Никита Стаценко

Мы готовы инвестировать в производство — Владимир Шаталов, «Промсвязьбанк»

Куда идти за инвестициями на кафе и прачечные и почему фонд «Промсвязьбанка» и «Опоры России» заинтересовался бизнесами на производстве — в разговоре с Владимиром Шаталовым из «Промсвязьбанка».


В СМИ чаще можно прочитать о каком-нибудь инновационном стартапе, нежели о «обычном труженике». Наукоемкие проекты, IT и т. д. — это, безусловно, важно для развития страны. Но не отменяет необходимости развивать производство товаров и услуг, которые нужны каждый день. Финансовые институты на такой сегмент экономики смотрят с опаской, особенно на молодых предпринимателей, решившихся открыть кафе или прачечную. Риски невозврата средств, отсутствие у молодых опыта осложняют диалог бизнеса и инвесторов.

Проектами в сфере инноваций занимаются специализированные фонды — Фонд Бортника, бизнес-инкубаторы, технопарки. А вот у предпринимателей из реального сектора экономики гораздо меньше возможностей.

Один из немногих проектов в этой сфере — Венчурный фонд, созданный 3 года назад общественной организацией «Опора России» и «Промсвязьбанком». Фонд называется «венчурным» не в классическом понимании этого термина. Фонд ориентируется на малые бизнесы, которые не могут получить кредит в банке, так как являются для банков проектами с высокими рисками.

Фонд выбрал для себя нишу – помощь молодым (от 18 до 35 лет) предпринимателям, которые уже создали успешный бизнес и планируют расширять производство или выходить на новые рынки.

Фонд предоставляет предпринимателям финансирование за долю в проекте, которую предприниматель обязуется выкупить в будущем.

Общий размер фонда — 300 млн рублей. Сумма инвестиций в один проект — от 1,5 до 10 миллионов рублей.

Об особенностях работы с малыми предпринимателями рассказывает заместитель председателя правления «Промсвязьбанка», руководитель блока «Средний и малый бизнес» Владимир Шаталов.

Стоит ли вкладываться в проекты, где коммерческая отдача не так очевидна?  

Одно не противоречит другому. Венчурный фонд — для «Промсвязьбанка» это даже не отдельная программа кредитования, а, скорее, социальный проект с коммерческой отдачей на перспективу. Мы ориентированы на развитие сегмента малого и среднего бизнеса, где, как банк, хотим увеличить свой портфель.

Как много предпринимателей, которым Фонд поверил за первые три года работы?

Мы проинвестировали больше 100 млн рублей. На данный момент в портфеле Венчурного фонда 25 сделок из разных городов России.

У нас нет задачи просто раздать деньги. Мы хотим поддержать эффективных ребят и ожидаем, что 80% наших «подопечных» покажут отличный результат. Скажем честно, на рынке не так много интересных проектов и профессиональных молодых предпринимателей.

Троих мы выделяем особенно, потому что им уже удалось совершить «выход» — продажу нашего пакета акций.

Давайте уточним. Социальная миссия проекта не означает, что Фонд выдает гранты. Проценты банку всё-таки придется платить?

Все верно. Проект должен быть прибыльным и дохода должно хватить и инициатору, и фонду. Что касается процентной ставки, то она в нашем случае очень гибкая, влияют различные параметры сделки. График возврата инвестиций — здесь мы придерживаемся индивидуального подхода.

Привлекать инвестиции от нас имеет смысл, если предприниматель уверен в своих силах и сумма будущей прибыли в 1,5-2 раза больше стоимости инвестиций.

В инвестиционной декларации зафиксирована минимальная стоимость финансирования — 25% годовых. Сравнивать со ставкой по стандартному банковскому кредиту некорректно, так как наши клиенты не имеют возможности его получить. Причины разные — малый срок существования бизнеса, отсутствие достаточного оборота денег и прибыли для обслуживания запрашиваемого кредита и т. д.

А какие три проекта уже осуществили «выход»?

Первый — наш самый крупный проект, «Велодрайв» из Санкт-Петербурга. Его инициатор Кирилл Остапенко первый предпринимательский опыт получил в студенчестве, когда перепродавал сотовые телефоны. Во время поездки в США по программе Work&Travel пришлось купить велосипед, чтобы добираться до работы. Идея бизнеса пришла после ДТП, в котором он повредил средство передвижения. Оказалось, что починка — недешево. Вернувшись в Россию, Кирилл организовал веломастерскую и точку продаж вело-аксессуаров. Постепенно из одной точки продаж предприниматель развил целую сеть. Мы инвестировали в ее развитие 10 млн рублей. Сейчас «Велодрайв» продает собственную франшизу. За 10 лет предприниматель прошел путь от вело-палатки на окраине до развернутой сети магазинов с выручкой 200 млн рублей в месяц.

Сегодня Кирилл остался с «Промсвязьбанком» – перешел на стандартные условия кредитования.

