Rusbase
8 крупных сделок
на российском рынке proptech
Какие проекты смогли привлечь инвестиции?

26 июня 2019




В апреле 2019 года PwC совместно с ФРИИ представили карту российского proptech-рынка. Согласно исследованию компаний, он пока занимает менее 1% от мирового рынка технологий в недвижимости, однако в последние годы отмечается его значительный рост. В 2013 году общий объём инвестиций в российский proptech был менее $1 млн, а в 2017-2018 гг. составил уже более $16 млн. Половина стартапов развивается в сфере маркетплейсов и листинга недвижимости.

На мировом рынке в 2018 году количество proptech-сделок превысило 600. В России за период с 2012 по 2018 гг заключили 95 таких сделок, из них 18 — в прошлом году.
Rusbase предлагает вам подборку российских стартапов на рынке технологий в недвижимости, которые смогли привлечь крупные инвестиции
— от $1 млн.
В мае 2018 года российский стартап TraceAir, который разрабатывает софт для автоматизации процессов в строительстве, привлек $2,5 млн для расширения в США. Ведущим инвестором выступил фонд Sistema_VC. В раунде также участвовали американские компании Engeo и Independent Construction и бизнес-ангелы. Это не первые инвестиции в стартап: в 2016 году компания прошла акселерационную программу в 500 Startups и получила $125 тысяч, позже привлекла ещё $545 тысяч от частных инвесторов. Сейчас, по словам CEO, TraceAir поднимает Series A.

Стартап был запущен в 2015 и базируется в Москве и в Кремниевой долине, в команде уже 42 сотрудника. В проекте четыре основателя — Дмитрий Королев, Мария Хохлова, Никита Ушаков и Александр Соловьев. Для Дмитрия, CEO компании, это не первый опыт ведения бизнеса. До TraceAir он занимал должность CEO Karlsson Project, сервиса доставки дронами, а также был сооснователем и CTO консалтингового агентства Globalinfo и геотрекингового сервиса Airtribune.

TraceAir разрабатывает ПО для обработки данных с дронов, которое позволяет анализировать работу на стройке. Решение компании использует снимки с дронов для создания точных 3D-моделей строительных площадок менее чем за сутки. Модели можно сравнить со строительными планами, предварительно загруженными в систему заказчиками. Платформа TraceAir позволяет улучшить планирование, осуществлять контроль за строительством и быстрее принимать решения.

На американский рынок компания вышла в 2017 году. Фокус TraceAir в США — это жилое строительство (крупные девелоперы вроде Lennar). В РФ это в основном индустриальное строительство, поэтому детали продукта заточены под максимальную автоматизацию именно в этих конкретных кейсах. Бизнес-модель компании — ежемесячная подписка на платформу, которая обходится строительным площадкам в среднем в $4 тысячи, однако зависит от их размера. Стоимость обработки данных составляет ещё $150–500.

Среди клиентов компании структуры СИБУРа, НИПИГАЗ, «Газпром-инвест», американские игроки Five Point, Legacy Partners, PardeeHome, The New Home Company и другие. По словам Королёва, TraceAir работает на более чем 65 площадках. В 2018 году оборот TraceAir составил $1,3 млн: $1 млн принёс российский рынок. В 2019 году компания рассчитывает увеличить оборот до $2 млн, 50% из которых составит выручка в США, рассказывает Дмитрий.
«План — к концу 2020 дорасти до состояния, когда как минимум половина из топ-10 хоумбилдеров в США начнут масштабировать нас на все штаты, где они работают. В РФ планируем развивать продукт для индустриальной стройки».
Дмитрий Королёв, CEO TraceAir
Команда TraceAir
Фото: из журнала «Сноб»
В апреле 2017 года стало известно, что стартап с российскими корнями GeoCV привлёк инвестиции в размере $1,8 млн от Runa Capital, Emery Capital и американских бизнес-ангелов. До этого, в 2015-2016 гг., GeoCV прошла акселерационную программу в VR-акселераторе River венчурного фонда Rothenberg Ventures и Starta Accelerator в США. В течение 2018 и 2019 гг. GeoCV привлекла дополнительные деньги от новых бизнес-ангелов и более ранних инвесторов. Общая сумма инвестиций в проект составила более $3 млн.

