Экскурсии, ассоциирующиеся с лекциями в университете, уходят в прошлое: сегодня люди хотят получать впечатления и приятно и с пользой проводить свободное время, а не перегружаться большим количеством исторических дат и имен из учебника.
Вместе с этим меняется и образ современного экскурсовода, и формат его работы с аудиторией.
Какие еще перемены произошли в работе гидов и как быть успешным в своем деле, RB.RU обсудил с московскими гидами. В статье затронуты вопросы взаимодействия с экскурсантами, продвижения в нынешних условиях и не только.
Содержание:
- Как работать с современной аудиторией;
- Какие инструменты сейчас наиболее эффективны для продвижения;
- Каким должен быть современный экскурсовод;
- Как пройти аттестацию;
- Как город помогает гидам;
- В каких профессиональных сообществах состоять.
Как работать с современной аудиторией
Прислушиваться к потребностям аудитории
Если раньше экскурсии можно было сравнить с походом в библиотеку, то сейчас их рассматривают как досуг с элементами развлечения и просвещения. Например, становится модным отмечать дни рождения, семейные праздники и даже свадьбы на экскурсиях: пока молодожены фотографируются, гостей занимает экскурсовод.
«Такой формат интеллектуального отдыха набирает обороты. Раньше все сводилось к праздничному застолью, а сейчас у мероприятия появилась преамбула в виде увлекательного путешествия по городу», — подтверждает Алёна Ворошилова, гид по Москве.
Причем москвичи в основном предпочитают нетуристические маршруты. Поэтому задача гида — дать им такую информацию о месте и связанных с ним персонажах и событиях, которой потом можно было бы делиться во время прогулки с друзьями и удивлять их.
Следить за трендами
Сейчас можно отметить тренд на интеллектуальный досуг: люди получают знания на экскурсиях, а потом могут блеснуть ими в своем окружении. Поэтому, например, теряют популярность обзорные экскурсии на автобусе по «открыточным» достопримечательностям — люди хотят знакомиться с городом более вдумчиво, детально, открывать для себя его нетуристические стороны.
Причем этот запрос идет не только от горожан, но и от туристов, которые приезжают в Москву из других регионов.
Экскурсия Катерины Слеповой
«По моим наблюдениям, туристы стали больше интересоваться историей. Поэтому даже при посещении топовых мест — Кремль, Красная площадь, Китай-город — им хочется увидеть не только фасады, но и все, что за ними скрыто; разобраться, как, что и когда было построено, как место менялось со временем», — говорит Катерина Слепова, московский экскурсовод.
Какие инструменты сейчас наиболее эффективны для продвижения
Социальные сети
Все знают, как работать с известными социальными сетями, однако выход в новые соцсети позволяет привлечь новую аудиторию. Например, Алла Малафеева, специалист по digital-продвижению туристических проектов, рассказала, как продвигаться во «ВКонтакте».
Продвижение во «ВКонтакте» состоит из четырех пунктов:
- Создание и оформление сообщества.
- Наполнение сообщества контентом.
- Создание рассылки.
- Запуск рекламы.
Почему важен каждый из них? Сообщество «ВКонтакте» — визитная карточка. Его внешний вид, понятная структура и интересное наполнение привлекут пользователей.
«Если сообщество выглядит дизайнерским и на него подписано большое количество людей, это повышает статус владельца в глазах посетителей. Если у сообщества понятная структура, посетителю будет легко ориентироваться, найти нужную информацию. В противном случае человек просто закроет страницу.
Если в сообществе интересные посты и полезная информация, посетитель станет вашим подписчиком, а это первый шаг к дальнейшей покупке», — сказала Алла Малафеева.
Рассылка — способ взаимодействовать с пользователями с помощью личных сообщений: человек дает разрешение писать ему в личные сообщения, а после можно автоматически отправлять сообщения всем, кто дал это разрешение, и это не будет расценено соцсетью как спам.
Пользователь соцсети может быть не подписан на сообщество, может быть подписан и не заходить в него, но личное сообщение он увидит однозначно. По словам эксперта, открытие таких рассылок доходит до 90%.