Вторая история «выхода» – это компания «НИКо» из Вологды. Супруги Наталия Корепина и Юрий Попов с 1998 года вели  семейный бизнес — торговля продуктами питания. Сначала была одна точка, постепенно появились четыре собственных капитальных магазина. Средства фонда помогли завершить большой проект — открыть торговый центр в одном из активно развивающихся районов Вологды, приобрести торговое и техническое оборудование. Фонд инвестировал 4,4 млн рублей сроком на 3 года. При рассмотрении сделки на инвестиционном комитете в качестве одного из плюсов проекта была отмечена низкая зависимость от импортных товаров (всего 15% в структуре продаж компании). Подобное распределение ассортимента в текущей ситуации позволяет минимизировать валютные риски в торговле.

К концу 2015 года вологодские предприниматели досрочно погасили инвестиции фонда, выкупили все доли. В таком бизнесе, наверное, каждый предприниматель стремится остаться единственным выгодополучателем.

И, наконец, третий знаковый для нас проект — ориентированная на студентов новосибирская прачечная самообслуживания «Баба-Шура». Эту компанию собственники выставили на рынок и продали по выгодной цене, которая позволила рассчитаться с фондом. На самом деле, это «штучный» для российского малого бизнеса кейс.

Новых заявок на фоне кризиса поступает меньше?

Нет смысла лукавить: влияние кризиса ощутимо. Открыв фонд, за 2013-й год мы собрали около полутора тысяч заявок. И большинство сделок уходят корнями в этот период.

В 2014 году резко изменился характер поступающих заявок. Предприниматели из сферы услуг и торговли стали обращаться в поисках инвестиций не на развитие, а для пополнения оборотных средств — задачей номер один стал не рост, а спасение текущего бизнеса. Это не наш фокус.

Фонд готов подставить финансовое плечо тем, стремится нивелировать валютные риски, вкладываясь с оборудование и технологии. Предприниматели долгое время считали, что нужно наладить продвижение, а не менять процессы в корне.

Вы как-то изменили фокус все-таки?

В 2015 году вектор поддержки сместился в сторону импортозамещения, производственных проектов. Заявления Правительства подталкивали предпринимателей обратить внимание на эту отрасль. И мы увидели, что бизнес действительно меняет приоритеты, строит планы на той сырьевой базе и рынках сбыта, которые доступны сейчас. Минимум импортной составляющей в себестоимости – максимальная ориентация на экспорт.

Мы готовы вкладывать в производство. Сейчас всерьез рассматриваем ряд заявок.

Сейчас мы смотрим в сторону небольших производств. Производственный сектор не такой простой с точки зрения организации процессов, но за ним, очевидно, будущее.

Что нужно, чтобы Фонд поверил в ваш продукт? В первую очередь вы сами должны верить в него и уметь аргументированно доказать свою идею на всех уровнях. При этом не стоит приукрашивать реальные показатели проекта. Их легко проверить. Наш выбор — честные молодые предприниматели, которые трезво оценивают ситуацию.

Бизнес по франшизе — наверное, тоже антикризисный вариант? Проверенная модель снижает риски. Фонд ведь инвестирует во франшизы?

Мы поддерживаем открытие бизнеса на условиях франчайзинга, а также покупку готового бизнеса.

Но настоятельно советуем предпринимателям не расслабляться и самостоятельно анализировать перспективы проекта на конкретной территории.

У нас в портфеле есть показательный кейс. В октябре 2014 года молодые предприниматели Олег Родионов и Дмитрий Астафьев решили открыть в Чите бар «Дорогая, я перезвоню». Получили средства, купили мебель, кухонный инвентарь, оформили помещение, выучили персонал, открылись. Но реальные финансовые показатели заведения сильно отличались от заявленных франчайзером. Совместно с предпринимателями мы стали анализировать, почему клиент не идет в бар. Пришли к выводу, что менталитет в Чите сильно отличается от столичного. Не оценили посетители атмосферу, концепт — он не соответствует местным привычкам, хотя сами собственники заведения очень верили в формат. Одним словом, недостаточно проработали целевую аудиторию.

После довольно продолжительных переговоров было принято нелегкое решение — заведение адаптировали к территории, отказавшись от франшизы. И финансовые показатели растут.

Так что франшиза – не панацея. Важна активная позиция самого предпринимателя.

Но молодому предпринимателю не всегда хватает компетенций…

Хочу еще раз обратить внимание, что мы не работаем с теми, кому нужно объяснять азы ведения бизнеса. Вы правы, большинству наших молодых предпринимателей для развития проектов требуется экспертная поддержка. И они могут на нее рассчитывать.

Консультации и наставничество — большое поле деятельности фонда. Мы поводим мастер-классы, организуем столы по разным темам, учим бизнес-планированию.

Практически все 25 наших проектов под давлением кризиса скорректировали бизнес-модели, хотя мы все вместе проверяли и утверждали их на старте.

Будут ли меняться условия выдачи инвестиций?  

Нет, мы не планируем изменять инвестиционную декларацию.

Продолжим курс на усиление консалтингового направления. В финансировании сейчас делаем ставку на производственные проекты. Было бы отлично инвестировать минимум в 10 компаний в 2016 году. Сейчас специалисты фонда детально изучают меры поддержки, которые предусмотрены для российских производителей.

По теме:

Как и где продать готовый бизнес?

Где взять деньги на бизнес, если он не имеет отношения к IT

Как получить поддержку от Венчурного фонда Промсвязьбанка

Куда идти за госденьгами


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook