Кто работает со стартапами в российских корпорациях
В последние годы многие российские корпорации начали активно внедрять стартапы в свои бизнес-процессы. Они создают инновационные экосистемы, проводя акселерационные программы и инвестируя в перспективные проекты. Однако, несмотря на интерес к сотрудничеству, стартапам зачастую сложно понять, куда обращаться и как взаимодействовать с крупными игроками рынка.
В этой статье мы поговорили с представителями ведущих компаний, чтобы выяснить, как устроен процесс отбора стартапов и с кем можно связаться для получения поддержки.
Содержание:
- «Альфа Банк»
- «Газпром нефть»
- МТС
- «Сбер»
- ВТБ
- «ВкусВилл»
- «Росатом»
- «Лаборатория Касперского»
- «Билайн»
- Тенденции в российской сфере стартапов
Кто занимается стартапами
Работой со стартапами в «Альфа-Банке» занимается не один человек, а команда. Офис инноваций, которым я руковожу, управляет процессами: ведет страничку сайта, выбирает стартапы для пилотов и запускает пилоты.
Дальше в работу вступают мои коллеги:
- Эксперты в подразделениях (ИТ, юристы, безопасность, комплаенс) позволяют оперативно решать вопросы, связанные со стартапами. В результате около 80% пилотов мы запускаем за один месяц.
- Сами продуктовые команды — отбор компаний и пилоты мы запускаем обязательно в связке с бизнесом, чтобы увеличить вероятность перехода из пилота в пром. Благодаря такому подходу более трети пилотов заканчиваются продолжением сотрудничества.
«Альфа-Банк» ежегодно рассматривает заявки от сотен стартапов и запускает десятки пилотных проектов.
Как отбирают проекты
Каждый стартап проходит несколько этапов:
- Знакомство. Основатели стартапа могут сами рассказать о своем проекте и возможностях его применения в банковской сфере, подав заявку на сайте. В некоторых ситуациях к нам приходит скаутер, который нашел проект в рамках целевого поиска под задачи банка.
- Встреча и презентация. На этом этапе со стартапами встречаются представители Офиса инноваций и продуктовых команд, которым потенциально интересно поработать вместе.
- Подготовка к пилоту. Перед запуском пилота мы детально обсуждаем с бизнес-заказчиком и стартапом цели, гипотезы, KPI и сроки, чтобы все ожидания были ясны. При дизайне эксперимента стремимся найти баланс между скоростью запуска и качеством результатов. Обычно на пилоте проверяются техническая интеграция, отклик пользователей и влияние на бизнес-метрики. Пилоты имеют ограниченное время и аудиторию, а их стоимость может варьироваться. Бесплатные тесты возможны в формате демо-доступа, в то время как более сложные интеграции банк готов финансировать компенсации затрат стартапа. Нам важно, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным.
- Пилот. Офис инноваций обеспечивает быстрое финансирование, приоритетное согласование документов и выделение ИТ-ресурсов для стартапа. Интеграция и тестирование решений занимают около трех месяцев. Часто для одной задачи пилотируют несколько проектов, что позволяет выбрать наиболее эффективное решение на рынке.
-
Принятие решения о масштабировании. В случае успеха банк может профинансировать масштабирование продукта, снова предоставить ИТ-ресурсы, юридическую поддержку, а также интеграцию с уже существующими продуктами.
Основные критерии для отбора стартапов:
- Это готовый финтех-продукт или технология.
- У проекта есть первые продажи и активная команда.
- Он соответствует стратегическим интересам банка — особое внимание уделяется решениям, связанным с финансовой отраслью.
Какими стартапами гордятся
Мы сотрудничаем с широким спектром стартапов. Во всех решениях мы ищем синергию с существующими продуктами и сервисами банка. Основной фокус — на проекты, которые могут улучшить внутренние процессы банка и взаимодействие с клиентами.
Вот несколько примеров успешных проектов внутри банка:
- Проекты в области AI и работы с данными: нейросетевые боты, видео- и аудиоаналитика, чат-боты для автоматизации HR-процессов.