Реклама. Каким бы привлекательным и интересным ни было ваше сообщество, про него никто не узнает без рекламы.
Как получить максимум по каждому пункту? Рассмотрим далее.
Оформление сообщества
- Воспользуйтесь шаблонами, например, из сервиса Canva, чтобы без особых усилий создать обложку, меню и аватар сообщества.
- Пропишите статус сообщества, добавьте описание и несколько постов про экскурсии. Акцент должен быть на особенностях и выгодах предложения, а также на отличиях от конкурентов.
- Включите настройки, которые позволят пользователям писать сообщения в сообщество.
- Соберите отзывы и добавьте их в пост, а также в отдельную тему в сообществе.
- Загрузите фотографии с ваших маршрутов в пост и отдельный альбом.
Контент
О чем писать:
- программы экскурсий;
- рассказ о себе и своем опыте;
- пост-отзыв — впечатления туристов, их фотографии из тура, скриншот отзыва;
- описание одного факта или места: что необычного, вызывающего восторг будет во время экскурсии. Прикрепите несколько фотографий;
- ответы на частые вопросы: что взять с собой, как одеться, как добраться, нужны ли маски/справки и прочее.
«Небольшой лайфхак: представьте своего друга или потенциального покупателя и расскажите ему о вашем предложении. Так вам будет проще “достать” все особенности ваших экскурсий. Потом просто запишите все, что рассказали», — поделилась Алла Малафеева.
Рассылка
Рассылку во «ВКонтакте» можно создать в приложении Senler или в сервисе TargetHunter. Оба имеют бесплатный пробный тариф, которого достаточно для первых этапов работы.
В рассылку следует добавить все вышеописанные посты. По сути, нужно дублировать все, что уже есть на стене сообщества. Можно сделать и уникальные тексты, но это не влияет на результат.
Схема рассылки следующая:
- приветствие: «Здравствуйте! Спасибо, что подписались. Хочу пригласить вас на экскурсию… В какой день вам хотелось бы ее посетить?»;
- рассказ о гиде;
- программа и интересный факт плюс приглашение записаться;
- отзывы;
- ответы на вопросы;
-
призыв к действию: «Осталось мало мест, успейте забронировать».
Частота рассылки — примерно раз в день.
Таким образом можно познакомить подписчиков с гидом и экскурсиями — это вызывает доверие и способствует продажам.
Реклама
Почему сообщество, а не личная страница? Дело в том, что большинство рекламных инструментов доступны только для работы с сообществом, а значит, эффективно настроить рекламу, если сообщества нет, не получится.
Какие создать объявления?
- От имени гида. Нужно написать немного о гиде и сделать приглашение на экскурсию, рассказать, почему на нее стоит пойти. В конце — обязательно призыв перейти по ссылке и узнать подробности.
- В формате «карусели» с красивыми фотографиями мест, которые предлагается посетить, плюс краткое описание экскурсии.
Ссылку нужно вставить на уже созданную ранее рассылку.
Аудитория
- Ключевые слова — настройка в рекламном кабинете.
- Подписчики конкурентов.
- Заинтересованная — настройка в рекламном кабинете. Следует настраивать только в случае, если уже есть подписчики в сообществе.
Агрегаторы экскурсий
Получать заказы на экскурсии можно и с таких крупных специализированных агрегаторов, как «Трипстер» и Sputnik8. Например, у Александра Горского, историка, гида по Москве, 80-90% туристов именно оттуда.
Онлайн-сервис для организации путешествий по России RUSSPASS
Или можно пользоваться более глобальными сервисами по организации путешествий, таким, например, как RUSSPASS. Ему уже два года, и курирует его Комитет по туризму города Москвы.
Все эти сервисы работают по такому принципу: гид загружает туда свои маршруты, агрегатор рассматривает их и решает, размещать или нет. Если экскурсию опубликуют, то пользователи смогут с ней ознакомиться, а после — прямо на сайте связаться с экскурсоводом и забронировать.
Отметим, что за размещение экскурсий на этих площадках предусмотрена комиссия.
