Ярослав Мешалкин, глава отдела по связям с общественностью компании «Европлан», написал о своем опыте по продвижению стартапа в СМИ. 5 советов, которые выведут начинающий бизнес на экраны телевизоров и страницы крупных изданий – далее.
Обо мне
Перед тем, как давать советы начинающим, я расскажу о том, где приобрел опыт продвижения стартапа в СМИ.
С 2011 г. по 2014 г. я консультировал по PR финансовый супермаркет Moneymatika.ru. На протяжении всего этого срока статьи и сюжеты о проекте публиковались и попадали в эфир российских СМИ. О нас говорили на ТВ («Россия 1», «Москва 24»), в газетах («Ведомости», «КоммерсантЪ», «Российская газета», АиФ и других) и журналах («КоммерсантЪ Деньги», «Секрет фирмы»). Это нетипично для стартапа, который начинал без звездных имен в составе основателей и без поддержки инкубаторов или окологосударственных площадок.
Я использую полученный опыт и работая в «Европлане». В статье я хочу поделиться пятью советами, как попасть в крупные СМИ и рассказать о своем проекте.
По теме: «Финансовый супермаркет» привлек $1 млн
1. Выпускайте интересный контент
Подумайте, что вы можете предложить журналистам и аудитории СМИ – какой информацией обладаете, какую производите и получаете просто за счет работы вашего бизнеса.
Пример: Moneymatika накапливает огромную базу расчетов по стоимости страхования КАСКО. Это происходит само собой: люди производят на сайте расчеты, и информация по ним сохраняется. Мы решили собирать аналитику по самым дорогим и самым дешевым маркам в страховании, смотреть, каким категориям водителей страховка обойдется дороже, а каким – дешевле, делать статистику по средней стоимости КАСКО в городах России. Это контент, который для компании ничего не стоил, кроме потраченного на обработку данных времени. Затем в виде аналитических отчетов портал рассылал собранную информацию в разные СМИ – и получал в итоге публикации.
Точно так же сервисы по продаже авиабилетов могут готовить статистику по сезонной стоимости билетов, самым дорогим и самым дешевым авиакомпаниям, направлениям и т.д. Применимо это и к подавляющему большинству других стартапов – неслучайно сейчас Big Data считается очень перспективной областью.
Итого: посмотрите, какая информация накапливается в процессе работы, и подумайте, как ее можно обобщить, проанализировать и представить в интересном для целевой аудитории формате.
2. Найдите «своих» журналистов
Тут все просто: открываете сайт любого СМИ, вводите в поиске ключевые слова, характерные для вашего бизнеса (для Moneymatika одним из таких слов было «страхование») и смотрите, как зовут журналиста, который пишет статьи по нужной теме.
Я бы не советовал сразу звонить в редакцию, просить соединить с журналистом и знакомиться – подождите, пока у вас появится контент, и приходите уже с информацией «в клювике». Так разговор будет гораздо предметнее и эффективнее. Каждый журналист заносится в базу и впоследствии становится получателем вашего регулярно выпускаемого (см. следующий совет) контента – а также сам время от времени обращается к вам за аналитикой или комментариями по рынку.
Итого: составьте базу профильных журналистов.
3. Работайте системно
Старайтесь выпускать контент регулярно. Если вы способны делать это ежедневно или еженедельно – подумайте, может быть, стоит придумать какой-нибудь «индекс стоимости товара имени вас» и транслировать его на своем сайте. Если реже – то выпускайте отдельные материалы ежемесячно или раз в квартал. Главное – постоянно насыщать медиаполе публикациями с вашей аналитикой или экспертными комментариями.
Плюс здесь не только в том, что аудитория постоянно видит вас и вы становитесь для нее экспертом или наиболее привлекательной/интересной компанией в определенной сфере бизнеса. Дело в том, что СМИ конкурируют за контент. И если медиа, в которых вас еще нет, видят, что вы генерируете классный контент – они сами к вам обратятся. За комментариями Moneymatika приходили телеканалы «Россия 1» и «Москва 24», потому что продюсеры увидели аналитику портала в других – печатных – СМИ.
Кстати, озаботьтесь, чтобы контакты для СМИ:
– были отделены от контактов службы продаж,
– а главное – вообще были опубликованы на сайте.
Иначе журналисты и продюсеры могут просто не достучаться до вас.
Итого: выпускайте контент регулярно и обеспечьте СМИ возможность обращаться к вам за информацией.
4. Используйте разные форматы
Когда вы определились с контентом, который можете выпускать, пора обозначить его формат. Это может быть аналитический отчет, пресс-релиз, новость на сайт, индекс, инфографика – все, что угодно. Хорошо работают сочетания форматов – допустим, «КоммерсантЪ» с большой охотой возьмет аналитику в виде текста и сам построит нужные ему диаграммы, а многие интернет-порталы с удовольствием опубликуют инфографику с минимальными текстовыми подводками или выводами.
Итого: разные форматы не только выразительнее представят информацию, но и позволят охватить больше СМИ.
5. Будьте грамотны
Грамотность – это невероятно важно. Вы должны знать и уметь применять стилистические, орфографические и пунктуационные нормы и правила языка. Путаный комментарий или аналитический отчет с опечатками (назовем это мягко) вызовет у профессионального журналиста разве что чувство брезгливости. Если вы готовите материалы сами и чувствуете, что есть проблемы с языком (только честно) – положите себе на стол справочник Розенталя и время от времени заглядывайте в него. Если у вас нанят пиарщик и он безграмотен – возникает вопрос, зачем вы вообще взяли его на работу. Отличные коммуникативные навыки в этой профессии не могут идти без грамотности в комплекте.
Итого: грамотность – всему голова.
Успехов!
Фото: Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter