Лонгриды
Партнеры

Гиды «новой» волны: как сегодня понравиться аудитории и искать заказы на экскурсии

Лонгриды
Ирина Печёрская
Ирина Печёрская

Редактор RB.RU

Наталия Рябцева

Экскурсии, ассоциирующиеся с лекциями в университете, уходят в прошлое: сегодня люди хотят получать впечатления и приятно и с пользой проводить свободное время, а не перегружаться большим количеством исторических дат и имен из учебника.

Вместе с этим меняется и образ современного экскурсовода, и формат его работы с аудиторией.

Какие еще перемены произошли в работе гидов и как быть успешным в своем деле, RB.RU обсудил с московскими гидами. В статье затронуты вопросы взаимодействия с экскурсантами, продвижения в нынешних условиях и не только.

Гиды «новой» волны: как сегодня понравиться аудитории и искать заказы на экскурсии
Присоединиться

 Содержание:

 


Как работать с современной аудиторией


 

Прислушиваться к потребностям аудитории

 

 Если раньше экскурсии можно было сравнить с походом в библиотеку, то сейчас их рассматривают как досуг с элементами развлечения и просвещения. Например, становится модным отмечать дни рождения, семейные праздники и даже свадьбы на экскурсиях: пока молодожены фотографируются, гостей занимает экскурсовод. 

«Такой формат интеллектуального отдыха набирает обороты. Раньше все сводилось к праздничному застолью, а сейчас у мероприятия появилась преамбула в виде увлекательного путешествия по городу», — подтверждает Алёна Ворошилова, гид по Москве.

Причем москвичи в основном предпочитают нетуристические маршруты. Поэтому задача гида — дать им такую информацию о месте и связанных с ним персонажах и событиях, которой потом можно было бы делиться во время прогулки с друзьями и удивлять их.

 

Следить за трендами

 

Сейчас можно отметить тренд на интеллектуальный досуг: люди получают знания на экскурсиях, а потом могут блеснуть ими в своем окружении. Поэтому, например, теряют популярность обзорные экскурсии на автобусе по «открыточным» достопримечательностям — люди хотят знакомиться с городом более вдумчиво, детально, открывать для себя его нетуристические стороны. 

Причем этот запрос идет не только от горожан, но и от туристов, которые приезжают в Москву из других регионов. 

 

 Экскурсия Катерины Слеповой

Экскурсия Катерины Слеповой

 

«По моим наблюдениям, туристы стали больше интересоваться историей. Поэтому даже при посещении топовых мест — Кремль, Красная площадь, Китай-город — им хочется увидеть не только фасады, но и все, что за ними скрыто; разобраться, как, что и когда было построено, как место менялось со временем», — говорит Катерина Слепова, московский экскурсовод.

 


Какие инструменты сейчас наиболее эффективны для продвижения


 

Социальные сети

 

Все знают, как работать с известными социальными сетями, однако выход в новые соцсети позволяет привлечь новую аудиторию. Например, Алла Малафеева, специалист по digital-продвижению туристических проектов, рассказала, как продвигаться во «ВКонтакте».

Продвижение во «ВКонтакте» состоит из четырех пунктов:

  1. Создание и оформление сообщества.
  2. Наполнение сообщества контентом.
  3. Создание рассылки.
  4. Запуск рекламы.

Почему важен каждый из них? Сообщество «ВКонтакте» — визитная карточка. Его внешний вид, понятная структура и интересное наполнение привлекут пользователей.

«Если сообщество выглядит дизайнерским и на него подписано большое количество людей, это повышает статус владельца в глазах посетителей. Если у сообщества понятная структура, посетителю будет легко ориентироваться, найти нужную информацию. В противном случае человек просто закроет страницу.

Если в сообществе интересные посты и полезная информация, посетитель станет вашим подписчиком, а это первый шаг к дальнейшей покупке», — сказала Алла Малафеева. 

Рассылка — способ взаимодействовать с пользователями с помощью личных сообщений: человек дает разрешение писать ему в личные сообщения, а после можно автоматически отправлять сообщения всем, кто дал это разрешение, и это не будет расценено соцсетью как спам.

Пользователь соцсети может быть не подписан на сообщество, может быть подписан и не заходить в него, но личное сообщение он увидит однозначно. По словам эксперта, открытие таких рассылок доходит до 90%. 

