проект находится на самых ранних стадиях развития, стоит обратиться в «Сколково» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Там проект помогут вывести на следующий этап. Разработчикам препаратов в первую очередь стоит обратить внимание на Inbio Ventures, а тем, кто создает медицинские девайсы – на РВК. Северо-Западный центр трансфера технологий будет полезен тем проектам, которым уже необходима производственная площадка, но важно помнить, что Центр работает только на территории Ленинградской области, но аналоги есть и в других регионах.
У каждого фонда есть особенности в ранжировании проектов, а также ограничения. Если ваши с инвестором взгляды и ожидания от проекта совпадут, это поможет сэкономить вам время, но не стоит ограничиваться совсем узким кругом – никогда не знаешь, где выстрелит.
Будьте конкретны
Биотехнологические проекты очень специфичны: они долгосрочны, многоэтапны, требуют больших инвестиций на каждой ступени развития и при этом в большей своей части вовсе не прогнозируемы в отношении последствий (в отличие, например, от ИТ-проектов). Риск неудачи на любом из этапов очень высок. Именно поэтому в презентации нужно быть настолько конкретным, насколько это возможно. Основной календарный план-график никто не отменял, как и бесконечное множество факторов, способных повлиять на ход вашего проекта. Инвестора приятно удивит ваша подготовленность к разным сценариям развития события. По большому счету, их может быть три: реализация проекта проходит успешно; реализация проекта не подтверждает теорию; исследования на одном из этапов требуется повторить или расширить. Именно последний вариант потенциально самый опасный, т.к. в отличие от других он не дает понимания, что будет происходить дальше. Тщательная подготовка по каждому из этапов – то, на что действительно стоит потратить много времени. Если вы сможете продемонстрировать ее инвестору – вас точно запомнят.
Дорожная карта с четкими чек-поинтами точно повышает уверенность инвестора при просмотре презентации. Многие фонды дают шаблон для ее составления – как правило, его легко можно найти в открытом доступе.
По теме: 14 венчурных фондов, где можно получить деньги
Найдите правильный выход
Каким бы длинным ни был жизненный путь проекта, создатели должны четко понимать, что они с ним будут делать и как инвесторы будут выходить. Вариантов развития несколько: от продажи проекта стратегическому инвестору или выкупа доли инвестора собственником до контрактного производства. Инвесторы должны понимать, что у вас есть конкретный план, и вы точно знаете, что будете делать.
Не ограничивайте свой обзор
Многие молодые ученые очень увлекаются своей разработкой и просто неадекватно оценивают конкурентную среду. Существуют доступные инструменты ее анализа, которыми не стоит пренебрегать. Помните, что идеи витают в воздухе. Важно ходить на конференции, выставки, просматривать базу регистрации новых средств и девайсов, понимать, какие разработки ведутся. Даже если вы уверены в уникальности своего проекта, проанализируйте рынок глубже, приведите в своей презентации для инвесторов примеры конкурентов по нише, нозологии, области применения. Не будьте чересчур самоуверенны: принимайте во внимание любых возможных соперников, даже тех, кто, по вашему мнению, на вас похож лишь отчасти.
К сожалению, многие представители проектов не следят за окружающей средой как за чем-то, что способно спрогнозировать тренды в отрасли и еще больше актуализировать проект в перспективе. Поэтому каких-то наблюдений, дающих такую пищу для ума, ждать не приходится.
Простое дополнение презентации анализом зарубежных релевантных исследований и конкурентной среды повысят шансы на успех.
По теме: Как привлечь инвестиции в России — пошаговая инструкция
Проверьте себя:
- Хотите защитить проект перед инвестором? Докажите себе, чем он плох.
- Думаете, все, что нужно – это деньги? Подумайте еще, скорее всего, ваша самая большая необходимость – это ментор.
- Планируете попросить столько инвестиций, сколько «в общем нужно на проект»? Просите столько, сколько можете реально просчитать.
- Закладываете три года на реализацию? Прибавьте еще от месяца до полугода: представьте, что все непредвиденные изменения в вашем движении, которые только могут произойти, обязательно произойдут.
- Считаете отличную идею залогом успеха? Пересмотрите свои взгляды и сконцентрируйтесь на организации процесса, от которого по-настоящему все зависит.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025