Top.Mail.Ru
Интервью

«Со второго месяца мы начали работать в плюс»: парикмахер из Липецка про открытие собственного салона красоты

Интервью
Александра Ластовецкая
Александра Ластовецкая

Автор RB.RU

Григорий Щеглов

Владелица популярной сети салонов красоты в Липецке рассказывает, как ей удалось выйти в плюс через месяц после открытия бизнеса, почему кризисы важны для роста и как взаимодействие между предпринимателями помогает в решении важных вопросов. 

«Со второго месяца мы начали работать в плюс»: парикмахер из Липецка про открытие собственного салона красоты
  1. Интервью

Моему бизнесу одиннадцать лет. У нас своя небольшая сеть салонов красоты. Первый салон открылся, когда мне было 25 лет. 

Наталья Реутова

Наталья Реутова, основательница сети салонов Art Avenue и «Ножницы Art». Представляет ассоциацию предпринимателей индустрии красоты в Липецке и создаёт курсы для руководителей и администраторов салонов красоты.
 
Я — парикмахер. Всегда любила работать с волосами. После школы хотела пойти учиться этому делу, но родители не позволили и отправили в институт. Сейчас об этом не жалею — экономическое образование помогает мне в работе до сих пор. Когда я всё-таки пошла учиться на парикмахера, сделала это осознанно: выбрала не училище, а курсы, которые могли бы мне дать наиболее актуальные знания.

«Мне казалось, что многое можно сделать по-другому»‎

Во время учёбы казалось, что работа с клиентами — это просто. Общаясь с людьми с разными запросами, характерами и требованиям к своей внешности, я поняла, насколько это сложная работа. При этом, даже столкнувшись с трудностями, я не передумала этим заниматься. 

Я работала в нескольких салонах. Везде смотрела на работу с клиентами, а не просто на оказание услуг. Мне всегда казалось, что салон красоты — это место, которое позволяет человеку отдохнуть. В нём всегда должна быть такая аура, в которой можно отдохнуть от того, что происходит дома и на работе. Поэтому я, когда работала в найме, часто задавалась вопросами: почему всё должно быть именно так и почему с клиентами общаются достаточно сухо? Мне казалось, что многое можно сделать по-другому.

 Фото парикмахерской в Липецке

Наталья Реутова в салоне красоты

«Решила начать работать на себя»

После четырёх лет работы в салонах красоты я решила уйти в свободное плавание. Арендовала место в фитнес-клубе, который раньше предоставлял бьюти-услуги. Это направление у них не пошло, поэтому они решили сдать кабинет предпринимателям. Я открыла ИП, потому что самозанятости тогда не было, и заключила с ними договор. 

Работала так год: сначала 2/2, потом гораздо чаще, потому что нужно было отбивать арендное место и закупки. Стала зарабатывать больше, клиентская база была заполнена, я работала почти без выходных. В результате начала выгорать и уставать. Больше не было вдохновения, которое я всегда вкладывала в работу. К тому же поняла, что я вообще не одиночка, мне всегда нужно взаимодействовать с людьми. 

Путь стилиста может быть очень разным: кто-то достигает уровня топ-стилиста, и его устраивает работать в салоне, кто-то хочет преподавать или запускать свои курсы, а кто-то стремится открыть свой салон. 

Возможно, кто-то со мной не согласится, но я и сейчас считаю, что для активных и амбициозных людей уход на арендное место — большая ошибка. Выгорания в этом случае не избежать. Я бы так не говорила, если бы не прожила это сама. Людям с таким количеством энергии однозначно нужно или передавать свои знания, запуская образовательные проекты, или открывать собственные салоны красоты.

«На старт мы закладывали около 900 тысяч рублей, но их не хватило»

Посоветовавшись с мужем, я поняла, что мне нужно открыть салон. Мы копили деньги на квартиру. Поэтому задались вопросом, что делать: покупать квартиру или открывать бизнес. В институте я писала бизнес-план по открытию салона красоты, это была моя курсовая. На основе неё я написала новый бизнес-план, увидела, что нам хватает денег, показала мужу и предложила выбрать салон.

На старт в 2014 году мы закладывали около 900 тысяч рублей. Курс доллара тогда был около 40 рублей. Взяли помещение в аренду, съездили на выставку InterCHARM*, договорились там с поставщиками, нашли мебель и оборудование. Весь ремонт делали своими силами — у нас не было дизайнера. Помогал мой папа, он как раз работал в этой сфере. 

