Top.Mail.Ru
Новости

День с инвестором: Владислав Солодкий, Life.SREDA

Новости
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова
День с инвестором: Владислав Солодкий, Life.SREDA

В рамках рубрики «День с инвестором» RusBase пообщался с Владиславом Солодким — CEO и управляющим партнером венчурного фонда Life.SREDA. FinTech-фонд «Лайф.СРЕДА» создан полтора года назад, а 2 месяца назад совершил первый экзит — американский мобильный банк Simple.com был продан испанской финансовой группе BBVA.

Как проходит день инвестора, о привычке рано вставать, любви к мохито в «Стрелке» и современному балету — в интервью на RusBase.

Расскажите, как начинается ваш рабочий день?

Я по натуре жаворонок. Просыпаюсь рано и легко — в 06:30—07:00. В 08:00 я, как правило, уже на работе — люблю быть первым, люблю пустые дороги, неспешно начинать день — так, как хочешь ты, а не так, как он начался без тебя. Дома я не завтракаю.

Первый час уходит на чтение бизнес-СМИ (slon.ru, kommersant.ru, vedomosti.ru, forbes.ru, sostav.ru, rbcdaily.ru, rusbase.vc, inc.com, fastcompany.com, techcrunch.com) и почты. Пью кофе. Потом еще час — ставлю задачи сотрудникам.

Когда, где и с кем обычно проходят встречи?

В 10:00 обычно начинается первая встреча. После нее моя помощница Мария (живое воплощение Донны из Suits) кормит меня овсяной кашей (я не привередлив, мне не надоедает, плюс это быстро). Встречи длятся до 17:00—18:00 где-то. Треть — с сотрудниками. Треть — по текущим проектам. Треть — встречи или skype-конференции с новыми проектами. Иногда забываю пообедать, но Мария следит за этим. Ем тоже практически одно и то же каждый день: я отношусь к еде как к просто топливу.

Два раза в неделю встречаюсь с акционером и партнерами по Финансовой Группе ЛАЙФ на Петровке — в зависимости от интересности темы встречи и динамики разговора это удлиняет день еще на 2-4 часа. Люблю заскочить рядом в кафе при бутике КМ20 до или после нее — там всегда интересно, вкусно и недорого. Раз в квартал с СЕО Группы готовим СтратСессию Группы и Послание – раньше полуночи встречи редко заканчиваются.

Офис или работа на дому?

Работать предпочитаю только в офисе. Иногда находит вдохновение в выходные — не могу сидеть дома — приезжаю в офис. Не люблю рабочих встреч в кафе и ресторанах.

Люблю встречаться и знакомиться с новыми людьми и профессионалами из других областей (художниками, модельерами, журналистами, рестораторами, да кем угодно) — очень полезно не вариться постоянно в собственном котле, а разминать мозг свежим кислородом.

Какие конференции и мероприятия вы обязательно посещаете?

По работе обязательно посещаю все Finovate’ы (Лондон в феврале, Сан-Хосе в апреле, Нью-Йорк в сентябре): Лайф.СРЕДА является спонсором этих Fintech-конференций. А еще «Деньги будущего» в октябре в Москве и Money2020 в ноябре в Лас-Вегасе. Пару раз в год езжу на 4-5 дней по регионам России. Много летаю. Люблю ощущение нетерпеливого ожидания перед вылетом, разнообразных людей в аэропортах, алкогольно-книжно-киношный процесс полета.  

Раз-два в месяц выступаю на каких-нибудь конференциях в Москве — приглашают часто, но не на все приглашения отзываюсь — тогда вся работа будет состоять из выступлений. А у меня все-таки другой бизнес.

С партнером Александром Ивановым (слева)

Сколько времени проводите в социальных сетях?

Раньше много времени уделял социальным сетям. Помню, как завел жж — вышел журнал Newsweek с обложкой «Блог тебя храни» (или что-то такое). И тут я завел блог. Ведение блога — хорошая тренировка: ты учишься высказывать своё мнение, говорить более четко и разными словами (а не просто «мне понравилось»), держать удар против негативных комментариев. Из блогов (особенно из жж, пока он был популярен и я его вел) у меня очень много друзей. Их вообще всех можно поделить на «из Питера» и «из блогов». Раньше активно вел все подряд — потом только Facebook и Instagram — теперь пощу не так часто, как раньше, а времени просматривать ленту друзей практически нет. Сейчас просмотр соцсетей связан больше с работой, чем с самим собой.

Как заканчивается ваш обычный день?

В целом, после 10-часового рабочего дня я обычно уже не особо эффективен — и предпочитаю поехать погулять в парк или сходить в кино. Но получается не всегда. Ужинаю, как правило, после 21:00, дома. Перед сном — бокал вина и новая серия какого-нибудь сериала.

Сериала? А какие сериалы вы предпочитаете?

