С началом пандемии объем международного рынка MICE сократился в десятки раз. В этом году индустрия делового туризма снова меняется: в результате геополитической ситуации организаторы форумов и командировок перестраиваются под новые бюджеты, форматы и аудитории.
RB.RU с Moscow Travel Hub спросили экспертов, с какими сложностями сталкиваются российские игроки отрасли и что помогает им адаптироваться.
Вызов №1. Меняются заказчики и запросы
Суть проблемы
С отечественного рынка ушли западные компании, бывшие якорными клиентами для многих локальных MICE-агентств. Остальные уменьшили бюджеты на рекламные и праздничные проекты — временно или на неограниченный срок. С некоторыми организациями туроператорам приходится перезаключать договоры из-за ребрендинга. Изменился и выбор доступных направлений для выездных мероприятий.
Как справиться?
Как указывает основатель и CEO Zelenski Group Вадим Зеленский, нужно принять, что международная аудитория теперь преимущественно из СНГ или Азии, а из российских заказчиков главным становится государство. Впрочем, остается высоким запрос от фармацевтической индустрии, финансовых и консалтинговых компаний, представителей FMCG- и ИТ-секторов, дополняет Андрей Зинковецкий, генеральный директор «Аэроклуб Тура».
Чтобы подстроиться под новые реалии, важно отслеживать и перемены в форматах. «С конца февраля значительно сократилось количество крупных ивентов и интенсивов, а основным спросом пользуются небольшие и средние мероприятия на 50-100 участников. Наша статистика показывает, что по итогам первого квартала доля небольших собраний численностью менее 50 человек выросла до 75% (по сравнению с 65% в 2021-ом), а доля “средних” составила 20%», — перечисляет специалист.
Фото: Matej Kastelic /
Вызов №2. Отключаются партнеры и сервисы
Суть проблемы
«Сегодня часть зарубежных поставщиков не рассматривают Россию как рынок. Также немало компаний разорились, другие ужесточили условия сотрудничества», — констатирует Анна Габер, генеральный директор AG Agency и основатель сообщества MICE backstage.
Болезненным для отечественного сектора MICE стало отключение от глобальных сервисов бронирования и продаж авиабилетов Sabre, Galileo и Amadeus. Волнения вызвал и выход более полусотни международных авиакомпаний из-за курсовых скачков из системы взаиморасчетов BSP Russia, которая объединяет тревел-агентства и перевозчиков. Не остался незамеченным и уход крупнейших гостиничных брендов вроде Marriott и Hyatt, и приостановка деятельности Booking.com.
Как справиться?
Решать проблему можно через нетворкинг-площадки: обмениваться опытом, находить новых партнеров и локальные инструменты. К тому же отраслевая коммуникация поможет повысить узнаваемость.
«В прошлом хорошо работала реклама и соцсети, а на рынок выходило много “бутиковых” агентств, позиционирующих себя как эксклюзив. Сегодня больше внимания уделяют игрокам “с историей”, больше запросов на сотрудничество приходит по “сарафанному радио”, то есть по рекомендациям», — делится Екатерина Сладкова, руководитель департамента MICE&EVENT проектов холдинга UTS Group.
Вызов №3. Усиливаются кассовые разрывы
Суть проблемы
Российский трэвел-бизнес исторически ориентирован на постоплату. Чтобы переждать период с оплаты услуг поставщикам до получения денег от клиента, агентства берут кредиты. По словам управляющего директора агентства «Аэроклуб» Юлии Липатовой, ситуация осложнилась в пандемию: на фоне критического снижения оборотов банки стали оценивать туристический бизнес как с высокими рисками и зачастую отказывали в финансировании.
В 2022-ом отрасль столкнулась с новым вызовом: Центробанк поднял ключевую ставку в несколько раз и какое-то время компании были вынуждены кредитоваться по 25-27% годовых — хотя в контрактах с заказчиками размер сервисных сборов был рассчитан в среднем под 13%.
Эта трудность накладывается на очевидную проблему с ликвидностью. К тому же последние годы индустрия MICE малопривлекательна для инвесторов и испытывает большую нужду в пособиях и льготах, подчеркивает Анна.
Как справиться?
Частично помогут государственные меры поддержки: к примеру, Правительство Москвы планирует выборочно возместить организаторам до 10 млн рублей расходов на каждое мероприятие.
Опытом участия в этой программе делится Татьяна Конакова, операционный директор MICE Excellence Forum: «Предварительно нам одобрили грант — после того, как проведем мероприятие, государство компенсирует примерно 15% от бюджета на оплату помещения и технического оборудования. Это, конечно, не самые большие категории расходов, но зато их легко подтвердить договорами с подрядчиками и фотоотчетом. Надо отметить, участвовать в конкурсе было довольно комфортно: список документов запросили минимальный, диалог был быстрый и конструктивный. Надеемся, такое же впечатление сохранится и на этапе отчетности».
