Комьюнити — это естественное продолжение любого успешного проекта, а также способ пиара в условиях ограниченного бюджета. Сооснователь проекта Trip Secrets Ася Репрева делится опытом и рассказывает, как наладить общение с людьми так, чтобы они были готовы продвигать ваш проект за идею.
Чтобы создать комьюнити, которое готово вместе с нами продвигать проект и разделять его ценности, нам понадобилось полтора года. Это была работа smm, pr и комьюнити менеджеров, а также модератора, организатора мероприятий, специалиста по работе с партнерами и старшего вожатого.
5 плюсов, которые нам дало комьюнити
Людям свойственно объединяться для решения проблем, особенно в том, что касается путешествий. Подобных проектов в сети сейчас множество, поэтому нам было важно чем-то от них отличиться. Мы сделали ставку на комьюнити и получили гораздо больше, чем ожидали.
1. Самогенерируемый контент
Сайт с самонаполняемым контентом — единственная модель, при которой журнал не тратит на редакцию миллионные бюджеты и при этом создается максимальный контакт с читателями. Сейчас в день у нас выходит не менее 5 материалов, из них редакционных текстов — не более 50%, другую часть пишет «народная редакция». Конечно, так было не сразу, процесс активно пошел спустя примерно полгода работы.
Как это работает?
Периодически мы публично спрашиваем, кому интересно публиковаться, и собираем базу желающих из тех, кто хочет делиться своими историями, писать обзоры и инструкции. Между добровольцами распределяются темы (кто-то предлагает их сам), далее – каждый сам себе назначает дедлайны и отмечает их в табличке. Все держится на простой фразе: «пообещал — сделай».
2. Пиар без бюджета
Когда у нас появляется рекламный спецпроект, то первым постом мы рассказываем о том, что планируем запустить и подогреваем интерес, а следующим уже анонсируем сделанное.
Когда мы делаем ежегодный фестиваль Trip Secrets Fest, к посту-анонсу в соцсетях сразу же прикрепляем ссылку на пресс-релиз и форму аккредитации для журналистов. Тогда люди осознают, какую конкретную пользу они смогут принести проекту своим репостом.
Важно: никогда не просите и не выклянчивайте репосты. Это обесценивает вашу работу. Аргументируйте важность, создавайте ценность и решайте конкретные проблемы окружающих так, чтобы они сами хотели этим поделиться.
3. Трафик
За счет того, что мы делаем интервью с личностями, которые известны в нашем комьюнити, материалы хорошо читаются и расходятся в социальных сетях. Помимо этого, мы иногда готовим статьи с мнениями наших активных читателей. Им приятно — они делятся этим со своими знакомыми, а друзья заходят к нам на сайт.
Подобная механика помогла нам в марте этого года за месяц увеличить трафик в 3 раза.
4. Тестировщики и толковые критики
Друзья и знакомые предвзято относятся к нашиму проекту из-за симпатии, поэтому перед важным релизом или изменением мы пишем тем, кто к нам максимально лоялен. Просим у них критичного взгляда на продукт и советов насчет того, что можно было бы изменить.
5. Ресурсы
Когда у нас не хватает специалистов, нужных проектов или партнеров, мы в первую очередь задействуем не личные знакомства, а паблики нашего проекта. Как показала практика, читатели достают из-под земли то, что нам нужно, так как хорошо знают нашу идеологию и понимают цель. Сейчас мы ищем покупателя, чтобы продать большую часть проекта, и комьюнити нам активно помогает, распространяя информацию среди заинтересованных людей.
Совет: максимально точно формулируйте то, что хотите получить от вашей аудитории, тогда не придется разбирать кучу ненужной информации, которую вам заботливо скинут пользователи.
12 шагов по формированию идеального комьюнити
Задача: объединить активных пользователей вокруг той боли, которую решает ваш бизнес и бороться с этой проблемой вместе, сделать пользователей полноценными участниками процесса, оставив финальное принятие решения за собой. При этом аудитория должна понимать, какая конкретная выгода будет у нее от общения с вами.
Главное ощущение, которое должно появиться у людей, если вы взялись создавать комьюнити: проект общий, они могут на него влиять и могут расти вместе с ним. А создатели здесь не более, чем опытные модераторы, которым можно доверять.
1. Разработайте дорожную карту
Проанализируйте, какая аудитория вам нужна, и кто у вас уже есть, а после разработайте два плана:
- Общий — для ваших соцсетей и других каналов. Пропишите в календаре действия, которые вы будете проделывать регулярно. Подобная стратегия может перекликаться с той, что разрабатывал smm-специалист.
- Индивидуальный — где будет прописан алгоритм действий для каждого человека, которого нужно строго придерживаться. Например: личное сообщение/приветствие → приглашение его в комментарии и дискуссии → приглашение в закрытый чатик → на закрытую встречу → знакомство читателей с его историей на страницах журнала → приглашение в организационный состав офлайнового мероприятия и так далее.
Здорово, если вы построите систему так, чтобы точно отслеживать количество людей на каждой «ступени», и пропишете, сколько времени человек должен находиться на каждом уровне.