Реклама. Каким бы привлекательным и интересным ни было ваше сообщество, про него никто не узнает без рекламы. 

Как получить максимум по каждому пункту? Рассмотрим далее. 

 

Оформление сообщества


  1. Воспользуйтесь шаблонами, например, из сервиса Canva, чтобы без особых усилий создать обложку, меню и аватар сообщества.
  2. Пропишите статус сообщества, добавьте описание и несколько постов про экскурсии. Акцент должен быть на особенностях и выгодах предложения, а также на отличиях от конкурентов.
  3. Включите настройки, которые позволят пользователям писать сообщения в сообщество. 
  4. Соберите отзывы и добавьте их в пост, а также в отдельную тему в сообществе.
  5. Загрузите фотографии с ваших маршрутов в пост и отдельный альбом.

Контент

 

О чем писать:

  • программы экскурсий;
  • рассказ о себе и своем опыте;
  • пост-отзыв — впечатления туристов, их фотографии из тура, скриншот отзыва;
  • описание одного факта или места: что необычного, вызывающего восторг будет во время экскурсии. Прикрепите несколько фотографий;
  • ответы на частые вопросы: что взять с собой, как одеться, как добраться, нужны ли маски/справки и прочее.

«Небольшой лайфхак: представьте своего друга или потенциального покупателя и расскажите ему о вашем предложении. Так вам будет проще “достать” все особенности ваших экскурсий. Потом просто запишите все, что рассказали», — поделилась Алла Малафеева. 

 

Рассылка

 

Рассылку во «ВКонтакте» можно создать в приложении Senler или в сервисе TargetHunter. Оба имеют бесплатный пробный тариф, которого достаточно для первых этапов работы.

В рассылку следует добавить все вышеописанные посты. По сути, нужно дублировать все, что уже есть на стене сообщества. Можно сделать и уникальные тексты, но это не влияет на результат. 

Схема рассылки следующая:

  • приветствие: «Здравствуйте! Спасибо, что подписались. Хочу пригласить вас на экскурсию… В какой день вам хотелось бы ее посетить?»;
  • рассказ о гиде;
  • программа и интересный факт плюс приглашение записаться;
  • отзывы;
  • ответы на вопросы;
  • призыв к действию: «Осталось мало мест, успейте забронировать».

Частота рассылки — примерно раз в день.

Таким образом можно познакомить подписчиков с гидом и экскурсиями — это вызывает доверие и способствует продажам.

Реклама

 

Почему сообщество, а не личная страница? Дело в том, что большинство рекламных инструментов доступны только для работы с сообществом, а значит, эффективно настроить рекламу, если сообщества нет, не получится.

Какие создать объявления?

  1. От имени гида. Нужно написать немного о гиде и сделать приглашение на экскурсию, рассказать, почему на нее стоит пойти. В конце — обязательно призыв перейти по ссылке и узнать подробности.
  2. В формате «карусели» с красивыми фотографиями мест, которые предлагается посетить, плюс краткое описание экскурсии.

Ссылку нужно вставить на уже созданную ранее рассылку.

 

Аудитория

 

  1. Ключевые слова — настройка в рекламном кабинете.
  2. Подписчики конкурентов.
  3. Заинтересованная — настройка в рекламном кабинете. Следует настраивать только в случае, если уже есть подписчики в сообществе. 

 

Агрегаторы экскурсий

 

Получать заказы на экскурсии можно и с таких крупных специализированных агрегаторов, как «Трипстер» и Sputnik8. Например, у Александра Горского, историка, гида по Москве, 80-90% туристов именно оттуда. 

 

 Онлайн-сервис для организации путешествий по России  RussPass

Онлайн-сервис для организации путешествий по России RUSSPASS

 

Или можно пользоваться более глобальными сервисами по организации путешествий, таким, например, как RUSSPASS. Ему уже два года, и курирует его Комитет по туризму города Москвы.

Все эти сервисы работают по такому принципу: гид загружает туда свои маршруты, агрегатор рассматривает их и решает, размещать или нет. Если экскурсию опубликуют, то пользователи смогут с ней ознакомиться, а после — прямо на сайте связаться с экскурсоводом и забронировать. 

