О будущем всемирной паутины заговорили еще в прошлом веке. С тех пор человечество преодолело немало технологических и культурно-психологических рубежей — и концепция Web 3, то есть максимально прозрачной, безопасной и «справедливой» сети, кажется менее утопичной. Более того, у общества формируется запрос на эволюцию веба. Пользователи все чаще задаются вопросами, кому доверять данные, как управлять активами и уходить от чрезмерного контроля.
Вспоминаем, какие важные этапы пройдены на пути к Web 3, и разбираемся, какие майлстоуны предстоит преодолеть.
Содержание статьи:
- Что такое Web 3 и почему он может все изменить
- Что уже есть для перехода к Web 3
- Что скоро появится
- Чего не хватает
________________________________________________________________________
Что такое Web 3 и почему он может все изменить
Нередко под Web 3 подразумевают «прокачанный» Web 2 — с решениями на основе искусственного интеллекта, расширенной реальности и интернета вещей.
Однако главное отличие третьего поколения от предыдущих — в наборе прав пользователей. Если в Web 1 рядовой юзер мог только потреблять информацию, в Web 2 — потреблять и создавать, то в Web 3 он сможет и управлять ей, благодаря децентрализации.
На практике это означает, что участники сети будут полноценно владеть цифровыми объектами — авторским контентом, персональными данными, финансами. Банки и биржи перестанут блокировать чьи-то деньги, регуляторы — злоупотреблять цензурой, корпорации — собирать лишние сведения.
Если Web 3 станет реальностью, он кардинально изменит формат цифрового взаимодействия и в целом повседневную жизнь — сильнее, чем это сделали социальные сети.
Что уже есть для перехода к Web 3
Технически Web 3 состоит из трех слоев: блокчейны, смарт-контракты и децентрализованные приложения (Dapps). Блокчейны отличаются по архитектуре, но в их основе одна идея: история операций доступна всем и ее невозможно переписать, то есть подделать. Смарт-контракты, в свою очередь, автоматизируют сделки и гарантируют их чистоту, а Dapps обеспечивают децентрализованную альтернативу привычным сервисам.
Если блокчейны и смарт-контракты уже довольно хорошо развиты, то Dapps пока в начале пути, считает Пион Медведева, соосновательница YourJustice.life, сервиса для разрешения споров на блокчейне. Для сравнения, в магазине Google Play доступно 2,6 млн классических приложений, тогда как на Dappradar собрано всего 12 тыс. децентрализованных аппов — большая часть про финансы и гейминг.
Не все элементы Web3 одинаково продвинулись — Dapps только предстоит активное развитие
Впрочем, их число быстро растет. Охватываются новые отрасли: отчет Dappradar показал, что в первом квартале этого года активность пользователей блокчейн-индустрии выросла на 396% по сравнению с аналогичным периодом 2021-ого. «В первую очередь нужно развивать децентрализованные приложения с функционалом востребованных Web 2-сервисов, но с принципами Web 3. Так, чтобы пользователю было привычно и удобно, но при этом личные данные принадлежали ему, а не корпорациям и государствам», — уточняет Пион.
К таким приложениям можно отнести браузеры Mist, Metamask и Brave, мессенджеры e-Chat, ySign, Tox и Status, перечисляет СЕО и основатель онлайн-школы Rebotica Александр Киселев. «Некоторые специалисты видят черты Web 3 и в Telegram. Обеспечить большую анонимность и практически полностью контролировать свой цифровой след позволяют социальные сети Steemit, Akasha, Golos, хранилища Storj, Sia, Filecoin, MaidSafe. Проектов, которые ушли вперед по сравнению с Web 2 и успели зарекомендовать себя, уже не меньше полусотни», — дополняет эксперт.
Свобода управления данными не означает процветание спама, мошенничества и хаоса. Во-первых, хотя реальная личность пользователя остается анонимной, его действия видны всем и их сложно подделать. Во-вторых, экономические и моральные права закрепляются с помощью уникальных токенов (NFT). В-третьих, сегменты Web 3 контролируют децентрализованные автономные организации (DAO). Это аналоги привычных компаний, но без иерархии и бюрократии — все решения участники проекта принимают коллективно, вклад каждого отражается в системе.
«Суть Web 3 — в переходе власти из рук гигантов и регуляторов в руки народа. Инструменты для этого есть, но инертность мышления тормозит прогресс, — уверен Юрий Гугнин, участник learn2earn DAO Evita. — Люди привыкли доверять большим дядям и крупным брендам и не осознают, что, по сути, ничем не владеют. Но нарастающий кризис отрезвляет: он ясно показал, что деньги в “Тинькофф” принадлежат Потанину, недвижимость в Лондоне — Елизавете II, аккаунты в Instagram* — Цукербергу».
«Web 3 в этом смысле — отличная песочница, — развивает мысль Юрий. — Тут можно экспериментировать над созданием и управлением общественными благами, брать власть в свои руки. Например, есть DAO фрилансеров, которые объединились для получения выгодных условий медстраховки. Или DAO айтишников, которые вскладчину строят домики для отдыха и работы. Уверен, за 10-20 лет появятся десятки тысяч децентрализованных организаций, которые будут контролировать активы на сотни миллиардов долларов».
