Разговоры о нестабильности рынка кофе в России регулярно ведутся с 2022 года. Еще тогда «Руспродсоюз» предложил правительству отменить импортные пошлины на зерно из-за уязвимости сферы, а эксперты FoodNet Национальной технологической инициативы прогнозировали подорожание продукта на треть.
Реальность превзошла даже самые негативные прогнозы – к концу 2024 года предприниматели говорят о росте цен у поставщиков на половину от чека 2023-го. Какие еще изменения претерпел рынок и что по этому поводу думают представители бизнеса – в материале RB.RU
Что происходит с кофейным рынком в мире
Рост цен на кофе – это мировая тенденция, в первую очередь вызванная проблемами с урожаем в Бразилии. Например, в декабре фьючерсы на арабику на лондонской товарной бирже Intercontinental Exchange (ICE) достигли самого высокого показателя с 1977 года, пробив отметку в $3,48 за фунт. По мнению экспертов CNBC, за 2024 год стоимость арабики подорожала на 70% из-за засухи. Они считают, что на снижение цены уйдут даже не месяцы, а годы.
Проблемы с урожаем коснулись не только Бразилии. Во Вьетнаме в 2024 году помимо засухи прошли обильные осадки, которые нарушили процесс сбора зерен. Отметим, что оба пострадавших региона – лидеры по выращиванию кофе в мире. В Бразилии производится примерно половина всей арабики в мире, а во Вьетнаме – до 90% сорта робуста.
Роман Тютютлин, руководитель компании по обжарке кофе “Кофе Глобал”, говорит, что накалялась ситуация на рынке постепенно:
«Проблемы с логистикой и транспортировкой, перегруженность портов, неурожайность кофе у основных стран производителей, увеличение спроса на кофе во Вьетнаме и Бразилии – все это плавно подводило нас к реалиям января 2025 года. Добавляем сюда валютные колебания и нестабильность фьючерсов и имеем следующий результат – +30% к стоимости кофе на российском рынке.
При этом разница между закупочной и реализационной стоимостью перекладывается на потребителей. То есть цена за чашку кофе в общепите непременно будет расти, но незначительно и постепенно. Сейчас некоторые компании уже подняли цены. Одни сделали это очень резко, другие плавно и лояльно поднимают от месяца к месяцу. Если раньше чашку кофе можно было приобрести за 150-200 рублей, сейчас это уже 200-250 и даже 500.
Сильнее всего это ударит по сегменту масс-маркета, так как он самый болезненный к изменению цены. А вот сегмент спешиалти или премиум от колебаний не очень зависит. Потребители, привыкшие пить чашку за 300-350 рублей, не сильно заметят увеличения цены даже на 50 рублей. Люди с достатком не так подвержены ценовым изменениям – они продолжат употреблять напиток своего сегмента.
В то же время нужно учитывать, что в кризисных ситуациях всегда возрастает спрос на дофаминовые "лакомства" – алкоголь, сигареты, сладкое и кофе, конечно. Поэтому кофе будут потреблять и дальше».
Как реагируют потребители в России
В России на подорожание кофе отреагировали переходом на домашнее потребление. По данным исследования «М.Видео-Эльдорадо», которое есть в распоряжении RB.RU, в 2024 году спрос на кофемашины увеличился на 30%.
Аналитики говорят, что за десять месяцев прошлого года россияне купили 1,8 млн кофеварок и кофемашин на 27,4 млрд рублей, чаще всего покупая технику брендов Delonghi, Philips, Krups, Nivona и Jura.
По словам Романа Тютюлина, люди стали более избирательны в вопросах потребления кофе не только из-за цен, но и из-за большого количества предложений на маркетплейсах и онлайн-сервисах. К концу года они реализуют накопившийся бюджет на покупку техники для дома, так что это вряд ли сильно повлияет на количество продаж кофе в общественных местах.
Его слова подтверждают и прошлогодние исследования Smart Ranking, согласно которым российский рынок кофе навынос в 2023 году увеличился на 21%, составив порядка 102,7 млрд рублей. Отметим, что цены на кофе росли и в прошлые годы, как и в этот раз на фоне неурожайных сезонов в Бразилии.
Что беспокоит бизнесменов
Рост цен на зерно неминуемо повышает чек за чашку в кофейнях, но в тоже время предприниматели беспокоятся не столько о кофе, сколько об инфляции в целом.