- Решения, дающие дополнительную ценность нашим клиентам: автоматизация отчетности, подбор квартир, логистика.
- Стартапы по автоматизации внутренних процессов: новые форматы обучения сотрудников, голосовые тренажеры для контакт-центров, мобильные сканеры.
Кто занимается стартапами
В «Газпром нефти» действуют несколько инструментов для поиска и внедрения новых решений, в их числе — партнерство с «Энерготехнохабом Петербург» — экосистемой поддержки технологического предпринимательства. Она создана в 2019 году при участии Правительства Санкт-Петербурга, «Газпром нефти» и Агентства по технологическому развитию.
«Энерготехнохаб Петербург» работает с проектами на разных стадиях развития: на уровне идеи, с MVP, с активными продажами. В зависимости от потребности стартап может получить разную поддержку: техническую оценку проекта, привлечение инвестиций, привлечение экспертов с техническими или бизнес-компетенциями, помощь с поиском заказчика из числа промышленных компаний, помощь с выходом на лабораторные, стендовые или опытно-промышленные испытания, масштабирование бизнеса.
По словам лидера «Энерготехнохаба Петербург» и эксперта «Газпром нефти» Андрея Власова, одна из основных задач экосистемы — быть медиатором между теми, кто хочет сделать или уже делает бизнес в ТЭК, и теми, кто заинтересован в новых продуктах.
Мы работаем, как правило, с наукоемкими стартапами и знаем, что их успех зависит не только от самих предпринимателей, но и от тех, кто встречается им на пути: экспертов, инвесторов, бизнес-заказчиков. Эти контакты становятся особенно ценными в такой непростой отрасли как энергетика — здесь трансфер новых решений из лабораторий в реальное производство может занимать несколько лет. Все, что мы делаем, так или иначе направлено на ускорение этого процесса.
Как отбирают проекты
В течение года «Энерготехнохаб Петербург» реализует две программы для технологических стартапов: инкубатор и акселератор:
- В инкубатор приглашаются университетские проекты ранних стадий. Стать участником программы можно даже без идеи и команды — в таком случае вам предложат присоединиться к существующему проекту или создать свой на основе реальных потребностей компаний ТЭК.
- Акселератор же направлен на поддержку более зрелых стартапов, его цель — помочь бизнесам выйти на опытно-промышленные испытания. При этом после завершения программ проекты-финалисты остаются в экосистеме «Энерготехнохаба Петербург» и могут рассчитывать на дальнейшую поддержку.
К участию приглашают проекты, которые решают актуальные для ТЭК задачи. Среди технологических направлений:
- создание новых материалов;
- автоматизация производства;
- технологии обработки в машиностроении;
- синтез продуктов для нефтехимии;
- повышение эффективности процессов добычи и переработки нефти;
- промышленные системы накопления энергии;
- хранение и транспортировка электроэнергии;
- водородная энергетика;
- очистка воды и воздуха.
Какими стартапами гордятся
- Один из успешных проектов в «Энерготехнохабе Петербург» — это стартап «К-плюс», который разрабатывает калий-ионные аккумуляторные ячейки. Такая продукция может стать альтернативой традиционным накопителям энергии на основе лития и свинца. В этом году с помощью «Энерготехнохаба Петербург» «К-плюс» привлек 10 миллионов рублей частных инвестиций.
- Еще один пример — стартап Epoxy Print. В 2022 году эта команда из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого стала победителем состязания университетских стартапов. Epoxy Print разрабатывала технологию 3D-печати жидкими полимерами. Ею заинтересовались индустриальные партнеры «Энерготехнохаба Петербург», которые позже привлекли команду к одному из своих НИОКР-проектов.
Кто занимается стартапами
Работой со стартапами занимается весь департамент MTS StartUp Hub, и хотя иногда мы пересекаемся, у каждого свои задачи.