Дополнительно MICE-агентствам нужна программа льготного кредитования, считает Татьяна: «Сейчас коммерческие кредиты в банках для нас практически недоступны из-за слишком высоких ставок, а большинство клиентов по-прежнему требуют постоплату. Доступных финансовых инструментов для решения этой проблемы сейчас нет. Если бы государство могло повысить доступность займов — скажем, компенсировать процентную ставку по кредитам либо агентствам, либо банкам — это стало бы большим подспорьем». Также ускорить оборот денег можно, если упростить работу с госзаказчиками и сделать ее прозрачной, — дополняет специалист.
Фото: Alexander Steamaze /
Вызов №4. Добавляются кадровые трудности
Суть проблемы
С уменьшением числа заказов некоторым провайдерам деловых поездок и конференций пришлось сократить персонал или урезать зарплату. И сейчас вопросы удержания, сохранения команды и перераспределения нагрузки стоят очень остро, оценивает Анна.
В перспективе к списку HR-вызовов может добавиться и кадровый голод: из-за пандемийного и текущего кризисов многие высококвалифицированные специалисты уже рассматривают смену деятельности или переезд, предупреждает эксперт.
Как справиться?
Здесь, по наблюдениям Екатерины, на первый план выходит гибкость: нужно учиться масштабировать команду под большие проекты, подключая проверенных фрилансеров, а также воспитывать в сотрудниках универсальные навыки.
Важно работать и над сплочением коллектива и поддержкой рабочего настроя. «Неизбежные спутники любого кризиса — стресс, развитие психологических проблем, снижение продуктивности. Выстраивайте открытое коммуникационное пространство, минимизируйте неопределенность: нужно, чтобы топ-менеджмент регулярно выходил на диалог и не скрывал планы от работников. Еще полезно переключаться на образование, внедрять well-being программы, учить управлять эмоциями и заботиться о здоровье», — рекомендует Юлия.
Самочувствие отрасли
Сегодняшняя трансформация индустрии MICE напоминает август-сентябрь 2020 года, когда страна восстанавливалась после антиковидных ограничений, сравнивает генеральный директор аналитической компании PJCOM Евгений Пашков. По мнению эксперта, отличие в том, что бизнес уже умеет быстро реагировать на внешнюю среду: «Потери есть, и ощутимые, но их восполнят новые компании и проекты».
С коллегой соглашается Елизавета Панфилова, председатель оргкомитета Buying Business Travel Forum&Awards: «Рынок делового туризма прошел жесткое испытание локдаунами и потому закалился: все, кто остался в игре, и до февраля предельно оптимизировали расходы, запаслись финансовой подушкой, научились работать дистанционно и запустили антикризисные продукты. Поэтому шок продлился недолго, мы быстро засучили рукава и начали адаптироваться. В итоге сейчас практически все наши столичные партнеры и эксперты продолжают работать в более-менее штатном режиме».
Столичный сектор MICE, по наблюдениям собеседников RB.RU, даже на фоне серьезной перестройки довольно мягко вошел в низкий сезон. Причин этому несколько:
- Удобная логистика: зарубежным гостям удобнее и дешевле добираться в столицу, а в прошлогоднем рейтинге McKinsey Москва вошла в тройку мегаполисов с лучшей транспортной системой.
- Развитая инфраструктура: в Москве самые продвинутые в стране конгрессно-выставочные возможности. Так, по подсчетам Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C, 70% всех отечественных ивент-площадок приходятся на Москву и Санкт-Петербург, и в столице представлены около 50% профильных компаний и сервисов по застройке стендов, кейтерингу, техподдержке, клинингу и так далее.
- Культурное разнообразие: в Москве множество научных, культурных и развлекательных центров, многие жители говорят на иностранных языках.
Критической точки отечественная индустрия MICE не достигла, уверяет Юлия: «Практически 100% ушедших поставщиков и сервисов можно заменить, особенно с учетом того, что все крупные турагентства заключают партнерства сразу с несколькими международными и локальными игроками, и прорабатывают запасные сценарии. Да, мы теряем отдельные каналы для продаж и рекламы, часть зарубежных площадок и заказчиков — но есть все основания полагать, что сможем их компенсировать новыми».
Эксперты ожидают оживления рынка в августе-сентябре. «Уже активно проводятся тендеры, поступают запросы. Так, если в марте-апреле заказчики принимали решение о проведении мероприятия примерно за пару недель до предполагаемой даты, то сейчас горизонт планирования вырос в разы», — указывает Андрей.
Как напоминает Елизавета, рынок цикличен и движется от кризиса к кризису, но несмотря на регулярные потрясения, основные игроки в MICE за последние двадцать лет не поменялись. Более того, вопреки всему появляются новые агентства — а это значит, развитие происходит и в текущей системе координат.
Фото на обложке: Anton Gvozdikov /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Старт работы на Яндекс Маркете»
- 1 Лидеры индустрии обсудят ключевые вопросы развития столичного туризма на конференции 27 сентября
- 2 Представители туристического бизнеса встретятся на главной отраслевой конференции этой весны 22 мая
- 3 Поддержку столичной туриндустрии обсудят на конференции «Туризм Москвы: новые горизонты»
- 4 Выход на перспективный travel-рынок: как привлечь туристов из Ирана
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025