8 сентября 2022 года пройдет встреча от RB.RU в формате Speed Dating для инвесторов и стартапов из сферы Web 3.0. Подробные условия и регистрация — на сайте. Успевайте подать заявку до 24 августа.
Что скоро появится
Эволюция моделей управления — то, как люди пересматривают коммуникацию, по-новому выстраивают команды и оперируют активами — безусловно, необходима для Web 3. И она ускорится в ближайшие годы, считает Пион. Но это необязательно должно быть DAO, уточняет она: «Web 3 — это не столько про обновление интернета, сколько про обновление мира. Соответственно, появятся и другие формы социальных общностей, с более правильными стимулами и быстрой обратной связью, подходящие для масштабирования».
Чтобы третье поколение веба действительно изменило принципы взаимодействия, коммуникация должна выйти за рамки сети. В чем-то это уже происходит: появляются предметы, здания и гаджеты, подключенные к интернету (IoT). А следующим шагом могут стать метавселенные, пространства на стыке цифрового и физического.
Впрочем, многие относятся к этой концепции скептически, подчеркивает Пион: «Пока что история с метавселенными — больше хайп, неясно, какую реальную пользу они принесут. Вполне вероятно, что их ждет судьба VR-шлемов и прочих атрибутов расширенной реальности — и они станут чем-то вроде аттракциона и маркетингового инструмента».
Приблизиться к Web 3 помогут и квантовые технологии, и искусственный интеллект в комбинации с блокчейном, считают некоторые собеседники RB.RU. Но, опять же, подобные улучшения — скорее бонус, а не обязательное условие. Так что в теории существующей технологической базы достаточно для нового этапа, резюмирует Матвей Войтов, директор по маркетингу Waves Enterprise. Но фактически до полного перехода очень далеко, добавляет специалист.
Технологии коммуникации в Web 3
Дело в том, что процесс переосмысления веба — больше про культуру, образование и популяризацию, чем про конкретные ИТ-решения, продолжает менеджер по цифровому консалтингу «Т1 Консалтинг» Анастасия Рыжкова: «Мы можем долго рассуждать, какие именно технологии окажут критическое влияние на развитие интернета, и все равно не угадаем — работать нужно в первую очередь с массовым восприятием».
Скорее, в текущее десятилетие можно будет говорить о гибридном варианте — Web 2.5, полагает Матвей. То есть интернете, который по-прежнему достаточно централизован, но активно экспериментирует и внедряет элементы Web 3.
Чего не хватает
Полностью децентрализованная сеть на практике пока выглядит фантазией. Препятствий тут несколько.
«В первую очередь для быстрого перехода к Web 3 не хватает массовой вовлеченности, а шире — базовой компьютерной грамотности. Это то, что называется technology adoption, то есть уровень принятия и повсеместного использования технологий», — считает Олег Петряшев, инвестор и основатель компании «Технократ».
«Сейчас возможностями третьего поколения пользуются по большей части ИТ-специалисты и криптоэнтузиасты. Это парадокс, ведь один из главных критериев полноценного Web 3 — всеобщая доступность», — соглашается соосновательница агентства Vinci Мария Лапук.
Вторая причина — в молодости ИТ-индустрии и отсутствии стандартов. На взгляд Станислава Петровского, эксперта общественного движения «Информация для всех», современное законодательство не подходит для Web 3: оно базируется на принципах тысячелетней давности, когда основную ценность составляли оружие, еда и другие объекты материального мира.
«С распространением цифровых ценностей возникла потребность в апдейте регулирования, чтобы защищать права создателей и владельцев контента, игровых персонажей, криптоактивов, — раскрывает мысль специалист. — Технически вопросы регистрации виртуальной собственности или передачи прав закрывают NFT, но по поводу их правового режима единого мнения нет. Уйдут годы на приспособление регуляторных механизмов к новым технологиям внутри передовых государств и десятки лет — на международном уровне».
Третья и, пожалуй, самая главная проблема — несоответствие целей Web 3 экономическим интересам игроков, сформировавших современный централизованный интернет, размышляет Матвей Войтов, директор по маркетингу Waves Enterprise. По его мнению, новый веб разрушает основные механизмы монетизации бизнеса, а также противоречит амбициям властей развивать суверенные сегменты интернета и максимально деанонимизировать пользователей.
Коллегу дополняет Александр Киселев, СЕО и основатель онлайн-школы Rebotica: «Основной вопрос в том, как быстро сможет измениться рынок. Сейчас контент в большей степени создается на бюджеты рекламодателей, для которых ИТ-гиганты собирают данные. Смена ментальности, выработка привычки платить самому за каждый шаг и отвечать за свои данные могут занять десятки лет». Так что, как считает Пион, придется найти альтернативу капитализму и развивать гражданское общество.
Фото на обложке: Shutterstock / metaverse
* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Выбор системы налогообложения»
- 1 Хомяк к успеху шёл. Как Hamster Kombat привлек 300 млн игроков
- 2 Crunchbase: в 1 кв. 2024 года стартапы по всему миру привлекли $66 млрд
- 3 Что такое DeFi? Все, что нужно знать о децентрализованных финансах
- 4 Халвинг биткоина: что это такое и когда произойдет
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025