Я старший инвестиционный менеджер и занимаюсь всеми форматами работ — от поиска стартапов и отработки входящей воронки до этапов инвестиционной сделки.
Второй этап уже включает в себя проработку основных условий сделки, подготовку материалов и их защиту на венчурном комитете, закрытие сделки и, конечно, дальнейшую работу с компаниями, которые вошли в наш портфель.
Как отбирают проекты
При отборе стартапов для меня важны несколько ключевых моментов.
- Для всех стартапов: размер и потенциал рынка, команда (ее нельзя недооценивать, потому что с первого знакомства становится понятно, насколько сотрудники стартапа вовлечены в то, что они делают, хорошо ли разбираются в своей профессиональной сфере и как готовы развиваться. К слову, почти сразу можно сказать, готовы ли мы вместе «жить портфельной жизнью».
- Для ранних стадий: понимание командных шагов, которые нужно сделать, чтобы успешно масштабироваться, адекватность оценки, понимание конкурентного преимущества, особенно если на рынке уже есть крупные игроки.
- Для более поздних стадий: понимание юнит-экономики и возможности ее модернизации, акционерная стратегия и то, как компания «держит руку на пульсе» в своей отрасли и, несмотря на масштаб, продолжает находить новые точки для роста.
Инвестиционный фокус MTS StartUp Hub — стартапы из сфер FinTech, Sharing Economy, EdTech, Media, AI и IoT&Cloud.
Какими стартапами гордятся
Мы в целом гордимся тем, что стали единым окном входа для всех инновационных проектов в группе МТС, большинство из которых не похожи друг на друга. Поэтому тут сложно выделить кого-то одного. Тем не менее мы внимательно относимся к нашим портфельным компаниям, стараясь помогать им в любой ситуации, поэтому будем рады новым проектам (в портфель МТС входят CoinKeeper, Airo, Rubbles, Logiclike, Phishman, Bartello, и другие — прим. RB.RU).
Кто занимается стартапами
Я управляющий директор Сбера по работе со стартапами, работаю в банке более 19 лет. В течение последних пяти лет лет руковожу несколькими направлениями, связанными с венчурными инвестициями, сотрудничеством со стартап-сообществом, отбором и интеграцией инновационных решений стартапов в бизнес-процессы компании.
Среди ключевых проектов команды:
- Международный акселератор для технологических стартапов Sber 500 — единственный акселератор в России с международными менторами.
- Венчурная онлайн-платформа SberUnity, которая объединяет стартапы, инвесторов и корпорации.
- Молодежные акселераторы для школьников и студентов, которые занимаются обучением, помогают с подбором инвесторов и нетворкингом для молодых предпринимателей.
- DeepTech-стартап-студия для бизнес-проектов с глубокой научной и инженерной составляющей, где они могут получить менторскую поддержку, помощь с поиском первых заказчиков и привлечь инвестиции.
- Акселератор для сотрудников SberUp, где корпоративные предприниматели могут получить поддержку и найти заказчиков, а также прокачать предпринимательское мышление.
Как отбирают проекты
При отборе стартапа мы обычно ориентируемся на несколько факторов. Во-первых, оцениваем саму технологию — ее новизну, релевантность проблеме, которую корпорация планирует закрыть с помощью решения стартапа. Во-вторых, смотрим адаптивность решения под задачи не только конкретной компании, но и целой отрасли, анализируем возможности по его масштабированию. Важна и оценка коммуникативных навыков команды стартапа: сможем ли мы найти с ними общий язык и выстроить продуктивное сотрудничество.
К участию приглашаются проекты из различных направлений, включая FinTech, AI, EdTech, PropTech и HealthTech. Подробнее ознакомиться со списком можно на сайте в разделе «Какие проекты мы ищем».
Какими стартапами гордятся
Среди выпускников разных акселераторов Сбера множество примеров успешных стартапов, в их числе есть и опытные предприниматели:
- Tymy — решение для компаний, позволяющее координировать, контролировать и оптимизировать работу сети независимых агентов, выпускник Sber 500. В 2023 году стала компанией-лидером роста российского fintech-рынка за счет роста выручки за год на 180% (2,4 млрд руб за год).
