Top.Mail.Ru
Интервью

Герцогом быть не обязательно

Интервью
Анастасия Жигач
Анастасия Жигач

Журналист, автор RB.RU

Александр Сенников

Анастасия Доронина возит любимую скатерть с собой, даже если едет в отпуск в другую страну. Вместе с сестрой Ксенией Чижовой она занимается производством премиального столового текстиля в Кемерово. Девушки знают, как за пару минут создать уютную атмосферу вне дома, и зарабатывают на любви к красивым завтракам и ужинам.

Герцогом быть не обязательно
  1. Интервью

Содержание:

 

Вьем гнездо

Сервировочные салфетки

 

Многие думают, что сервировка стола вне ресторана — история про высшее общество, дворецких и леди. А я считаю, что стильная скатерть поднимает настроение. Не надо быть герцогом, чтобы пить кофе за красивым столиком у себя дома: сервировка доступна каждому.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Наш с сестрой бренд называется «Вьем гнездо» и, мне кажется, это название говорит само за себя. Больше года мы придумываем, шьем и продаем премиальный текстиль, который становится инструментом заботы о себе и близких. Ведь семейные завтраки и ужины за столом — чрезвычайно важная часть жизни каждого человека.

С нами согласны клиенты из b2b- и b2c-сфер из самых разных уголков России. Свой столовый текстиль мы отправляли покупателям в Краснодар, Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск и Новороссийск. Мы производим скатерти, раннеры (тканевые дорожки на стол), плейсматы (индивидуальные салфетки-подставки под тарелки), сервировочные салфетки, холдеры (конверты для приборов), полотенца, фартуки. Учитывая то, что у каждой позиции есть свой дизайн и цвет, в нашем ассортименте сейчас около 50 товаров.

 

Таблички и коммуникации

До того, как решиться на свое дело, я работала в медиа и постоянно общалась с предпринимателями: устраивала неформальные встречи фаундеров в разных уголках мира под брендом Founders' Mondays. И работа, и стартап мне очень нравились, выбрать что-то одно было сложно: свое дело еще не приносило деньги.

Важной точкой отсчета стал май 2023 года. Тогда я поняла, что дела по собственному проекту перестали быть дополнительными задачами в моем обычном расписании. Мне хотелось поскорее все закончить, чтобы взяться за стартап. 

В тот момент я четко поняла: «Вьем гнездо» не взлетит и останется хобби, если я не начну уделять все время своей мечте. Поэтому я уволилась и сосредоточилась только на одном проекте. И, забегая вперед, скажу, что еще ни разу не пожалела о своем решении.

Роли в стартапе мы с сестрой распределили так. На мне продажи, сайт и соцсети проекта. А также общение с клиентами до, во время и после покупки. 

 

 Вьем гнездо

Ксения Чижова и Анастасия Доронина

 

Ксюша отвечает за финансы, производство и коммуникацию с поставщиками и швейным цехом, ведь она много лет работала экономистом на машиностроительном заводе. Я рада, что у нас в команде есть гуру таблиц, подсчетов и анализа: раз ты стартап, надо считать все до копейки.

Пока мы еще не доросли до того, чтобы нанять первого сотрудника в штат. Трудимся вдвоем и привлекаем специалистов в качестве подрядчиков — под конкретные задачи. Это швеи, фотографы, курьеры, графический дизайнер. 

 

Ткань имеет значение

Все позиции мы отшиваем в родном Кемерово. В нашем деле важно быть в постоянном контакте с швейным цехом, поэтому производство мы искали «под боком». А вот поставщики тканей у нас из Турции и Беларуси. Конечно, рентабельнее было бы не производить все самостоятельно, а закупать готовый столовый текстиль в Китае и продавать его под своим брендом в России. Однако тогда весь проект теряет для нас смысл. Мы придаем большое значение тканям, швам, принтам, фурнитуре и упаковке.

Все товары изготавливаются из натуральных тканей: лен, муслин, хлопок. Мы пересмотрели чуть ли не миллион образцов, когда искали поставщиков: на это ушло несколько месяцев. Дизайн каждого продукта мы делаем сами, руководствуясь собственным чувством стиля, настроением, сезонами и разными поводами для застолья.

Каждый месяц мы отдаем производству разный объем заказов. Это связано с неравномерной покупательской активностью и с тем, что мы сами регулярно меняем ассортимент и ищем самые востребованные позиции, размеры, принты и сочетания цветов для каждого сезона.

 

Вьем гнездо

Холдер — конверт для приборов

 

Базовую линейку нашего интернет-магазина производят две швеи, с которыми мы работаем по договору подряда. Это позволяет нам всегда иметь в наличии все необходимое для онлайн-продаж. А большие партии для корпоративных заказчиков мы отдаем в швейный цех. Такой подход позволяет нам производить большие партии и укладываться в срок.