Начну с того, что я не смотрю ТВ. Вообще. Уже несколько лет. У меня даже телевизора нет. Зато я смотрю много сериалов.

Советую для развития предпринимательских и управленческих качеств: Mad Man, House of cards, Boss, Boardwalk Empire, Deadwood, How to make it in America, Suits, The Kennedys, Absolute Power, West Wing.

Просто приятно посмотреть: Californication, House of lies, Sons of Anarchy, Magic City, Peacky Blinders, Good wife, Hotel Babylon, Playboy Club.

В основном смотрю их перед сном или в самолетах. Как-то раз пытался разделить количество часов, сколько суммарно идут эти сериалы, и количество прошедших дней: что-то математика не бьется: когда я успеваю спать?

Не понимаю, почему в Америке могут снимать сериалы «на грани большого кино», а в России лабают «Каменскую» и прочую ересь. Не представляю, чтобы американцы сидели, как и мы, и искали на торрентах: «А уже вышла новая серия «Глухаря»? А в каком переводе? Пока только онлайн-просмотр?». Все мои знакомые телевизионщики говорят: «Так у нас общество такое тупое — вот мы и скармливаем ему отбросы». Но, мне кажется, что тут ситуацию можно попытаться изменить: если целый день везде показывать умный контент — то, может, зритель поумнеет? «Форма определяет содержание», «бытие определяет сознание», «окружение влияет на человека»? Только тут вскроется другая опасность: поумневшее общество перестанет «ходить строем», выбирать одну партию, показывать явку в 146%, начнет задавать вопросы, сомневаться, требовать альтернативы и перемен. Не думаю, что сейчас кому-то дадут сделать такой эксперимент — ура-патриотизм, «няш-мяш, Крым наш», понеслась!

Как ещё проводите свободное время?

Из театров предпочитаю «Практику». Из любимого — «Это тоже я» и «Кеды». Очень люблю современный балет, из последнего: «Инфра» МакГрегора в Мариинке и «Equus» в Центре Мейерхольда. Нравятся все балеты Форсайта.

Из кинотеатров — «Пионер». Люблю его за отличный репертуар (я вырос на серии «Кино без границ» — видимо, это сказалось), фильмы на исходном языке, приятную публику, отсутствие поп-корна. Не могу смотреть кино не в кинотеатре. Не пересматриваю старые фильмы — да и вообще не люблю возвращаться в прошлое.

Из парков — Парк Горького. Я не очень комфортно себя чувствую на природе, но такой урбанизированный её вид мне нравится. Я рад тому, каким его сделали, вообще люблю проекты, которые меняют людей и делают жизнь чуть лучше. Мне нравится, что Капкову когда-то удалось достичь критической массы клевых людей, проектов, дизайна — и теперь каждый, когда попадает туда, меняется сам в лучшую сторону.

Из музеев — «Гараж». Честно, не очень понимаю 99% его выставок (хотя современное искусство люблю — недавно объездил всю Данию, там практически в каждом городе есть интересный музей современного искусства), но хожу: это как фитнес чувства прекрасного, стараюсь прокачать его.

Среди баров — «Стрелка». Вообще в кафе хожу только по выходным – обожаю завтраки и летние террасы. Обожаю кофе — особенно в Oz и в Double B (аналог Blue Bottle Caffee из Сан-Франциско). По клубам раньше тусовался очень и очень много — теперь вообще не хожу: переел, надоело.

Стригусь в Chop-Chop. Клёвые парни — из необходимости стричься сделали настоящий мужской клуб, который я лично для себя воспринимаю как развлечение.

А что расскажете про книги?

Очень люблю читать, хотя сейчас читаю все меньше: не из-за недостатка времени, а из-за недостатка рекомендаций.

Любимые книги по бизнесу, которые повлияли на меня: Тони Шей «Доставляя счастье: от нуля до миллиарда», Ричард Брэнсон «Теряя невинность», Говард Шульц «Влейте в неё свое сердце. Как чашка за чашкой строились Starbuсks», Джефф Джарвис «Что сделал бы Google?», Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстралле «Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм в удовольствие», Стивен Левитт и Стивен Дабнер «Суперфрикономика», У.Чан Ким и Рене Моборн «Стратегия голубого океана», Малькольм Гладуэлл «Переломный момент» и «Давид и Голиаф», Джулиан Биркиншоу и Стюарт Крейнер «Команда победителей. Лидерство в стиле Свена-Йорана Эрикссона», Клейтон Кристенсен «Дилемма инноватора», Анита Эльбарз «Блокбастеры», Блейк Майкоски «Оставь свой след».

Расскажите про отдых и путешествия.

Я не люблю отдыхать — как правило, отпуск связан с тем, что: либо я уже совсем выдохся на работе, либо моя девушка или мой сын говорят мне «Пора!». Даже если отдыхаю, всё равно совмещаю посещение новых стран с работой — ищу там какие-то фишки или идеи, организовываю встречи, или посещаю компании, которые хотел посетить. Оптимальный отдых для меня — 3-4 дня, ну, неделю. Максимум, после которого я начинаю сходить с ума: 12 дней.