- Rosmed — медицинская онлайн-платформа на основе искусственного интеллекта для сбора и анализа медицинской информации, которая позволяет выявлять сложные и редкие заболевания, выпускник Sber500. Стартап привлек 1,5 млн долларов инвестиций, вышел на зарубежные рынки, где проводит социально значимые программы по выявлению детей с редкими заболеваниями.
И начинающие, основателям которых нет еще и 20 лет. Например, это:
- YouChip — система сбора статистики и аналитики для спортсменов в режиме реального времени. Она включает в себя датчики на игроке, устройство в шайбе и оборудование на ледовой арене. В начале июля в рамках «Матча года» в оборудовании, созданном 17-летним школьником, сыграли звезды российского хоккея.
- ParkAR — мобильное приложение с дополненной реальностью для посетителей парков, благодаря которому можно создавать 3D-навигацию, квесты и игры для постелей парков и получать аналитику активности администраторам. Решение, созданное 18-летним студентом, уже пилотируется в крупных парках Москвы.
Проекты, разработанные выпускниками SberUp, уже нашли практическое применение в группе компаний Сбера. К примеру, платформа для сбора и распределения обязательных и добровольных платежей Payzakat и страховой полис, покрывающий расходы на лекарства, в линейке «СберСтрахования» были объединены в продукт под названием «Фармстрахование».
Кто занимается стартапами
Я руковожу акселератором ВТБ — единым окном для поиска и тестирования инновационных технологий и решений с открытого рынка в банке ВТБ.
Основная задача акселератора — найти на рынке новые решения, продукты или сервисы стартапов и технологических компаний под задачи подразделений банка. А далее — провести экспертизу и организовать быстрые и малозатратные пилотные проекты для оценки зрелости и потенциального бизнес-эффекта от применения.
В нашем распоряжении — своя технологическая песочница для быстрого «развертывания» решения в контуре банка. В этом случае стартап получает в лице ВТБ стратегического партнера или крупного клиента.
В базе Акселератора ВТБ сейчас почти 3 тысячи стартапов. За 5 лет работы получилось реализовать более 120 пилотных проектов, 50+ технологических решений планируются или перешли в промышленную эксплуатацию в банке. Это более 30% от общего числа, что выше среднерыночного уровня.
Важная часть миссии акселератора ВТБ — развитие внутренней культуры работы с инновациями в банке. Команда ежегодно проводит лекции и обучающие сессии. Также мы запустили формат коротких встреч Startup — это конвейер, где каждые две недели команды банка могут знакомиться в формате питчей с интересными стартапами, чьи решения отвечают технологическому фокусу банка.
Как отбирают проекты
По заказу внутренних подразделений банка команда акселератора ищет на рынке уже готовые решения на стадии MVP и проводит на коммерческих условиях апробацию на ограниченном кейсе. Для многих стартапов работа с банком в контуре акселератора дает возможность протестировать свой продукт с крупным игроком финтех-рынка.
При успешном тестировании заказчики пилотов запускают полноценные проекты по внедрению или масштабированию решений стартапов.
Какие проекты ищет ВТБ: сервисы для обслуживания клиентов, небанковские сервисы, решения для автоматизации внутренних процессов, HR-технологии, технологии для маркетинга и аналитики данных.
Какими стартапами гордятся
Из последних интересных пилотных проектов, о которых мы уже рассказали рынку, хотелось бы отметить два кейса.
- Масштабный пилот по апробации решения Voca-Tech. Это сервис, нацеленный на улучшение взаимодействия специалистов банка с клиентами, который мы протестировали в 28 отделениях. Voca-Tech с помощью специализированных аудиобейджей записывает консультации, с помощью технологий речевой аналитики переводит их в текстовый формат и выдает развернутую отчетность. Помощник отмечает зоны роста сотрудника, отклонения от стандартов обслуживания и так далее. Таким образом, решение помогает повышать уровень сервиса. По результатам пилота мы решили масштабировать эту технологию на всю розничную сеть банка.