Сарафанное радио
Единогласно лучшим способом продвижения гиды называют сарафанное радио. «Как только человек попадет к вам на экскурсию, все остальное решит ваш профессионализм: если туристу или горожанину все понравится, то он сам спросит, на какие еще экскурсии можно записаться», — поделилась Ольга Фаронова, экскурсовод, CEO туристического агентства «Любимый город».
Каким должен быть современный экскурсовод
Интересным и образованным
В среде московских экскурсоводов есть негласное деление на гидов «старой» и «новой» волны. Гида «старой» волны можно сравнить с учителем, который дает экскурсанту слишком много сложной для восприятия информации, для него экскурсия — это воспитательно-педагогический процесс. Но современным людям это не нужно, поэтому сейчас от такого подхода отказываются.
Алёна Ворошилова, гид по Москве
«Самое плохое — это завалить современного экскурсанта кучей дат, архитектурных терминов, имен с фамилиями и отчествами, — говорит Катерина Слепова. — Все нужно пояснять, а информацию — подавать просто и интересно. Например, на своих экскурсиях я часто не называю даты, а говорю про эпоху конкретного правителя, и все примерно понимают, когда разворачивалось событие».
Но к какой бы волне ни причислял себя гид, образованность, глубокие знания по предмету, культурный бэкграунд должны быть на первой строке резюме у настоящего профессионала.
Харизматичным и с четкой речью
Среди других важных качеств — харизма и поставленная речь. «Современный экскурсовод — это прежде всего талантливый рассказчик. Вы можете быть ходячей энциклопедией, но если вы не можете сформулировать мысль, выстроить логические цепочки и вовремя пошутить, то все эти знания не будут иметь большого значения», — сказала Ольга Фаронова.
Чтобы развить в себе эти качества, можно пройти театральные курсы или курсы ораторского мастерства.
В целом, чтобы сегодня понравиться своей аудитории, гиду нужно стать как бы хорошим другом, с которым можно душевно и весело провести время. Живость общения и умение создать гостеприимную атмосферу — конек современного экскурсовода.
Как пройти аттестацию
С 1 сентября 2022 года раз в пять лет гиды обязаны проходить аттестацию. Экскурсоводам и гидам-переводчикам дается время на ее прохождение — они могут продолжать работу в течение года со дня вступления закона в силу. При этом действие аттестатов, выданных до вступления закона в силу, продолжается до конца их срока, но не далее 1 января 2024 года.
Для того, чтобы пройти аттестацию, нужно будет подать заявление и копии документов (паспорта и дипломов) в аттестационную комиссию региона, в котором гид планирует работать. В столице это Комитет по туризму города Москвы.
Moscow Guide Day, 21 февраля 2022 года, Организатор мероприятия: Комитет по туризму города Москвы
Сейчас прорабатывается вопрос перевода услуги в электронный вид. Частичный запуск электронной услуги планируется на сентябрь 2022 г., оказание услуги в исключительно электронном виде будет доступно в 2023 г. Чтобы получить аккредитацию, гиду необходимо:
- Иметь среднее профессиональное образование или высшее образование;
- Иметь дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода или гида-переводчика, за исключением соискателей, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование в сфере туризма по программам, включающим в себя дисциплину (модуль) по оказанию экскурсоводами (гидами) или гидами-переводчиками соответствующих услуг.
Если соответствующего образования и опыта работы нет, то сначала придется пройти курсы профессиональной переподготовки.
В Москве гидов выпускают такие организации, как школа «Глазами инженера», учебно-координационный центр «Гиды и экскурсоводы», центр подготовки туристических кадров «Турцентр» и школа экскурсовода при Музее Москвы.
Требований к перечню образовательных учреждений, проводящих обучение и подготовку гидов, не установлено. Гид может выбрать учреждение самостоятельно.
Как город помогает гидам
В Комитете по туризму города Москвы большое внимание уделяют не только аккредитации гидов-экскурсоводов, но и тому, чтобы предоставить им возможности для дополнительного продвижения с помощью профильных мероприятий.