Возможно, вы удивитесь, но у столового текстиля, как и у одежды, есть размерный ряд. Он зависит от количества персон (на двух, четырех, шесть человек) и формы стола (квадратный, круглый, прямоугольный). 

На старте проекта мы шили и продавали одежду для малышей. Это был эксперимент: мы изучали, чем интересуются клиенты и что нам самим больше нравится производить. Спустя полгода это направление пришлось свернуть: попасть в нужный покупателю размер сложно, экономика проекта не складывалась. Взамен мы разработали небольшую линейку домашней одежды из муслина: свободные халаты и костюмы унисекс.

 

Хит продаж с историей

За год мы сшили 1,2 тыс. изделий. Хит продаж — это фамильная скатерть с индивидуальной вышивкой на заказ (инициалы, фамилия, рисунок или надпись). Ее дарят на свадьбу друзьям или на годовщину брака родителям, а также заказывают для себя к какому-нибудь торжеству, чтобы впоследствии передать следующему поколению. 

В ассортименте она появилась не случайно. Это часть истории семьи. Наша с Ксюшей бабушка родом из Беларуси. Будучи невестой, бабушка уехала в Россию и взяла в новую жизнь скатерть из родного дома.

Бабушка бережно сохранила ее до нашего времени: сейчас мы любим сервировать стол этой скатертью, когда собираемся вместе. Это по-настоящему прекрасная вещь, которая прошла путь в несколько поколений и продолжает нас объединять. Меня восхищают такие истории: это не скатерть, а настоящая машина времени. И такие «машины» часто у нас покупают.

 

Вьем гнездо

Скатерть

 

Успешные предприниматели говорят, что у бизнеса обязательно должна быть своя идея, миссия и история. Нам ничего придумывать не пришлось, потому что у «Вьем гнездо» есть своя правдивая история — родом из нашего с Ксюшей детства. Можно сказать, что идею для стартапа нам подарила мама, когда мы были еще детьми.

Она всегда сервировала стол с какой-то изюминкой. И для нас это была привычная домашняя атмосфера, что-то само собой разумеющееся. Так что мы стали неосознанно воспроизводить то же самое, когда обзавелись своими семьями. Хотелось подчеркнуть красоту момента и воссоздать уют, к которому мы привыкли. 

Все началось с пошива для себя — в канун 2023 года мы с Ксюшей сшили скатерть к праздничному столу. Выбрали ткань, нашли швею, получилось очень красиво. Затем мы решили сделать еще несколько изделий в качестве подарков для близких подруг. Выписали все имена, вспомнили, что кому больше нравится, и придумали разные модели. На изготовление скатертей и плейсматов в подарок ушло 5 тыс. рублей.

 

Вьем гнездо

Плейсмат

 

Подарки произвели вау-эффект, поэтому мы решили не ограничиваться ближним кругом. «Может быть, кто-то даже захочет у нас что-то купить», — робко подумали мы и выложили фотографии скатертей в социальные сети.

В то время с рынка как раз ушла Zara Home, так что подписчики действительно сделали у нас несколько заказов. Так мы поняли, что нащупали свою нишу для бизнеса, однако до полноценного запуска проекта прошло около года.

В декабре 2023 года мы потратили на изготовление партии (скатерти, плейсматы и сервировочные салфетки) уже 40 тыс. рублей — с учетом закупки материалов. В маркетинг не вкладывались, однако большинство заказов получили через соцсети. 

Дело в том, что наш продукт хорошо продают эстетичные фотографии и видеоролики: главное регулярно создавать и публиковать контент. Сейчас выручка проекта в месяц составляет около 108 тыс. рублей. Согласно бизнес-плану, через год мы сможем увеличить этот показатель минимум в 2,5 раза.

Уют для дома и бизнеса

Долгое время у нас было только b2c-направление: онлайн-продажи через свой сайт и соцсети. Трафик мы генерировали с помощью собственного контента, распаковок у блогеров и благодаря участию в разных офлайн-мероприятиях. Такого объема продаж оказалось недостаточно, чтобы зарабатывать: мы окупались, но выходили в мизерный плюс.

Тогда мы решили протестировать продажи через дистрибьюторов. Этот путь в офлайн начали с простого варианта — с корнеров домашнего декора, которые стали ставить многие сети цветочных бутиков. Первое время я просто заходила в магазины, рассказывала о проекте и оставляла свои контакты. Именно так нам удалось стать поставщиком сети цветочных салонов «Листва»: наши товары представлены в филиалах в Питере, Новосибирске, Барнауле, Кемерове и Саранске. 