- Еще один стартап, влияющий на эффективность клиентского сервиса, — речевой тренажер «Диалог симулятор». Технология помогает развивать навыки эффективного живого общения, выстраивать диалог за пределами стандартных скриптов, развивает умение сотрудников подстраиваться под речь собеседников. Решение позволило сократить время разговора в контакт-центре на 25—30 секунд. Тренажер уже внедрен в банке.
Также сейчас акселератор пилотирует новую технологию по обслуживанию клиентов банка на 13 иностранных языках. Интегрированный в умный планшет переводчик в режиме реального времени распознает речь и мгновенно переводит ее на язык клиента. По итогам пилота лингвистический сервис может получить масштабное применение во всей региональной сети банка.
Кто занимается стартапами
Я курирую направление по работе со стартапами. Основной фокус — на помощи командам в развитии продуктов, построении системы управления с ориентацией на клиента, внедрении инноваций, формировании культуры внутреннего предпринимательства и экспериментирования, а также повышении операционной эффективности бизнеса.
До работы во «ВкусВилле» я отвечала за запуск и внутрикорпоративные инкубационные и акселерационные программы в крупных компаниях. Мой опыт работы — более 7 лет в проектном управлении и направлении инноваций.
Во «ВкусВилле» — два основных направления работы с инновациями:
- развитие внутреннего предпринимательства;
- интеграция внешних проектов и продуктов для решения задач клиентов или сотрудников компании.
Как отбирают проекты
Во «ВкусВилле» есть инфраструктура, позволяющая любому сотруднику компании протестировать свою инициативу или взять на реализацию проект из бэклога. Лидеры таких проектов имеют доступ к образовательной программе, трекингу, работе с экспертами, налаженным фаст-треками с поддерживающими командами и инвестициям. Когда-то среди таких идей была задумка доставлять горячие блюда свежего приготовления, а сейчас это многим известный проект «Сгоряча», вышедший в прошлом году на миллиардный оборот.
Но необязательно быть сотрудником компании, чтобы запустить совместный проект со «ВкусВилл». Наша лаборатория инноваций работает как со внутренними, так и с внешними предпринимателями: мы тестируем различные технологические решения, научные разработки, интересные концепции и уникальные продукты для последующего масштабирования на всю сеть. Оставить своё предложение или ознакомиться с актуальными запросами можно на сайте. «ВкусВилл» принимает заявки от научных коллективов, университетских проектных команд и технологических стартапов.
Мы верим в потенциал российской предпринимательской среды и стремимся поддерживать молодые компании. Со «ВкусВиллом» выросли сотни отечественных производителей: от небольшой фабрики-кухни до промышленных масштабов. На своём опыте мы убедились в силе коллаборации и командной работы.
Сейчас наша задача — развивать инновации под запросы наших покупателей, например, изобрести арахисовые батончики для аллергиков, создать перерабатываемую экоупаковку готовых блюд, найти полезный фастфуд или внедрить автоматизированный инструмент контроля качества фруктов и овощей.
Подать можно любую идею: Лаборатория инноваций «ВкусВилла» не вводит никаких ограничений, но не каждый проект подойдет для итоговой реализации. Актуальные направления: IT-решения с опытом работы с Retail, а также FoodTech и HoReCa.
Какими стартапами гордятся
Из последних — совместно с технологическим стартапом Art Intelligence «ВкусВилл» запустил на своих дарксторах технологии искусственного интеллекта для распознавания дефектов фруктов и овощей.
Также мы гордимся работой с фудтех-стартапом Qummy, который готовит блюда для ресторанов и замораживает их по собственной технологии «Умный лед».
Кто занимается стартапами
Я возглавляю «Иннохаб» — подразделение «Росатома», работающее со стартапами.