GeoCV, которая базируется в Нью-Йорке, США, была основана в 2014 году выпускниками лаборатории компьютерной графики ВМК МГУ Антоном Якубенко и Глебом Кривовязем. Антона можно назвать серийным предпринимателем, на его счету два успешных стартапа — PhotoGorodMod, который разрабатывал ПО для создания 3D-моделей зданий и был продан в 2010 году, и консалтинговое агентства в сфере компьютерного зрения LabCV. Глеб Кривовязь ранее занимал должность программного инженера в компании Align Technology, главного R&D-инженера в LabCV, а также вместе с Антоном основал стартап Mobile Mapping Technologies.

GeoCV разрабатывает технологию 3D-сканирования помещений, которая позволяет проводить виртуальные туры по домам и квартирам. Благодаря таким турам покупатели квартир могут изучить недвижимость, которая выставлена на продажу или сдаётся в аренду, даже не посещая её лично. Решение GeoCV также позволяет создавать планы помещений с точными измерениями, устраняя человеческий фактор. «Наша основная бизнес модель — SaaS. Клиенты покупают 3D-сканер для съемки помещений практически по себестоимости ($1990) и подписываются на SaaS для обработки и хостинга 3D-туров по цене от $149 до $599 в месяц в зависимости от количества 3D-туров за этот период и дополнительных фич», — объясняет Антон Якубенко.

Среди клиентов GeoCV — Compass, Keller Williams, Nest Seekers International и другие компании, так или иначе связанные с рынком недвижимости. Стартап фокусируется на рынке США, однако заказы приходят со всего мира, в том числе из России, рассказывает Якубенко. По его словам, сейчас у GeoCV сотни клиентов. В 2018 году GeoCV заработала свой первый $1 млн.

Основной конкурент GeoCV — компания Matterport. В октябре 2018 года стало известно, что последняя решила подать на GeoCV в суд за нарушение патентных прав. CEO GeoCV в свою очередь объясняет, что компания потратила годы и миллионы долларов на исследования и создание своей технологии 3D-туров и обладает собственными правами на интеллектуальную собственность. «Мы уважаем интеллектуальную собственность других и требуем уважения к нашей интеллектуальной собственности. Мы уверены в нашей сильной позиции, что мы не нарушаем ни один валидный патент Matterport. Суд идет, параллельно мы обсуждаем возможности мирного разрешения», — подчёркивает Антон Якубенко.
«Пространство трехмерно, и у нас нет сомнений, что человечество будет снимать и делиться в 3D так же, как мы сейчас снимаем фото в 2D. Мы начали с демократизации 3D-съемки и визуализации помещений, чтобы сделать это новым стандартом для маркетинга недвижимости, что уже имеет огромный рыночный потенциал. Но это только начало. Представьте, что любой может создать цифровую копию дома, офиса или любого другого пространства и дать возможность многим другим (например, дизайнерам или страховым компаниям) принимать решения, находясь в этом пространстве виртуально».
Антон Якубенко, CEO GeoCV
Команда GeoCV
Фото: из личного архива
В сентябре 2017 года фонд Rusnano Sistema Sicar, созданный АФК «Система» и «Роснано», инвестировал до $6 млн (точная сумма сделки не раскрывалась) в российского разработчика 3D-принтеров для строительства Apis Cor.

Apis Cor, основанная в 2015 году в Иркутске, разработала специализированный строительный 3D-принтер, который позволяет напечатать целое здание прямо на строительной площадке. Первый дом с помощью принтера производства Apis Cor был создан в феврале 2017 года в подмосковном Ступино. За сутки принтер «построил» здание площадью 38 кв. м, которое обошлось в 593,6 тысячи рублей. Смесь из бетона, которая использовалась для постройки здания, может служить до 175 лет. В сентябре 2018 года Apis Cor вынужденно перевезла бизнес в США из-за акционерных проблем и больше не присутствует на российском рынке, говорит CEO компании.

Основатель Apis Cor — Никита Чен-юн-тай — начал собирать первые станки ещё в школе на кружке робототехники, пишет РБК. После выпуска из гимназии Никита не стал поступать в университет, отслужил в армии и основал собственный бизнес по ремонту рекламных вывесок. В 2012-2014 гг. Чен-юн-тайн выполнял госзаказ на производство и установку 500 указателей общей стоимостью $3 млн к Олимпийским Играм в Сочи. В 2014 году он основал компанию Kompositor Factory, которая занималась производством пултрузионных линий, в 2015 — компанию Cutlt, специализирующуюся на фрезерных и плазменных станках.

На данный момент продукт Apis Cor не предназначен для коммерческого использования — в ближайшие два года стартап планирует сосредоточиться на R&D. «Продукт все еще в разработке, и, наверное, сам принтер — это только 5% всей технологии, как бы парадоксально это ни звучало. Никто не будет покупать дорогую игрушку, если не сможет ей пользоваться. Технология должна быть понятна для строительных инженеров и архитекторов, а это огромная работа, которая пересекается с административными барьерами и сложными процедурами одобрения новых технологий в консервативной строительной индустрии. В отпечатанных домах будут жить люди, поэтому мы должны быть уверены в их надёжности», — объясняет Чен-юн-тай.

Партнёрами компании уже стали Autodesk, Gerdau, InfraTerra и другие. В марте 2019 года Apis Cor и SEArch+ победили в предпоследнем этапе соревнования от NASA 3D-Printed Habitat Competition, посвященном проектированию жилищ для освоения Луны и Марса. В ходе соревнования участники представили дизайн жилища, построенного с помощью 3D-печати. Команда получила почти $34 тысячи.

В ближайшие два года Apis Cor хочет получить разрешение на строительство в США и сделать все необходимые тесты на разработанную компанией стеновую конструкцию, потому что конечный продукт — это стены, отпечатанные принтером, рассказывает Никита о своих планах. Это сделает возможным масштабирование.
«У нас в проработке много рынков, есть крупный строительный проект, где мы испытываем наше оборудование уже в течение 2 лет. Накопилось достаточно информации, чтобы сделать новую версию оборудования, которая сможет стать серийной. Но сейчас мы хотим сконцентрироваться только на США. Здесь больше заинтересованы в этой технологии, и из-за высокой стоимости рабочего труда здесь более выгодна автоматизация. В России рабочий труд намного дешевле, поэтому автоматизировать что-то пока не так выгодно».
Никита Чен-юн-тай, CEO Apis-cor
Никита Чен-Юн-тай
Фото: из личного архива
В конце весны 2018 года технологичное агентство недвижимости HomeApp привлекло более $1 млн от бизнес-ангелов. До этого, в 2016, частные инвесторы вложили в проект $500 тыс. Одним из первых инвесторов стал партнер венчурного фонда I2BF Александр Невинский.

Основатель HomeApp — Алексей Игошин, выпускник ВМК МГУ. В 2012 году Алексей поступил в бизнес-школу при Калифорнийском университете в Беркли. В интервью РБК Алексей рассказал, что попал на полугодовую программу по обмену с Колумбийским университетом в Нью-Йорке и должен был найти в городе квартиру на время обучения, однако столкнулся со сложностями в процессе поиска и неадекватными ценами на жильё. Понимая, что проблема глобальная, Алексей с однокурсником из Беркли Николаем Жилиным вернулись в Москву создавать аналог Compass (основан в 2012 году в Нью-Йорке, текущая оценка — $4,4 млрд).

HomeApp — это технологичное агентство недвижимости, которое внедряет технологию tech enabled brokerage (TEB). По словам Алексея Игошина, модель TEB активно развивается во всем мире как альтернатива традиционным агентствам недвижимости и площадкам объявлений и представляет из себя гибрид IT-компании с экспертизой в обработке данных, агентства недвижимости с собственным штатом экспертов и современного рекламного digital-агентства.

«Мы — риелторская компания: у нас несколько разных видов клиентов — покупатели, продавцы и, в конечном итоге, риелторы — наши сотрудники. Для каждой группы клиентов — свои value proposition». Для продавцов это, в частности, ускорение продажи объектов в два раза за счет собственной платформы таргетированной рекламы. Для покупателей — удобный сайт и мобильные приложения для подбора объектов на вторичном рынке и в новостройках, профессиональная аналитика по рынку и команда брокеров и юристов, объясняет основатель компании.

В основе продукта HomeApp — несколько собственных разработок:

  • homeapp.analytics — аналитическая платформа, которая оценивает сроки экспозиции, цены ухода объектов, соотношения спроса и предложения в Москве и МО практически в режиме реального времени;
  • homeapp.ads — рекламная платформа, которая позволяет HomeApp динамически управлять обращениями по объектам своих рекламных кампаний в сетях таргетированной рекламы, социальных сетях, досках объявлений, контекстных рекламных системах и так далее;
  • homeapp.search — мобильные приложения и сайт для поиска объектов для покупателей на вторичном и на первичном рынке;
  • homeapp.crm — набор внутренних инструментов для работы брокеров.

Все перечисленные инструменты связаны в единую IT-платформу. В основе разработок — работа с большими массивами информации — либо с квартирами, либо с пользовательскими данными. Среди моделей, которые HomeApp использует в работе, есть в том числе модели компьютерного зрения и нейронных сетей. Сегодня компания продаёт до 40% объектов в течение 90 дней и планирует довести эту долю до 50%+. Это в два раза быстрее, чем в среднем по рынку, поясняет Игошин.

Алексей рассказывает, что первую выручку HomeApp получила в апреле 2018 года. «Практически весь прошлый год мы создавали и тестировали наши инструменты и начали активно расти только в начале этого года, когда все активно заработало. Сейчас мы привлекаем больше 120 новых клиентов в месяц, большинство по эксклюзивным контрактам. Это очень много для рынка Москвы. Общее количество клиентов "в работе" уже более 400».

В команде HomeApp работает почти 80 человек, из них около 40 экспертов по недвижимости, которые общаются непосредственно с клиентами.
«В ближайших планах работа над повышением эффективности и расширением в Москве и МО. Хотя многие наши метрики уже выглядят гораздо лучше, чем у традиционных конкурентов, уверен, что мы можем повысить их ещё в 2-3 раза благодаря технологиям и команде. Почти каждую неделю к нам приходят запросы с просьбой открыть филиалы в разных городах России и зарубежных странах. Буду рад, если нам удастся реализовать хотя бы немногое из этого до конца года».
Алексей Игошин, CEO HomeApp
Алексей Игошин
Фото: Владислав Шатило / РБК
В декабре 2017 года ульяновский стартап Beri.ru, который занимается оценкой и покупкой квартир, привлёк инвестиции в размере $1 млн от сооснователя группы МФО-сервисов Eqvanta Юрия Провкина. Eqvanta — группа компаний, работающих в сфере альтернативных финансов и финансовых технологий, в которую входят бренды «Быстроденьги», «Турбозайм», «Финпротект», «Решка», Scortech.

Beri.ru запустился в Ульяновске в марте 2017 года. Руслан Мухаметов также является основателем маркетингового агентства Mixplus, которое специализируется на контекстной и медийной рекламе в интернете и работает, в частности, с Audi, Honda и Hyundai (согласно информации с сайта компании). Сегодня Beri.ru активен в Москве, Московской области и Ульяновске, в команде — 12 человек.

Beri.ru предлагает сервис для людей, которым нужно быстро и безопасно продать квартиру. От подачи заявки до получения клиентом денег обычно проходит от 3 до 5 дней, по данным с сайта. По словам основателя, при своевременном предоставлении документов сделка заключается через 48 часов после обращения. Услуги Beri.ru стоят в среднем 10-15% от рыночной стоимости квартиры. После заключения сделки Beri.ru помогает клиенту с переездом, делает хоумстейджинг (при необходимости — капитальный ремонт) квартиры, мебелирует её и выставляет на продажу. Часть вещей из купленных квартир компания отдаёт в благотворительные фонды.

Beri.ru автоматически оценивает стоимость квартиры клиента по более чем 50 критериям. На оценку влияют не только стандартные параметры, такие как район, тип дома, количество комнат и так далее, но и динамика спроса за последние несколько лет, появление новостроек, планируемое открытие рядом метро, транспортных развязок, школ, детских садов и другие факторы.

По словам Мухаметова, количество клиентов компании перешло отметку в 100 человек, основная часть — из Ульяновска. «После удачного пилота в Москве в марте 2019 года мы масштабировали сервис в столице. Сейчас основной фокус внимания именно здесь. С июня по август мы планируем купить квартиры на сумму 100 млн рублей со средним чеком в 7-10 миллионов».

В планах компании — партнёрства с крупнейшими агентствами недвижимости Москвы. Руслан объясняет, что агентам-партнёрам выгодно предлагать такой сервис клиентам в случае, когда необходима срочная продажа, и клиенты не готовы ждать 60-90 дней, пока агент найдет покупателя традиционными методами. Агентства в этом случае будут получать до трёх комиссий с одной квартиры — с клиента за продажу, с Beri.ru за покупку и потенциально за продажу этой же квартиры от Beri.ru после хоумстейджинга.
«Летом 2018 года мы решили выходить на рынок Москвы и начали встречи с инвесторами. Те, с кем мы общались, говорили, что Москва — другой рынок, и нужно показать положительную юнит-экономику для оценки проекта. Поэтому мы решили запустить пилот в столице на собственные средства, а после снова вернуться к поиску инвестиций.

Сейчас проект вышел на положительную динамику, и мы ведем переговоры с несколькими банками для получения кредитной линии на покупку квартир в общем объеме 300 млн рублей».
Руслан Мухаметов, генеральный директор Beri.ru
Руслан Мухаметов
Фото: из личного архива
В марте 2018 году компания «Тномер» привлекла инвестиции в размере €3 млн от фонда Larix, созданного миллиардером Игорем Рыбаковым и основателем CarPrice Оскаром Хартманном. По итогам сделки оценка стартапа составила €9 млн, фонд получил долю в 33%.

«Тномер» был запущен 5 марта 2018 года в Москве и Подмосковье. Сервис работает в формате маркетплейса: он соединяет исполнителей ремонта квартир с заказчиками, а также партнерится с поставщиками стройматериалов. Компания предлагает своим клиентам услугу ремонта под ключ за 65 дней, которая включает в себя все работы, материалы и сантехнику, а также бесплатный дизайн-проект, авторский и технический надзор и гарантию качества, по данным с сайта «Тномер». Фиксированную стоимость ремонта можно рассчитывать на сайте. «Тномер» также предоставляет клиентам отдельные услуги как для квартиры, так и для дома и участка — это замена дверей, окон и оборудования, ремонт комнат, утепление и другие.

Среди партнёров Тномер — Schneider Electric, Marshall, Mitsubishi Electric, Saint-Gobain, Dulux, Tarkett, Royal Clima, «Окна в Дом». В 2018 году «Тномер» планировал оказать более 3 тысяч услуг на сумму около 200 млн рублей.

«Тномер» также запустил свой телеканал, посвящённый строительному рынку. На телеканале рассказывают о тенденциях на рынке, проектах, дизайнерских решениях, техниках производства стройматериалов, дают практические советы по ремонту, покупке квартир и так далее. В программах телеканала участвуют дизайнеры, архитекторы, декораторы, юристы, риэлторы и другие приглашенные эксперты, которые имеют отношение к строительной индустрии. Телеканал «Тномер» запустился 5 марта 2018 года через операторов платного телевидения «Акадо» и «Триколор ТВ» для 12 млн абонентов (зрительская аудитория — 40 млн человек) по всей России.

Сейчас в компании проходит реорганизация, однако представители «Тномер» не смогли рассказать Rusbase подробности изменений к моменту публикации материала.
Дизайн-проект «Тномер»
Бонус: M&As
В апреле 2018 года стало известно, что Mail.Ru Group приобрела 100% риелторской онлайн-платформы «33 Слона». Сумму сделки компания не раскрывала. «33 Слона» предлагает услуги полного цикла для сервиса «Юла недвижимость» по продаже жилой и коммерческой недвижимости, включая фотосъемку объектов, предпродажную подготовку, оценку, рекламу, консультирование и сопровождение сделки под ключ, пишут РИА Новости.