Спустя время мы поняли, что нам не хватает денег, чтобы открыться. Нужно было ещё около 300 тысяч рублей. Помогли родители, пришлось занять у друзей. Мы набрали долгов, но всё же открыли салон Art Avenue. Парикмахерская

«Оглядываясь назад, не понимаю, как мне на всё хватало энергии»

Так совпало, что при открытии салона я узнала, что беременна. Родители переживали из-за того, что у нас почти не было сотрудников, к тому же какое-то время предстояло работать в минус. Но я настолько хотела открыть свой салон красоты, что ничего из этого меня не пугало. 

Сложности появились немного позже:

  1. Нужно было взять на работу администратора, но сама я им никогда не была. Пришлось искать обучение, чтобы разобраться в этой сфере. Сейчас информации много, но в 2014 году была другая ситуация. Я нашла в Москве единственные курсы администраторов и поехала туда учиться.
  2. Парикмахеров с опытом, готовых пойти в новый салон красоты, не было. Когда открывается вакансия в известном салоне, люди знают, что это салон с многолетним опытом работы и большим количеством клиентов. Когда салон неизвестный, далеко не все готовы его рассматривать. Мы нанимали мастеров с достаточно небольшим опытом. Я обучала их сама и подписывала контракты на обучение с нашими поставщиками косметики.
  3. Было сложно наладить внутренние процессы: закупки, инвентаризацию, взаимодействие с клиентами. Я была далека от этого. Могла качественно оказать услугу и научить этому, но почти ничего не знала об управлении бизнесом.
  4. У меня, как у мастера, было много клиентов, но о салоне никто не знал. Нужно было сделать так, чтобы люди записывались к моим мастерам. Когда мы решили эту проблему, появилась новая: клиенты приходили, но мастера просто боялись их брать.

Оглядываясь назад, не понимаю, как на всё это мне хватало энергии. Возможно, было бы проще, если бы рядом были люди, готовые поделиться опытом. Например, сейчас есть возможность найти наставника или ментора. Тогда такой возможности не было, поэтому приходилось учиться методом проб и ошибок. 

«У меня не было опыта в найме сотрудников»

Сотрудников я искала по агрегаторам и объявлениям. Кроме того, на меня были подписаны другие мастера — они написали мне, что хотели бы работать вместе. На момент открытия у нас было 3 парикмахера и 2 мастера маникюра. Это очень маленькая команда, но, учитывая все обстоятельства, её было достаточно. 

Люди собрались очень разные как по возрасту, так и по готовности работать в команде. Тогда я не знала, что нужно подбирать людей не только по профессиональным навыкам, но и по определённым личным качествам. Я всем очень доверяла, но, к сожалению, столкнулась с воровством.

Это научило меня устанавливать с людьми определённые договорённости «на берегу». Как бы мы ни старались построить отношения, без системы порядка не будет.

«Амбициозные люди сильно развивают бизнес»

Иногда у меня спрашивают, кого бы я взяла в команду: человека, который готов спокойно работать на протяжении 15–20 лет на одном месте, или амбициозного сотрудника? Кажется, что с первым типом сотрудников спокойнее: вы друг друга устраиваете и долго работаете вместе. Но амбициозный сотрудник, если даже он приходит на позицию ассистента, активнее учится, двигается, ставит перед собой более чёткие цели. Да, высока вероятность, что такой мастер уйдёт работать на себя, когда достигнет определённого потолка в найме. Но при этом я всё равно выберу его, ведь такие люди сильно развивают бизнес. Они идейные, от них исходит другая энергия.

Кстати, у нас в салоне у мастеров есть грейды: от парикмахера до топ-стилиста. Мы можем взять ассистента и пройти с ним весь этот путь. Многие знают, как я ответственно подхожу к этому вопросу. Каждым человеком, который проработал со мной определённый промежуток времени, я горжусь до сих пор.

 Команда Натальи Реутовой

Команда одного из салонов красоты

«Маркетинговой стратегии у нас не было, мы делали всё по наитию»

Когда наши знакомые узнали, что мы открываем салон, они очень нас поддержали. На старте мы максимально задействовали всё наше окружение. 

А ещё мы:

  • сразу зарегистрировались в социальных сетях и начали их вести — тогда это были «ВКонтакте» и Instagram**;
  • сделали сайт;
  • расклеивали листовки на дома по всему району;
  • договорились с ресторанами, чтобы вместе с чеком они отдавали посетителям наши флаеры со скидкой на первое посещение;
  • участвовали во многих имиджевых проектах: собирали участниц городских конкурсов красоты и моделей на съёмки для журналов федерального уровня, были спонсорами на многих мероприятиях;
  • делали рекламу в лифтах. 

Создание такого информационного поля помогало: люди встречали упоминания о нас в нескольких местах, заходили в салон, когда проходили мимо, узнавали прайс, а затем возвращались уже в качестве клиентов. 