Отметим, что за размещение экскурсий на этих площадках предусмотрена комиссия.

 

Сарафанное радио

 

Единогласно лучшим способом продвижения гиды называют сарафанное радио. «Как только человек попадет к вам на экскурсию, все остальное решит ваш профессионализм: если туристу или горожанину все понравится, то он сам спросит, на какие еще экскурсии можно записаться», — поделилась Ольга Фаронова, экскурсовод, CEO туристического агентства «Любимый город».

 


Каким должен быть современный экскурсовод


 

Интересным и образованным

 

В среде московских экскурсоводов есть негласное деление на гидов «старой» и «новой» волны. Гида «старой» волны можно сравнить с учителем, который дает экскурсанту слишком много сложной для восприятия информации, для него экскурсия — это воспитательно-педагогический процесс. Но современным людям это не нужно, поэтому сейчас от такого подхода отказываются. 

 

 Алёна Ворошилова, гид по Москве

Алёна Ворошилова, гид по Москве

 

«Самое плохое — это завалить современного экскурсанта кучей дат, архитектурных терминов, имен с фамилиями и отчествами, — говорит Катерина Слепова. — Все нужно пояснять, а информацию — подавать просто и интересно. Например, на своих экскурсиях я часто не называю даты, а говорю про эпоху конкретного правителя, и все примерно понимают, когда разворачивалось событие».

Но к какой бы волне ни причислял себя гид, образованность, глубокие знания по предмету, культурный бэкграунд должны быть на первой строке резюме у настоящего профессионала. 

 

Харизматичным и с четкой речью 

 

Среди других важных качеств — харизма и поставленная речь. «Современный экскурсовод — это прежде всего талантливый рассказчик. Вы можете быть ходячей энциклопедией, но если вы не можете сформулировать мысль, выстроить логические цепочки и вовремя пошутить, то все эти знания не будут иметь большого значения», — сказала Ольга Фаронова.

Чтобы развить в себе эти качества, можно пройти театральные курсы или курсы ораторского мастерства.

В целом, чтобы сегодня понравиться своей аудитории, гиду нужно стать как бы хорошим другом, с которым можно душевно и весело провести время. Живость общения и умение создать гостеприимную атмосферу — конек современного экскурсовода. 

 


Как пройти аттестацию



С 1 сентября 2022 года раз в пять лет гиды обязаны проходить аттестацию. Экскурсоводам и гидам-переводчикам дается время на ее прохождение — они могут продолжать работу в течение года со дня вступления закона в силу. При этом действие аттестатов, выданных до вступления закона в силу, продолжается до конца их срока, но не далее 1 января 2024 года. 

Для того, чтобы пройти аттестацию, нужно будет подать заявление и копии документов (паспорта и дипломов) в аттестационную комиссию региона, в котором гид планирует работать. В столице это Комитет по туризму города Москвы. 

 

 Moscow Guide Day

Moscow Guide Day, 21 февраля 2022 года, Организатор мероприятия: Комитет по туризму города Москвы

 

Сейчас прорабатывается вопрос перевода услуги в электронный вид. Частичный запуск электронной услуги планируется на сентябрь 2022 г., оказание услуги в исключительно электронном виде будет доступно в 2023 г. Чтобы получить аккредитацию, гиду необходимо: 

  • Иметь среднее профессиональное образование или высшее образование;
  • Иметь дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода или гида-переводчика, за исключением соискателей, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование в сфере туризма по программам, включающим в себя дисциплину (модуль) по оказанию экскурсоводами (гидами) или гидами-переводчиками соответствующих услуг.

Если соответствующего образования и опыта работы нет, то сначала придется пройти курсы профессиональной переподготовки. 

В Москве гидов выпускают такие организации, как школа «Глазами инженера», учебно-координационный центр «Гиды и экскурсоводы», центр подготовки туристических кадров «Турцентр» и школа экскурсовода при Музее Москвы.

Требований к перечню образовательных учреждений, проводящих обучение и подготовку гидов, не установлено. Гид может выбрать учреждение самостоятельно.

 


Как город помогает гидам


 

В Комитете по туризму города Москвы большое внимание уделяют не только аккредитации гидов-экскурсоводов, но и тому, чтобы предоставить им возможности для дополнительного продвижения с помощью профильных мероприятий. 