«Иннохаб» вырос из проектного офиса Топливной компании Росатома «ТВЭЛ». В 2018 году у нас появился Отраслевой акселератор, в 2021-м он выделился в отдельную структуру. Сегодня «Иннохаб» отвечает за развитие инноваций в атомной отрасли: акселерацию стартапов, инвестиии в проекты ранних стадий, трекинг проектов новых бизнесов.
Как отбирают проекты
Процесс отбора стартапов варьируется в зависимости от типа акселератора (сейчас реализуются тематические Квантовый и Экологический акселераторы, а также Отраслевой акселератор 2.0 — для нужд предприятий атомной отрасли).
Основные критерии:
- Наличие команды (руководитель, технический специалист, маркетолог);
- Первичный анализ рынка с оценками наличия спроса на продукт;
- Наличие технологического решения не ниже TRL-3.
Проекты должны быть реалистичными и ориентированными на рынок. Для сбора и первичного скоринга проектов мы используем цифровую платформу «Маршрутизатор проектов».
«Иннохаб» рассматривает промышленные проекты для нужд предприятий Росатома, проекты в области экологии, квантовой тематики, а также в рамках ряда дорожных карт Правительства РФ. Поэтому инвестиционный фокус акселератора широкий. Мы ищем стартапы, работающие в таких сферах как:
- Квантовая тематика;
- Экология;
- Электродвижение;
- Станкостроение;
- ТЭК;
- Альтернативная энергетика;
- Металлургия;
- Химия;
- Аддитивные технологии;
- Цифровизация производств.
Какими стартапами гордятся
Компания гордится проектом проекционных пешеходных переходов, который вырос из акселератора. Разработка позволяет снизить аварийность на дорогах за счет использования проекций поверх привычных «зебр». Эти переходы сегодня установлены в более чем 30 населенных пунктах России — они обеспечивают низкий травматизм и обходятся дешевле в обслуживании, чем китайские аналоги.
Также успешным считаем квантовый акселератор, реализованный в рамках государственной дорожной карты. Три проекта-участника получили сертификат соответствия и близки к получению госфинансирования: «Платформа для реализации квантовых вычислений» (РТУ МИРЭА), «Магнонный интерконнект» (НИУ МЭИ) и «Компоненты для квантовых систем» (СПбГУ).
Отдельно отметим экологический акселератор. Он направлен на развитие экологии в российских регионах. Шесть проектов-участников получат финансирование еще до окончания программы: «Крафтовый цех устойчивого озеленения «ВозьмиСемечко», «Жизнь в стиле «Эко», «Чистые водоемы Приморья», «Габба с Камчатки. Экологическая аркада для Владивостока», «Безопасные лекарства», «ProTech — безотходная технология переработки рыбных и крабовых отходов».
Кто занимается стартапами
Вице-президент по стратегическому управлению в «Лаборатории Касперского» Илона Раппу работает в «Лаборатории Касперского» с 2009 года, начав карьеру в компании как руководитель отдела контроля качества в ИТ. У Илоны 20 лет опыта в стратегическом консалтинге, проектах по повышению операционной эффективности и выстраиванию проектных офисов различного уровня.
Илона решает задачи формирования стратегий развития по ключевым направлениям бизнеса компании с детализацией по приоритетным регионам и странам. Также она занимается поиском потенциальных компаний-партнеров для усиления портфеля «Лаборатории Касперского».
Как отбирают проекты
Мы в «Лаборатории Касперского» ищем стартапы как снаружи, так и внутри.
Любой сотрудник в компании может предложить идею нового продукта. Например, внутри компании родилась идея менеджера подписок, которая переросла в самостоятельный проект. Но чаще всего сотрудники предлагают коммерциализировать инструменты автоматизации работы нашего внутреннего департамента информационной безопасности.