 

Вьем гнездо

Раннер — тканевая дорожка на стол

 

Сейчас мы предоставляем свою продукцию хоум-центрам в Новороссийске и Твери. Наша цель — подписать еще минимум 20 офлайн-партнеров. С хоум-центром мы работаем по предоплате в 100%, это очень удобно для стартапа. А с цветочной сетью договоренности другие. 

В конце каждого месяца мы получаем расчет по фактическим продажам: благодаря маленькому объему партий мы можем работать со всей сетью. Отсроченная прибыль на больших партиях на нашем этапе развития компании критично сказывается на операционных расходах, так что сначала нам нужно подрасти, а потом масштабировать поставки.

Может показаться, что наши главные покупатели — хозяйки, которые хотят навести уют дома. Первое время мы тоже так думали. Сейчас мы понимаем, что наша целевая аудитория гораздо шире: это все, кто любит заботиться о своих гостях. Когда мы это сформулировали, стало ясно, что мы можем предлагать свою продукцию большой аудитории. В том числе представителям b2b-бизнеса: а именно рестораторам, ивент-менеджерам, свадебным агентам и так далее. 

 

Вьем гнездо

На изготовление такого фартука уходит несколько часов работы швеи

 

Недавно мы сшили 15 фартуков для ресторана в Сибири и 40 фартуков для кулинарной студии. С ней мы работаем уже около года: делаем премиальные фартуки с логотипом и вышивкой, которые студия дарит гостям на память. 

Когда мы стали продвигать свои услуги в корпоративном мире, я сразу отказалась от идеи рассылать компаниям одинаковые коммерческие предложения. Поэтому когда я вижу потенциального клиента, я открываю аккаунт в Figma (программа для дизайнеров. — Прим. ред.) и делаю макет с вариантами нашего текстиля в интерьерах реальных помещений компании. Так, как будто у нас уже есть предварительная договоренность о заказе и мне нужно показать, как все будет выглядеть. 

Конечно, это занимает больше времени, однако этот подход действительно позволяет нам продавать премиальный текстиль тем, кто ничего о нас не знает. «Срабатывают» и приносят нам контракт примерно два письма из 30. Бывает, что на письмо не реагируют, однако заказ приходит с неожиданной стороны.

 

Вьем гнездо

Дорожка (раннер)

 

Например, мы долго хотели познакомиться с сетью магазинов фермерских продуктов «Калина-Малина» и сшить для их сотрудников фирменные фартуки. Я искала контакты, пробовала передать коммерческое предложение через разных сотрудников. Ответа не было две недели, однако заказ мы получили — через организатора фестиваля, приуроченного ко дню рождения этой компании. Теперь наша мечта — сшить форму для сотрудников «Вкусвилл».

Так мы поняли, что мы можем предлагать свои услуги не только отделам закупок, но и ивент-менеджерам. Таким образом у нас появилась два новых b2b-направления: пошив формы для поваров и официантов, а также производство текстиля под мероприятия, в том числе для свадебных торжеств. Средний чек составляет 4 тыс. рублей для b2c-сегмента и 40 тыс. для b2b.

 

Работа со страхами 

Большинство потенциальных клиентов из b2c-сферы, общаясь с нами, говорят, что не знают правил сервировки: что с чем сочетать, куда поставить бокал, какую вилку подать. Они боятся что-то сделать не так. Поэтому мы разработали ассортимент таким образом, чтобы предметы визуально сочетались. И в соцсетях показываем, что сервировка — это творчество. А значит, не обязательно знать правила, чтобы красиво накрыть на стол. 

Еще один распространенный страх — случайно испортить красивую вещь. Например, пролить кофе, вино или борщ. Зная это, мы специально ввели в ассортимент скатерти из водоотталкивающего хлопка и выкладываем видео, где показываем, что пролитое вино не оставит пятен на ткани. Эти ролики тоже приводят к нам покупателей.

Я понимаю, что мы с сестрой только учимся делать бизнес, продвигать себя, искать партнеров — в том числе среди крупных брендов. Я люблю напоминать себе: «Не стыдно, когда ты маленький! Это просто этап развития компании». Главное — все время учиться и верить в свое дело.

 

Вьем гнездо

 

Фото на обложке и в тексте: предоставлены героями интервью

Инфографика: RB.RU

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 15 лучших отечественных брендов одежды
  2. 2 От бесшовного до кружевного: 10 российских брендов нижнего белья
  3. 3 История DNS: как компания из Владивостока завоевала рынок бытовой техники и электроники в России
  4. 4 История «ЛитРес»: как развивался лидер российского рынка цифровых и аудиокниг
  5. 5 От пышной классики до современных мини: 10 брендов свадебных платьев из России
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти