Лонгриды
Партнеры

Как российские MICE-операторы справляются с новыми вызовами

Лонгриды
Команда RB
Команда RB

Редактор проекта RB.RU

Ирина Печёрская

С началом пандемии объем международного рынка MICE сократился в десятки раз. В этом году индустрия делового туризма снова меняется: в результате геополитической ситуации организаторы форумов и командировок перестраиваются под новые бюджеты, форматы и аудитории. 

RB.RU с Moscow Travel Hub спросили экспертов, с какими сложностями сталкиваются российские игроки отрасли и что помогает им адаптироваться.

Как российские MICE-операторы справляются с новыми вызовами

Вызов №1. Меняются заказчики и запросы

 

Суть проблемы

С отечественного рынка ушли западные компании, бывшие якорными клиентами для многих локальных MICE-агентств. Остальные уменьшили бюджеты на рекламные и праздничные проекты — временно или на неограниченный срок. С некоторыми организациями туроператорам приходится перезаключать договоры из-за ребрендинга. Изменился и выбор доступных направлений для выездных мероприятий.

Как справиться? 

Как указывает основатель и CEO Zelenski Group Вадим Зеленский, нужно принять, что международная аудитория теперь преимущественно из СНГ или Азии, а из российских заказчиков главным становится государство. Впрочем, остается высоким запрос от фармацевтической индустрии, финансовых и консалтинговых компаний, представителей FMCG- и ИТ-секторов, дополняет Андрей Зинковецкий, генеральный директор «Аэроклуб Тура». 

Чтобы подстроиться под новые реалии, важно отслеживать и перемены в форматах. «С конца февраля значительно сократилось количество крупных ивентов и интенсивов, а основным спросом пользуются небольшие и средние мероприятия на 50-100 участников. Наша статистика показывает, что по итогам первого квартала доля небольших собраний численностью менее 50 человек выросла до 75% (по сравнению с 65% в 2021-ом), а доля “средних” составила 20%», — перечисляет специалист.

 

Фото: Matej Kastelic / Shutterstock

 

Вызов №2. Отключаются партнеры и сервисы

 

Суть проблемы

«Сегодня часть зарубежных поставщиков не рассматривают Россию как рынок. Также немало компаний разорились, другие ужесточили условия сотрудничества», — констатирует Анна Габер, генеральный директор AG Agency и основатель сообщества MICE backstage.

Болезненным для отечественного сектора MICE стало отключение от глобальных сервисов бронирования и продаж авиабилетов Sabre, Galileo и Amadeus. Волнения вызвал и выход более полусотни международных авиакомпаний из-за курсовых скачков из системы взаиморасчетов BSP Russia, которая объединяет тревел-агентства и перевозчиков. Не остался незамеченным и уход крупнейших гостиничных брендов вроде Marriott и Hyatt, и приостановка деятельности Booking.com.

Как справиться? 

Решать проблему можно через нетворкинг-площадки: обмениваться опытом, находить новых партнеров и локальные инструменты. К тому же отраслевая коммуникация поможет повысить узнаваемость. 

«В прошлом хорошо работала реклама и соцсети, а на рынок выходило много “бутиковых” агентств, позиционирующих себя как эксклюзив. Сегодня больше внимания уделяют игрокам “с историей”, больше запросов на сотрудничество приходит по “сарафанному радио”, то есть по рекомендациям», — делится Екатерина Сладкова, руководитель департамента MICE&EVENT проектов холдинга UTS Group.

 

Вызов №3. Усиливаются кассовые разрывы

 

Суть проблемы

Российский трэвел-бизнес исторически ориентирован на постоплату. Чтобы переждать период с оплаты услуг поставщикам до получения денег от клиента, агентства берут кредиты. По словам управляющего директора агентства «Аэроклуб» Юлии Липатовой, ситуация осложнилась в пандемию: на фоне критического снижения оборотов банки стали оценивать туристический бизнес как с высокими рисками и зачастую отказывали в финансировании. 

В 2022-ом отрасль столкнулась с новым вызовом: Центробанк поднял ключевую ставку в несколько раз и какое-то время компании были вынуждены кредитоваться по 25-27% годовых — хотя в контрактах с заказчиками размер сервисных сборов был рассчитан в среднем под 13%.

Эта трудность накладывается на очевидную проблему с ликвидностью. К тому же последние годы индустрия MICE малопривлекательна для инвесторов и испытывает большую нужду в пособиях и льготах, подчеркивает Анна. 

Как справиться?

Частично помогут государственные меры поддержки: к примеру, Правительство Москвы планирует выборочно возместить организаторам до 10 млн рублей расходов на каждое мероприятие. 

Опытом участия в этой программе делится Татьяна Конакова, операционный директор MICE Excellence Forum: «Предварительно нам одобрили грант — после того, как проведем мероприятие, государство компенсирует примерно 15% от бюджета на оплату помещения и технического оборудования. Это, конечно, не самые большие категории расходов, но зато их легко подтвердить договорами с подрядчиками и фотоотчетом. Надо отметить, участвовать в конкурсе было довольно комфортно: список документов запросили минимальный, диалог был быстрый и конструктивный. Надеемся, такое же впечатление сохранится и на этапе отчетности».