Для поиска внешних стартапов мы ранее организовывали Startup Calls на различные тематики в отрасли кибербезопасности. Эти программы включали питч-сессии, на протяжении которых мы работали с проектом, и заканчивались демо-днем с участием наших топ-менеджеров. Сейчас мы перешли к точечному поиску компаний и команд в конкретных интересующих нас сегментах рынка. Например, в сетевой и облачной безопасности. Нам в целом интересен рынок информационной безопасности в широком смысле, и мы смотрим перспективные проекты, которые были бы комплементарны нашему рыночному предложению.
Важные критерии для нас, как для международной компании-разработчика решений в кибербезопасности, — это сильная техническая команда и vision продукта. Важно, чтобы технологии и архитектура проекта оказались совместимыми с «Лабораторией Касперского». Цели — усилить текущую продуктовую линейку, нарастить выручку благодаря выходу на рынок комплементарных продуктов.
Какими стартапами гордятся
Есть успешные проекты, которые прошли с нами путь от партнерства до инвестиций и интеграции нового продукта в наш портфель и систему продаж. Например, Ximi Lab, который разработал сильное решение в области защиты IT-контейнеров. Команда проекта вместе с core-командой разработки делает решения, которые уже сейчас продаются под брендом «Лаборатории Касперского».
Кто занимается стартапами
Для инвестиций в 2022 году создан венчурный фонд «Хайв» (дочернее общество ПАО «ВымпелКом»). В марте 2024 года 20% доли ООО «Хайв» приобрел дивизион «ТМС групп» Холдинга «Таграс». В настоящий момент в портфеле фонда 14 компаний.
ООО «ХАЙВ» руководит Николай Евченко, также выступающий директором по инновациям «Билайна». До этого он занимал ряд управленческих позиций по развитию бизнеса в компаниях из рекламного бизнеса, VC, телеком и образовательной индустрий.
Как отбирают проекты
Когда мы инвестируем в стартап, в первую очередь верим в команду и создателей проекта. Мы уверены, что эти люди способны создать нечто ценное. Конечно, у нас есть определенные условия и требования, которые мы обговариваем в договоре со стартапом. Они касаются защиты бизнеса и соответствуют общепринятым практикам на рынке. Но эти обязательства направлены не только на удовлетворение наших интересов, но и на обеспечение безопасности и устойчивости самого стартапа. Оценивая стартап, мы также обращаем внимание на его исторический путь, стратегию и цели.
В нашем бизнесе мы выделяем ключевые направления: рекламный бизнес, облачные технологии, кибербезопасность и корпоративные услуги. В этих областях мы уже достигли определенных успехов, имеем доходы и клиентов, использующих наши продукты. Здесь мы ищем стартапы, которые могут усилить свои позиции благодаря нашим существующим решениям.
Но мы дополнительно рассматриваем и проекты, которые не связаны с указанными выше отраслями, но близки нам по духу — в них мы можем вложиться не только финансами, но и нашими продуктами и возможностями.
Требования к стартапам в обоих случаях одинаковы. Успешный стартап должен демонстрировать двузначный рост в течение короткого периода времени (месяц или квартал) и кратный рост год к году. Нам особенно интересны стартапы с потенциалом для трансформации рынка и стремлением занять лидирующие позиции. Третий важный критерий —клиентоориентированность. Стартап должен понимать потребности клиентов и ставить их интересы на первое место, делать их жизнь проще и дешевле.
Мы смотрим в будущее с оптимизмом, поскольку инновации и стартапы создают то, что станет ценным, важным и интересным завтра.
Какими стартапами гордятся
Гордимся каждым портфельным стартапом. Позитивно, что у нас когда-то с каждым из фаундеров сложился свой «мэтч». Все чаще слышим обратный тезис, что фаундеры гордятся тем, что в них проинвесторвал «Хайв».
Среди проектов, которые получили инвестиции «Вымпелком», можно отметить платформу для корпоративного обучения Knomary, продуктами которой пользуются более 50 крупнейших российских компаний от 5000 сотрудников. Помимо этого, серьезных успехов добился стартап Voca-Tech — разработчик решений для цифрового управления качеством работы сотрудников. Несколько корпоративных клиентов Билайн уже внедрили продукты Voca-Tech в свои сервисы.