Сервис «33 Слона» был основан в 2014 году. Создатель компании и её CEO, Игорь Калганов, ранее занимал должность исполнительного директора Workle (сайт поиска интернет-работы), а до этого работал CTO в KlerkRu (онлайн-издание с фокусом на бухгалтерскую, юридическую и налоговую тематики). С 2017 года Калганов развивает центр «Орбита», который занимается внедрением блокчейн-технологий и создаёт проекты для государственных и коммерческих клиентов. Среди них, по данным с сайта компании, Минэкономразвития, Минкомсвязь, Внешэкономбанк, Департамент информационных технологий города Москвы, «Мегафон». В феврале 2019 года стало известно, что центр войдёт в состав ИКС Холдинга.

«33 слона» — цифровое агентство недвижимости. Компания проводит уборку, делает профессиональные фотографии и съемку для создания 3D-туров по квартире, размещает рекламу, показывает продавцам отчёты по рекламным кампаниям и предоставляет полное юридическое сопровождение сделок. «33 слона» принимает заявки клиентов из Москвы и области, где расположено 21 отделение компании, по данным с её сайта. Цифровое агентство интегрировано с 130 сервисными компаниями, в его базе около 1000 квартир и домов в Москве и Подмосковье, пишет в своём LinkedIn основатель.

«33 слона» также сотрудничает с банками и предлагает клиентам цифровую ипотеку, перекредитование и деньги под залог недвижимости. Примерную ставку и ежемесячный платёж можно узнать с помощью калькулятора на сайте сервиса. Среди партнёров — «Газпромбанк», «Металлинвестбанк», «Дельтакредит», «ЮниКредит Банк».
Игорь Калганов
Фото: газета Малый Бизнес
В мае 2019 года компания Ивана Таврина Kismet Capital Group (KCG) приобрела 99,9% сервиса ремонта квартир «Сделано», сообщили «Ведомости» со ссылкой на представителей сторон. Сумма сделки не раскрывалась, однако известно, что «Сделано» привлекла около $5 млн с момента создания. Основатели искали инвестиции в течение полугода — «дольше, чем планировалось, из-за сложного инвестиционного климата», — и в результате заключили сделку с KCG, которая предложила финансирование для дальнейшего развития.

В 2016 сервис «Сделано» привлек инвестиции в размере 20 млн рублей в форме конвертируемого займа у бизнес-ангелов Алексея Менна и Бориса Жилина, а в 2017 году более $750 тысяч от инвестиционного холдинга «Авенир», венчурного фонда Cabra.vc и нескольких бизнес-ангелов.

Проект «Сделано» в 2015 году запустили основатель журнала «Афиша» и института дизайна «Стрелка» Илья Осколков-Ценципер и архитектор Илья Шаргаев. Осколков-Ценципер также является создателем коммуникационного агентства Winter в Лондоне и компании «Ценципер», которая «проектирует продукты и услуги, здания и города, пользовательский опыт и бренды». Среди клиентов последней — «Почта России», ВДНХ, Сбербанк, группа «ПИК», корпорация Ростех, «Рив Гош», Политехнический музей. Илья Шаргаев на момент запуска «Сделано» более десяти лет управлял архитектурным бюро Lofting. Сервис «Сделано» был запущен на собственные деньги основателей и не был связан с другими проектами.

«Сделано» занимается капитальным ремонтом квартир по фиксированным срокам и ценам (приблизительную цену можно рассчитать на сайте). Клиент сервиса выбирает желаемый дизайн, а сервис осуществляет ремонт в формате «всё включено». В стоимость, которая фиксируется в момент подписания договора, входят работы, материалы, организация, документация, управление, контроль и гарантия. Ремонт квартиры в панельном или монолитном доме занимает 3,5 месяца, в здании, построенном до 1970-го года, — от полугода, указано на сайте «Сделано».

За время существования сервиса «Сделано» проект провел 386 ремонтов, 111 сейчас находятся в работе, по данным с сайта. Выручка юрлиц сервиса за 2018 год превысила 320 млн рублей (ООО «Сделано.Москва» — 281 млн рублей, ООО «Бизнес ремонт» — 43 млн рублей, ООО «Конструктор ремонта» — 4 млн рублей).
Слева направо: Марко Михич-Ефтич, Илья Осколков-Ценципер и Илья Шаргаев
Фото: Олег Яковлев / РБК

© Rusbase, 2019
Автор: Татьяна Петрущенкова
Фото на обложке: stockasso, Depositphotos


Татьяна Петрущенкова