Дополнительно MICE-агентствам нужна программа льготного кредитования, считает Татьяна: «Сейчас коммерческие кредиты в банках для нас практически недоступны из-за слишком высоких ставок, а большинство клиентов по-прежнему требуют постоплату. Доступных финансовых инструментов для решения этой проблемы сейчас нет. Если бы государство могло повысить доступность займов — скажем, компенсировать процентную ставку по кредитам либо агентствам, либо банкам — это стало бы большим подспорьем». Также ускорить оборот денег можно, если упростить работу с госзаказчиками и сделать ее прозрачной, — дополняет специалист.

 

Фото: Alexander Steamaze / Shutterstock

 

Вызов №4. Добавляются кадровые трудности 

 

Суть проблемы

С уменьшением числа заказов некоторым провайдерам деловых поездок и конференций пришлось сократить персонал или урезать зарплату. И сейчас вопросы удержания, сохранения команды и перераспределения нагрузки стоят очень остро, оценивает Анна.

В перспективе к списку HR-вызовов может добавиться и кадровый голод: из-за пандемийного и текущего кризисов многие высококвалифицированные специалисты уже рассматривают смену деятельности или переезд, предупреждает эксперт. 

Как справиться? 

Здесь, по наблюдениям Екатерины, на первый план выходит гибкость: нужно учиться масштабировать команду под большие проекты, подключая проверенных фрилансеров, а также воспитывать в сотрудниках универсальные навыки. 

Важно работать и над сплочением коллектива и поддержкой рабочего настроя. «Неизбежные спутники любого кризиса — стресс, развитие психологических проблем, снижение продуктивности. Выстраивайте открытое коммуникационное пространство, минимизируйте неопределенность: нужно, чтобы топ-менеджмент регулярно выходил на диалог и не скрывал планы от работников. Еще полезно переключаться на образование, внедрять well-being программы, учить управлять эмоциями и заботиться о здоровье», — рекомендует Юлия.

 

Самочувствие отрасли

Сегодняшняя трансформация индустрии MICE напоминает август-сентябрь 2020 года, когда страна восстанавливалась после антиковидных ограничений, сравнивает генеральный директор аналитической компании PJCOM Евгений Пашков. По мнению эксперта, отличие в том, что бизнес уже умеет быстро реагировать на внешнюю среду: «Потери есть, и ощутимые, но их восполнят новые компании и проекты».

С коллегой соглашается Елизавета Панфилова, председатель оргкомитета Buying Business Travel Forum&Awards: «Рынок делового туризма прошел жесткое испытание локдаунами и потому закалился: все, кто остался в игре, и до февраля предельно оптимизировали расходы, запаслись финансовой подушкой, научились работать дистанционно и запустили антикризисные продукты. Поэтому шок продлился недолго, мы быстро засучили рукава и начали адаптироваться. В итоге сейчас практически все наши столичные партнеры и эксперты продолжают работать в более-менее штатном режиме».

Столичный сектор MICE, по наблюдениям собеседников RB.RU, даже на фоне серьезной перестройки довольно мягко вошел в низкий сезон. Причин этому несколько:  

  • Удобная логистика: зарубежным гостям удобнее и дешевле добираться в столицу, а в прошлогоднем рейтинге McKinsey Москва вошла в тройку мегаполисов с лучшей транспортной системой.
  • Развитая инфраструктура: в Москве самые продвинутые в стране конгрессно-выставочные возможности. Так, по подсчетам Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C, 70% всех отечественных ивент-площадок приходятся на Москву и Санкт-Петербург, и в столице представлены около 50% профильных компаний и сервисов по застройке стендов, кейтерингу, техподдержке, клинингу и так далее. 
  • Культурное разнообразие: в Москве множество научных, культурных и развлекательных центров, многие жители говорят на иностранных языках. 

Критической точки отечественная индустрия MICE не достигла, уверяет Юлия: «Практически 100% ушедших поставщиков и сервисов можно заменить, особенно с учетом того, что все крупные турагентства заключают партнерства сразу с несколькими международными и локальными игроками, и прорабатывают запасные сценарии. Да, мы теряем отдельные каналы для продаж и рекламы, часть зарубежных площадок и заказчиков — но есть все основания полагать, что сможем их компенсировать новыми».

Эксперты ожидают оживления рынка в августе-сентябре. «Уже активно проводятся тендеры, поступают запросы. Так, если в марте-апреле заказчики принимали решение о проведении мероприятия примерно за пару недель до предполагаемой даты, то сейчас горизонт планирования вырос в разы», — указывает Андрей. 

Как напоминает Елизавета, рынок цикличен и движется от кризиса к кризису, но несмотря на регулярные потрясения, основные игроки в MICE за последние двадцать лет не поменялись. Более того, вопреки всему появляются новые агентства — а это значит, развитие происходит и в текущей системе координат.

Фото на обложке: Anton Gvozdikov / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 На каникулы — в Москву: как столичным туроператорам создавать и продвигать туры мечты
  2. 2 Гиды «новой» волны: как сегодня понравиться аудитории и искать заказы на экскурсии
  3. 3 Как сохранить и увеличить лояльность клиентов без акций и скидок
  4. 4 В России растет интерес к гастрономическому туризму. Как бизнесу заявить о себе и привлечь туристов?
  5. 5 Требования клиентов отелей изменились. Как наладить с ними коммуникацию и продавать больше услуг?
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!