«Покажи Москву!»
Одно из таких — общегородской онлайн-конкурс маршрутов «Покажи Москву!». Принять участие в нем может любой желающий: профессиональный гид, горожанин или экспат. В ходе конкурса участники рассказывают о своих любимых местах в самых разных районах столицы, а победители получают призы и ценный опыт в проведении экскурсий.
«Московские мастера»
Попробовать себя в роли гида можно и в рамках конкурса «Московские мастера», который проводится с 1998 года для того, чтобы популяризировать массовые профессии, востребованные экономикой города. Среди номинаций — в том числе «Экскурсовод» (авторские пешеходные и автобусные экскурсии) и «Гид-переводчик».
По итогам конкурса жюри выбирает трех победителей в каждой номинации. Каждый из них получает денежный приз в размере от 100 до 300 тысяч рублей в зависимости от призового места.
«День Гида»
Moscow Travel Hub, который создан Комитетом по туризму города Москвы, также ежегодно организовывает мероприятия для экскурсоводов. Например, «День Гида», который в этом году прошел с большим успехом.
Moscow Guide Day, 21 февраля 2022 года, Организатор мероприятия Комитет по туризму города Москвы
Деловая программа была насыщенной: в ней приняли участие представители ведущих мировых ассоциаций гидов, лучшие гиды-экскурсоводы Москвы, ведущие агрегаторы экскурсий (Tripster), лучший гид Турции, блогер, турагент, спикер, писатель-путешественник, автор «Турецкой Одиссеи» Шериф Йенен.
Кроме того, в рамках хаба для гидов проходят маркет-треки по работе с туристами из разных целевых регионов, Speed Dating для знакомства с объектами показа города и другие тематические мероприятия.
В каких профессиональных сообществах состоять
Сообщества — это возможность не только общаться с коллегами и получать важную информацию в режиме реального времени (например, о перекрытии улиц или о том, где вкусно накормить группу), но и профессионально расти.
«Сообщества дают приятное ощущение того, что ты находишься в коллективе, что ты не разрозненный элемент индустрии, а часть чего-то целого. Ты знаешь своих коллег в лицо, понимаешь, кому в случае чего можно передать заказ», — делится Алёна Ворошилова.
«Экскурсоводы активны и доброжелательны. Любые обсуждения, обмен мнениями, информацией — все идет в копилочку», — подтверждает Мария Василёнок, культуролог, историк архитектуры, основатель проекта @oh_my_gide.
«Песочница экскурсоводов»
Участники «Песочницы экскурсоводов» ежедневно проводят эфиры в Clubhouse (там они читают друг другу лекции на разные профильные темы — от истории до продвижения личного бренда), знакомятся и общаются, а потом ходят к друг другу на экскурсии. Как говорят гиды, такая деятельность очень обогащает и способствует профессиональному росту.
У экскурсоводов есть множество чатов в Telegram, в которых они обмениваются заказами, обсуждают городские мероприятия и разные профессиональные темы. Один из таких чатов создала Катерина Слепова: «У меня есть свой активный канал для гидов, где я пишу о различных аспектах нашей работы — от продвижении в соцсетях до обучения по конкретным районам Москвы. Каждый может найти что-то полезное для себя».
Телеграм-чат Moscow Travel Hub
Чат создан организаторами Moscow Travel Hub. Сейчас в нем состоят почти две тысячи человек. Ежедневно участники сообщества обмениваются новостями туристической индустрии и из жизни города, анонсами профильных мероприятий: например, вебинаров и конкурсов — а также отвечают на вопросы друг друга и делятся профессиональным опытом.
Фото на обложке: Светлана Быкова
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть кофейню»
- 1 Лидеры индустрии обсудят ключевые вопросы развития столичного туризма на конференции 27 сентября
- 2 Представители туристического бизнеса встретятся на главной отраслевой конференции этой весны 22 мая
- 3 Поддержку столичной туриндустрии обсудят на конференции «Туризм Москвы: новые горизонты»
- 4 Выход на перспективный travel-рынок: как привлечь туристов из Ирана
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025