 

«Покажи Москву!»

 

Одно из таких — общегородской онлайн-конкурс маршрутов «Покажи Москву!». Принять участие в нем может любой желающий: профессиональный гид, горожанин или экспат. В ходе конкурса участники рассказывают о своих любимых местах в самых разных районах столицы, а победители получают призы и ценный опыт в проведении экскурсий. 

 

«Московские мастера»

 

Попробовать себя в роли гида можно и в рамках конкурса «Московские мастера», который проводится с 1998 года для того, чтобы популяризировать массовые профессии, востребованные экономикой города. Среди номинаций — в том числе «Экскурсовод» (авторские пешеходные и автобусные экскурсии) и «Гид-переводчик». 

По итогам конкурса жюри выбирает трех победителей в каждой номинации. Каждый из них получает денежный приз в размере от 100 до 300 тысяч рублей в зависимости от призового места.

 

«День Гида»

 

Moscow Travel Hub, который создан Комитетом по туризму города Москвы, также ежегодно организовывает мероприятия для экскурсоводов. Например, «День Гида», который в этом году прошел с большим успехом

 

 Moscow Guide Day

Moscow Guide Day, 21 февраля 2022 года, Организатор мероприятия Комитет по туризму города Москвы

 

Деловая программа была насыщенной: в ней приняли участие представители ведущих мировых ассоциаций гидов, лучшие гиды-экскурсоводы Москвы, ведущие агрегаторы экскурсий (Tripster), лучший гид Турции, блогер, турагент, спикер, писатель-путешественник, автор «Турецкой Одиссеи» Шериф Йенен.

Кроме того, в рамках хаба для гидов проходят маркет-треки по работе с туристами из разных целевых регионов, Speed Dating для знакомства с объектами показа города и другие тематические мероприятия. 

 


В каких профессиональных сообществах состоять



 

Сообщества — это возможность не только общаться с коллегами и получать важную информацию в режиме реального времени (например, о перекрытии улиц или о том, где вкусно накормить группу), но и профессионально расти. 

«Сообщества дают приятное ощущение того, что ты находишься в коллективе, что ты не разрозненный элемент индустрии, а часть чего-то целого. Ты знаешь своих коллег в лицо, понимаешь, кому в случае чего можно передать заказ», — делится Алёна Ворошилова.

«Экскурсоводы активны и доброжелательны. Любые обсуждения, обмен мнениями, информацией — все идет в копилочку», — подтверждает Мария Василёнок, культуролог, историк архитектуры, основатель проекта @oh_my_gide.

 

«Песочница экскурсоводов»

 

Участники «Песочницы экскурсоводов» ежедневно проводят эфиры в Clubhouse (там они читают друг другу лекции на разные профильные темы — от истории до продвижения личного бренда), знакомятся и общаются, а потом ходят к друг другу на экскурсии. Как говорят гиды, такая деятельность очень обогащает и способствует профессиональному росту.

У экскурсоводов есть множество чатов в Telegram, в которых они обмениваются заказами, обсуждают городские мероприятия и разные профессиональные темы. Один из таких чатов создала Катерина Слепова: «У меня есть свой активный канал для гидов, где я пишу о различных аспектах нашей работы — от продвижении в соцсетях до обучения по конкретным районам Москвы. Каждый может найти что-то полезное для себя». 

 

Телеграм-чат Moscow Travel Hub

 

Чат создан организаторами Moscow Travel Hub. Сейчас в нем состоят почти две тысячи человек. Ежедневно участники сообщества обмениваются новостями туристической индустрии и из жизни города, анонсами профильных мероприятий: например, вебинаров и конкурсов — а также отвечают на вопросы друг друга и делятся профессиональным опытом. 


Фото на обложке: Светлана Быкова

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Москва гостеприимная
  2. 2 На каникулы — в Москву: как столичным туроператорам создавать и продвигать туры мечты
  3. 3 Как российские MICE-операторы справляются с новыми вызовами
  4. 4 Как сохранить и увеличить лояльность клиентов без акций и скидок
  5. 5 В России растет интерес к гастрономическому туризму. Как бизнесу заявить о себе и привлечь туристов?