«Я написала курсы для руководителей и администраторов салонов красоты»

Обучающие курсы я запустила не по приниче того, что сейчас тренд на обучение. Когда салону исполнилось пять лет, многие в Липецке стали спрашивать, не обучаем ли мы администраторов. 

Я встречалась с предпринимателями и консультировала их безвозмездно. Но когда они начали спрашивать конкретно об обучении, написала курс «Эффективный администратор салона красоты». Через год-полтора выпустила ещё один курс — по финансам и аналитике. В нём есть полезная информация для людей, у которых, как и у меня в начале пути, нет опыта в управлении. 

Сейчас я в процессе актуализации этих курсов.

Наталья Реутова на выступлении

«Мне хочется, чтобы в команде работали счастливые люди»

Мотивация сотрудников — это очень индивидуально. Нужно помнить, что важна не только её материальная составляющая. Например, иногда за выполнение плана я дарю администраторам сертификаты в хорошие рестораны на двоих, чтобы они сходили туда со своими мужьями. Это эмоции, которые никогда не забудутся. 

Мне не всё равно, в каких семьях живут мои сотрудники. Даже у молодых людей я спрашиваю об отношениях с родителями. Мне кажется, что отношения с семьей формируют отношение к миру, людям и всему, что окружает. Всё это в дальнейшем отразится на отношениях в коллективе, а мне хочется, чтобы сотрудники уважали друг друга. 

«Не могу назвать себя строгим руководителем»

У нас нет системы штрафов, но мы ввели правило: если мастер заходит в салон вместе с клиентом, опаздывает или не успевает подготовить своё рабочее место, то мы делаем скидку за задержку и дарим подарок в виде шампуня или кондиционера тревел-формата. Скидку и подарок по себестоимости оплачивает мастер. Деньги сотрудника мне не нужны, но важна репутация салона. Когда происходит настоящий форс-мажор, мы делаем это за счёт салона. 

Все регламенты, которые мы используем, вырабатывались в течение долгого пути. Не бывает такого, что ты за один раз всё настроил, и это всегда работает.

«Место, в котором есть душа»

Слоган Art Avenue — место, в котором есть душа. Он появился благодаря тому, что люди, которые приходили в наш салон, так говорили. 

Салон относится к бизнес-сегменту. У нас удобное расположение и своя парковка, а также бесплатные напитки: кофе, чай, вино, шампанское. Зимой и летом дополнительно мы делаем тематические напитки — глинтвейн и лимонады. 

Когда в Липецк приезжают известные люди, они всегда приходят к нам. Мы уже работали с Ольгой Бузовой, Ириной Дубцовой и Анной Ардовой.

 Работа в салоне красоты

«Со второго месяца мы начали работать в плюс»

Открытие второго салона была спонтанным. Когда салону было 5–6 лет, я начала понимать, что и команда, и клиенты взрослеют. Если бы мы открыли ещё один салон с такой же концепцией, клиенты бы просто разделились и ходили бы в ближайший к их дому. Нужна была совершенно другая идея. 

Так появился наш второй салон — «Ножницы Art» или, как мы его ещё называем, «городская парикмахерская». Он рассчитан на более молодую аудиторию, цены в два раза ниже, но принцип безупречного отношения к клиентам и отличный сервис перенесены из Art Avenue. Там тоже есть онлайн-запись, подключены боты, чтобы клиент мог записаться в любое время суток, есть парковка и, конечно, бесплатные напитки.

Команда «Ножницы Art» уже не отстаёт по численности от Art Avenue. В новом салоне работают и опытные профессионалы, и выпускники колледжа. Выпускники могут ассистировать в любом из двух наших салонов, а затем переходить работать сначала в «Ножницы Art», а потом в Art Avenue. Так решается вопрос найма, и это помогает нам вырастить качественных специалистов.Открытие салона красоты

Второй салон мы открыли в густонаселённом районе, где много людей, которые хотят меняться, и им это доступно. Об этом гласит и слоган — красота доступна каждому. Интересный факт: формат рекламы в лифтах до сих пор работает. Когда мы открывали проект, нам нужен был максимальный охват аудитории района. Промокод, который мы сделали именно для рекламы в лифтах, полтора месяца после открытия приводил нам клиентов.

Я считаю, что всё удачно сложилось — уже со второго месяца мы начали работать в плюс. С первым салоном это случилось только через полтора года. В этот раз я подошла к вопросу с опытом. Я уже знала, как подготовиться перед открытием: за месяц до старта мы уже открыли запись, начали готовить специалистов и правильно выстроили работу с крупными поставщиками.

