Юристы собрали статистику обмана в интернете
Россияне чаще всего попадаются на уловки интернет-мошенников при покупке мобильников, одежды, обуви и автомобильных шин. К таким выводам пришел юридический онлайн-сервис «Правовед.ru», проанализировав более 2,3 тысячи вопросов граждан юристам за период с 1 июня 2014 года по 1 июня 2015 года по поводу мошенничества в соцсетях и интернет-магазинах.
Самый популярный вопрос в этой сфере — «Куда обращаться, если стал жертвой мошенников?», его задали в 61% случаев. В соцсетях и онлайн-магазинах обманывают одинаково часто, но в разных товарных категориях. В первом случае нужно быть осторожнее при покупке одежды и обуви, во втором — при покупке мобильных телефонов.
Мошенники из соцсетей чаще всего поджидают при продаже товаров (63% жалоб), не высылая покупки после оплаты. На обманные конкурсы купились 12% опрошенных (так и не получив призов в обмен на фотки и репосты), 5% стали жертвами Forex. В «Правовед.ru» подсчитали, что в среднем от встречи с мошенником в соцсетях жертва теряет 15 тысяч рублей.
Средний ущерб от мошенничества интернет-магазинов юристы сервиса оценили в 18 тысяч рублей. 43% пострадавших не получили уже оплаченный смартфон, 27% остались без купленной обуви и одежды, 14% — без автомобильных колес и покрышек, 8% — без онлайн-тренингов, 6% — без курсовой или дипломной работы.
Почему люди до сих готовы платить за товары и услуги до их получения? Чаще всего причина заключается в слишком уж привлекательной цене. Некоторые интернет-магазины предлагают товары за половину их рыночной стоимости. Но вместо того, чтобы насторожиться и оплатить товар при получении, некоторые граждане спешат переводить деньги мошенникам.
Кроме того, граждане консультируются с юристами по поводу действий сотовых операторов. 40% граждан интересуются, законно ли предоставление номера абонента другим лицам.
В соответствии со статьей 3 федерального закона «О персональных данных» номер телефона гражданина относится к персональным данным. Поэтому разглашение номера сотовым оператором без согласия владельца противозаконно. Однако по своему опыту работы в правоохранительных органах могу сказать, что мошенники обычно узнают номера жертв не из баз операторов. Торговые сети предлагают оформить скидочные карты, предоставив информацию о себе. Получить информацию из такой базы намного проще, иногда к ней имеет доступ обычный продавец.
25% людей жалуются на то, что сотовый оператор списывает денежные средства за услуги без учета баланса, из-за чего он уходит в минус. Также юристов спрашивают, как подать в суд на сотового оператора — 15% от всех запросов по теме мошенничества сотовых операторов. Пользователи жалуются на плохую связь, на блокировку сим-карты, на использование паспортных данных, на подключение услуг без ведома абонента.
Нужно не только бороться с мошенничеством, но и просвещать граждан со школьной скамьи и до пенсии. Государство уже внесло изменения в закон «О национальной платежной системе» — теперь единоразовый платеж через электронные кошельки без идентификации плательщика не может превышать 15 тысяч рублей. Это ограничение уменьшает возможный ущерб от мошенников.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Сервис кикшеринга «МТС Юрент» запустил аренду павербанков
- 2 RB.RU собирает заявки для добавления на интерактивную карту индустрии GamingTech
- 3 Суд утвердил мировое соглашение по делу о корпоративных правах «Азбуки Вкуса»
- 4 Alphabet выплатит первые в истории дивиденды
- 5 Telegram добавил раздел «Мой профиль», бессрочную трансляцию геопозиции и фото при пересылке сообщений