Тенденции в российской сфере стартапов
Мы поговорили с экспертами из индустрии, чтобы оценить текущее состояние венчурного рынка в России. Вот что они нам рассказали.
Владимир Фомченко, партнер практики сопровождения сделок консалтинговой компании НЭО.
«С 2022 г. сфера стартапов в России ориентирована на внутренний рынок и отечественные инвестиции. На фоне санкций и тренда на импортозамещение наблюдается интерес к PhysicalTech — стартапам, производящим инновационные материалы, лекарства, оборудование. В числе лидеров по объёму привлечённых инвестиций остаются также медицина, транспорт и образование.
В 2023 году укрепили позиции FinTech, FoodTech и E-commerce. В первом полугодии 2024 г. набирают популярность такие направления, как Healthcare и AssitiveTech — молодой и динамичный рынок товаров и сервисов для людей с ограниченными возможностями.
На фоне действующих ограничений экспорта большого капитала растёт количество потенциальных стратегических и финансовых инвесторов, чьи капиталы остаются внутри страны, что увеличивает вероятность выгодного выхода из инвестиций и, как следствие, привлекательность российского рынка для венчурных инвесторов.
Одним из главных факторов развития сегмента остается уровень ключевой ставки. С одной стороны, высокая ключевая ставка вынуждает стартапы активнее искать альтернативные банковскому кредитованию источники кратко- и среднесрочного финансирования, в том числе, путем реализации долей венчурным инвесторам. Вследствие чего можно прогнозировать, что наиболее активными по количеству сделок будут готовые вкладываться в стартапы на ранних стадиях частные инвесторы – так называемые бизнес-ангелы, а частные фонды станут лидерами по объему инвестиций. Продолжится развитие сегмента стартапов ранних стадий, несмотря на потенциальное сокращение объемов государственной поддержки (грантов, льгот, акселерационных программ) в связи с бюджетным дефицитом.
С другой стороны, на фоне высокой ключевой ставки инвесторам становится сложнее сделать выбор между менее рискованными, но уже достаточно привлекательными финансовыми инструментами (например, депозитами) и высоко рискованными вложениями в стартапы. Чем дольше сохраняется неопределенность вокруг дальнейших изменений ключевой ставки, тем сильнее будет волатильность на венчурном рынке в части объемов и количества сделок.»
Рената Джордж, управляющий партнёр IZBA VC
«Прожив более 10 лет в США, с уверенностью утверждаю, что у русскоговорящего человека нет проблем с тем, как хакнуть систему или создать инновациию, но над устойчивым развитием нашим предпринимателям всё ещё надо работать.
С другой стороны, российские корпорации научились не только внедрять внешние, но и создавать внутренние инновации. Поэтому российским стартапам приходится довольно сложно в конкуренции между собой и корпорациями.
Тем не менее, я вижу определенную нишу, где стартапы всё ещё обгоняют корпорации и являются для них привлекательным активом к покупке или партнёрству: это инновационные бизнес-модели, цепочки сбыта или клиентский сервис. Корпорациям долго, дорого и рискованно менять свои бизнес-процессы, поэтому мяч в этой игре всё ещё на поле стартапов. И главное, что инвесторы таких стартапов не теряют надежду на достойный выход.»
Авторы материала: Лариса Ступина, Григорий Щеглов, Светланы Зыкова.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как открыть пункт выдачи заказов»
- 1 16 тестов, которые позволят оценить лидерские качества В 82% случаев управленческие должности достаются не тем кандидатам 27 декабря 18:50
- 2 Астровечеринка в честь двенадцатилетия RB.RU: как это было День рождения получился по-настоящему теплым 14 ноября 17:41
- 3 12 лет RB.RU: поздравления бизнес-сообщества Теплые слова и пожелания 12 ноября 14:00
- 4 12 лет RB.RU: как это было Вспоминаем главные этапы жизни RB.RU в преддверии дня рождения издания 11 ноября 15:50