Олег Долинкин, основатель сети кофеен So So Coffee, говорит, что дорожают и другие важные для производства продукты: сливки, молоко, яйца… все то, на чем они готовят напитки и десерты. Кофе в этом списке он считает меньшим из зол. И все-таки дела у кофейни идут хорошо:
«Что касаемо конкретно наших показателей, то в 2024 году мы только выросли – просадки не было, а выручка была больше, чем в 2023-ем. Есть ощущение, что домашние кофемашины покупает в основном аудитория старше 35-40 лет. При этом большинство моих знакомых, имея кофемашину дома, заезжают пить кофе в заведения.
Плюс есть определенная прослойка людей, к которой я отношу и себя, которым не нравится пить кофе дома. Я все время на работе, и мне ближе потребление кофе именно в кофейне. Дома я не получаю такого удовольствия от питья кофе, да и ни одна домашняя автоматическая машина не сделает такой напиток, как профессиональный бариста. Вернее сделает, но это будет аппаратура за сотни тысяч или даже миллион рублей.
Мы не повышали пока цены на кофе, хотя уже надо бы хотя бы на десять-двадцать рублей. Могу сказать по другим кофейням, что многие подолгу держат старый прайс на меню, потому что боятся потерять гостей, а потом вынуждены резко увеличивать выход на 50-60 рублей. Это тоже не совсем правильная на мой взгляд история, думаю, что подъем цен неизбежен, но его нужно "размазывать" аккуратно в течение года».
Схожую позицию занимает владелец кофейни Coffeeline Павел Томиленко. По его словам, на кофейнях сказывается не только рост цен на кофе. Он делится, что осенью 2024 года сильно подорожало молоко, а еще стаканы, крышки и другие расходники. Ремонт и обслуживание оборудования тоже выросли в цене, причем примерно на 30-40%. Предпринимателям на фоне всеобщей инфляции нужно поднимать и зарплаты, а вместе с ними — и цены. По итогу, выручка у заведений растет, но растут и операционные расходы.
«Все это влияет на кофейни не лучшим образом, так как кофейня — это формат заведения на каждый день и хочется, чтобы ценник был ниже, чем у ресторанов. По факту же все заведения закупают продукты в одних местах, но у ресторана чашка капучино может стоить 350 рублей, а у нас – 200. Компенсируем все это за счет еды и десертов – у этих позиций чек выше, и таким образом мы стараемся сдерживать рост цен на кофе. В то же время не всегда получается держать их долго, и в прошлом году нам пришлось дважды корректировать цены, хотя раньше мы делали это примерно раз в год. Но не могу сказать, что это покрывает инфляцию. У нас чашка капучино в начале 2024 года стоила 180 рублей, а в январе 2025-го – 200 рублей. При этом, зерно у поставщика подорожало двое, и это еще с нашей максимальной скидкой благодаря большому объему закупки.
Про то, что россияне скупают кофемашины, я уже слышал не раз, но думаю, что нельзя проводить прямую корреляцию с ростом цен в кофейнях. Заведения дают другой опыт: здесь можно провести встречу, поработать с ноутбуком, просто провести время. Домашние кофемашины просто стали доступнее, отсюда и их растущая популярность. Если раньше приобрести их можно было только у ритейлеров бытовой техники, то сейчас они спокойно продаются на маркетплейсах по вполне приемлимой цене. За 15 000 рублей человек может купить машинку, которая закрывает базовую потребность в чашке кофе по утрам. На потоке гостей конкретно у нас это не сказалось. Если в 2023 году в месяц мы варили примерно 60-70 килограмм кофе в месяц, то в 2024 году это уже порядка 120 килограмм.
Сейчас уже недостаточно просто варить хороший кофе, этим никого не удивить. Людям нужен сервис, разные фишки, маркетинг, интерьер, вау-эффект, интересная подача, классная упаковка и так далее. И заведения, которые дают это гостям остаются актуальными».
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Личный опыт: как открыть магазин одежды»
- 1 МСП привлекут не меньше 25 млрд рублей на развитие гостиниц в 2025 году
- 2 СК возбудил уголовное дело по факту убийства гендиректора гостиницы на Камчатке
- 3 Закрылся второй за неделю ресторан «Вилла Паста» в Москве
- 4 В Москве назовут лучшие бизнес-отели для деловых мероприятий