Обожаю всякие большие города, дышащие новыми идеями: Нью-Йорк (районы Williamsburg и Chelsea Market), Лондон (Shoreditch), Пекин (№798), Шанхай (m50), Портленд (Pearl District), Сан-Франциско, Копенгаген, Стокгольм, Сингапур… Очень интересно, что получится у Тони Шея с его Downtown Project в Лас-Вегасе! Больше всех люблю Америку и Китай. Потрясающие по своей энергетике страны: жадные до новых технологий, идей, людей. Реально — великие страны. Страны, развивающие мир, меняющие его. Современная Россия, на мой взгляд, всё больше становится похожа на современные Египет или Грецию: некогда это были великие страны, но сегодняшний народ и его эпические предки имеют между собой мало общего. Просто нас ещё мучают фантомные боли, а их уже нет.

Для «лечения души» всегда выбираю Питер — я там прожил 6 прекрасных лет — и там мне всегда хорошо и спокойно. «В любой непонятной ситуации — поезжай в Петербург» — это про меня.

Сколько времени удаётся проводить с сыном?

Сыну Николаю 6 лет. Я — папа выходного дня — поэтому все мои выходные я провожу с сыном. Я считаю, что важно не то, сколько времени ты проводишь с человеком (любым), а как ты его проводишь. Каждые субботу и воскресенье мы идем на бокс (в будни он занимается плаванием) — он самый маленький в боксерском клубе «Октябрь», его там все знают и здороваются, он обожает своего тренера Артема. Потом катаемся на великах в Парке Горького или Серебряном Бору, в воскресенье у него арт-терапия в Гараже, иногда заходим на новую выставку туда же или в МОМА (очень понравился недавно мультимедийный Ван Гог), в театр (сейчас в «Практике» часто делают премьеры клёвых детских спектаклей), идем в кино на новый мультфильм или кино, раз в месяц-два заезжаем в Экспериментариум. В машине он постоянно слушает детские энциклопедии «Чевостик» — я рад, что он очень любознательный, но под вечер я уже начинаю сам сходить с ума от бесконечных фактов, изобретений и смеха Дяди Кузи. Любим вместе путешествовать: Диснейленд в Париже и Гонконге, Китай… — он в своём возрасте был в большем количестве стран, чем я за всю жизнь. Он постоянно тусуется с моими друзьями или их взрослыми детьми — я считаю, что это полезно: тянуться за более умными и продвинутыми.

В целом, я абсолютно не хочу, чтобы он был похож на меня или ещё кого-то, был известным лидером или успешным предпринимателем. Пусть будет, кем хочет, — он мне ничего не должен.

Сын Николай

Как вы смотрите на банковский сектор в России?

Вообще, чтобы начались перемены — тебе должно стать плохо. Очень тяжело становиться еще лучше, когда тебе и так хорошо. Поэтому, я считаю, что сейчас две основные беды России — не дураки и дороги, а нефть и газ. Пока они есть — бюджет и так наполняется, откаты пилятся, жизнь идет. Зачем развивать технологии, образование, поддерживать малое и среднее предпринимательство? «На наш век хватит».

Похожую ситуацию я вижу в банковском секторе. Зачем думать об инновациях, если можно пользоваться финансовой и технологической безграмотностью населения и впаривать ему кредиты под ломовую ставку? Меня часто приглашают выступить на банковских конференциях — большинство докладов выступающих строятся по сценарию: акционеры нам спустили задачу нарубить столько-то бабла, потом мы спросили у ЦБ, как они разрешат нам это сделать, потом мы скормили клиентам то, что не нарушит нормативов ЦБ и удовлетворит по доходности акционеров. В Америке сценарий обратный: мы увидели у клиента насущную потребность, потом уговорили акционеров вложиться в ее удовлетворение, потом пришли к госрегулятору, чтобы он изменил нормативы под изменившуюся реальность, потом мы получили много удовлетворенных и счастливых клиентов, и только потом — прибыль. Иногда даже, как получить прибыль, понятно не сразу — и это придумывают после, — но понимают, что точно придумают, так как главное, чтобы клиент был счастлив, а деньги точно будут.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Привлекать инвестиции в стартап всегда сложнее и дольше, чем кажется. Готовьтесь к этому
  2. 2 «Мы продаём не квартиры, а Калининград»: как создать успешный сервис посуточной аренды
  3. 3 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  4. 4 «Монополизация ИИ и дипфейки куда опаснее восстания машин»: что делать, чтобы прогресс не обернулся против человека
  5. 5 «На франшизе KFC я смог бы заработать даже больше»: почему основатель «БлинБери» выбрал блины

ВОЗМОЖНОСТИ

10 мая 2024

13 мая 2024