«Каждый кризис — это толчок к чему-то новому»

Мы успешно прошли через несколько кризисов. Удивительно, но в эти периоды часто приходят идеи, которые помогают двигаться вперёд. 

Один из кризисов произошёл, когда салону было пять лет. С третьего по пятый год работы салона всё было идеально: заполненное на 80% расписание и сформированная команда, которую я считала второй семьёй. Я сильно привязалась к этим сотрудникам: мы вместе ездили на обучения, проводили время вне работы, многим друг с другом делились. 

Каждое лето мы с семьёй уезжаем из города. Я выстроила систему, при которой салон по три месяца живёт без меня, — я провожу собрания удалённо. В этот год я вернулась осенью и узнала, что ровно половина команды увольняется. Позже выяснилось, что в это время все они уже арендовали места в салоне моей знакомой. 

Я была раздавлена. Во-первых, это были люди, которых я любила. Во-вторых, они забрали с собой клиентов на 600 тысяч рублей выручки в месяц, а у нас было помещение с правом выкупа, поэтому мы должны были платить дополнительную сумму к аренде каждый месяц.

Чтобы перезагрузиться, я уехала на обучение в Москву в бизнес-школу «Персона». 

Там поговорила о ситуации с основателем. Он дал мне рекомендации, после которых я начала выстраивать свой бизнес иначе: по-другому начала подходить и к вопросам трудоустройства, и к вопросам развития команды.

По прошествии времени я понимаю, что если бы этого не произошло, у меня бы не было бы такого сильного дальнейшего роста в бизнесе.

«Мы начали больше взаимодействовать всей бьюти-сферой»

Немного позже начался ковид. Большая подушка безопасности отсутствовала, при этом были постоянные расходы и не было поступлений. Я понимала, что моя достаточно большая команда разойдётся без зарплаты.

Тогда я снова написала основателю школы «Персона». Он рассказал, что создаётся ассоциация предпринимателей индустрии красоты, в рамках которой представители разных регионов стараются решить эту проблему. 

Я вступила в ассоциацию и стала её региональным представителем в Липецке. В тот же день я распечатала письмо и через чат в социальных сетях собрала подписи 90 предпринимателей. С письмом пошла к мэру города. А уже через сутки вышло постановление, в котором было написано, что парикмахеры могут начать работать. 

Кроме этого, во время ковида мы с предпринимателями из бьюти-сферы и представителями организации ОНФ собрали много сертификатов на бесплатное оказание услуг в наших салонах. Вместе подарили их врачам и медсёстрам. За эту работу меня наградили грамотой и медалью президента. В последующем мы еще неоднократно взаимодействовали с ОНФ. 

Пандемия поспособствовала тому, что представители бьюти-сферы в Липецке начали больше взаимодействовать друг с другом. Например, сейчас у нас есть три чата в мессенджерах:

  1. Чат, который я создала во время пандемии, — он до сих пор активно функционирует. 
  2. Чат, в котором состоят и предприниматели, и представители городской власти, чтобы важные вопросы решались быстрее.
  3. Чат, в котором состоят около 25 наиболее активных предпринимателей Липецка. В нём мы регулярно общаемся, делимся полезными контактами, решаем вопросы, помогаем друг другу. Примерно два раза в год этим составом мы встречаемся на бизнес-ужинах.

Для меня важны не только мои салоны, но и улучшение сферы во всём городе. Я за здоровую конкуренцию. 

«Понимаю, что все эти одиннадцать лет были не зря»

Я восхищаюсь, когда раз в месяц у нас в салоне проходит клиентский день. Это день, когда в салоне есть скидки на услуги. Обычно такие дни проходят в формате вечеринок, например, гавайской или пижамной. Как правило, в клиентские дни расписана каждая минута. Но когда удаётся на секунду остановиться, я смотрю на клиентов, которые ходят к нам уже 8–10 лет, и на мастеров, которые любят свою работу и друг другу помогают. В такие моменты я понимаю, что, несмотря на сложности, которые каждый день возникают, все эти десять лет были не зря. 

Бизнес — это не праздник. Но когда ты видишь результаты и счастливых людей, которые рады с тобой работать, это самая большая награда.

Статистика

* Международная выставка парфюмерно-косметической отрасли.

** Запрещённая в России организация.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Список отечественных производителей косметики
  2. 2 «ВкусВилл красиво»: торговая сеть Андрея Кривенко откроет первый магазин косметики
  3. 3 15 российских брендов парфюма
  4. 4 Стартап научит компьютер распознавать запахи
  5. 5 Главные тренды 2025 года от Trend Hunter: мода и косметика
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

14 октября 2024

14 октября 2024