2. Персонализируйте и знакомьтесь
Когда я вижу особо активных участников в комментариях, то пишу им личное сообщение (не чурайтесь добавлять активных пользователей в друзья), где представляюсь, рассказываю коротко о нашем проекте, о том, чем мы можем быть полезны друг другу, и интересуюсь сферой деятельности самого человека. В итоге получаю много интересных знакомств.
Люди с удовольствием поддерживают наши начинания, становятся «адвокатами» нашего бренда и не раз заступались за нас, когда мы только начинали монетизироваться и размещать рекламные статьи, что было непривычно для читателей.
У большинства членов комьюнити со временем появляется своя роль: кто-то любит делиться вашими постами, другой — критиковать, третий — накидывать идеи и дополнять. Подобное важно поощрять (как минимум благодарственным комментарием) и обозначать, что человек услышан и его действия оказались полезны.
3. Привлекайте лидеров мнений
Как среди профессиональной тусовки, так и среди путешественников, я всегда искала лидеров.
- Сейчас у нас сформирована таблица из 200 путешественников с их блогами и личными страницами, с пометкой, на каких странах они специализируются, где они были в последнее время, куда собираются, а также какие-то замечания об их характере и предпочтениях.
- Такая же табличка собрана по профессиональной аудитории в travel и IT (мы часто обсуждаем новые приложения и сайты для путешественников).
Совет: есть люди, по которым сходу не скажешь, что они «авторитетны», так как изначально больше известны в ЖЖ или инстаграме. Приглашение их в комментарии как раз помогало нам привлекать новую аудиторию с других площадок, куда мы были не готовы выходить.
4. Вовлекайте в процесс
Рассказывайте, что планируете сделать и почему, давайте возможность участвовать в процессе. Например, у нас не всегда хватает рук для создания контента и мы бросили клич, предложив всем желающим помочь нам с переводом. А когда организовывали наш первый фестиваль в 2015 году, предложили поддержать нас и помочь с монтажем. Безусловно, и то, и другое — работа, которая делается за деньги. Другое дело, что именно из-за общего настроения проекта и компании людям было в кайф потратить на это время.
Совет: благодарите за то, что люди пошли за вашей идеей и потратили ценнейший ресурс — время.
5. Создавайте закрытые чатики
Важно, чтобы было ощущение доступа к закрытой эксклюзивной информации у избранной группы людей. В нашем случае это канал в Телеграмм, куда мы постим в несколько раз больше выгодных предложений для путешественников, чем есть на сайте.
6. Инициируйте дискуссии
Например, по четвергам и воскресеньям у нас в сообществах завязывается дискуссия (тему предлагает основатель проекта, и в ней заранее озвучено два противоположных мнения). Помимо этого, когда есть новость или материал с другого сайта, достойный обсуждения, мы публикуем и его вне графика.
Сложно лавировать между множеством разных мнений, но в этой «жаре» и есть вся суть. Банить нужно только неадекватных, когда ситуация складывается так, что некомфортно большинству (вашему ядру). Причем делать это надо безжалостно, потому что очень важно сохранить микроклимат. Но, с другой стороны, это отличная ситуация для объединения участников. Это работает как тимбилдинг в онлайне.
Совет: важно, чтобы лидер вашего комьюнити, организатор беседы имел собственное мнение и не менял его в зависимости от ситуации.
7. Поддерживайте начинающих
На нашем сайте мы информационно поддерживаем travel-проекты: путешественников, экспедиции, социальные и образовательные проекты. Консультируем и рассказываем, как лучше подготовить публикацию, как сделать медиапроект из своего путешествия и найти спонсоров/партнеров, помогаем тем, кто собирает деньги на Бумстартере, знакомим с журналистами.
Со временем образовался пул проектов, которые стали такими же лидерами мнений для своей аудитории и уже транслируют не только свои, но и наши ценности.
8. Распространяйте логотип
Сделайте лидеров мнений вашего сообщества носителями вашего логотипа. Наш мозг постоянно ищет «своих», и этим можно пользоваться.
Для брендирования выбирайте то, что будет присутствовать в жизни вашего пользователя наиболее часто. Например, своей аудитории (назовем ее digital nomads), которая вечно таскает с собой ноутбуки, мы дарим наклейки.
9. Встречайтесь с самыми активными пользователями
Речь о небольших закрытых встречах, на которых проходят дискуссии и обсуждения: что нужно людям от вашего продукта, какие проблемы вы могли бы решить. Ну, и разговоры «за жизнь», конечно, тоже нужны. Подобное можно провернуть, разослав всем опросник, но тогда не будет возможности провести глубинное интервью и задать сто тысяч «почему» и докопаться до всех реальных причин.
Приглашайте не более 15 участников, чтобы создавалась рабочая атмосфера, а иначе получится не дискуссия, а бестолковые монологи и выступления.
10. Организуйте регулярные офлайн сходки
Они могут быть большим или маленьким — это неважно. Важно систематически налаживать контакт с людьми в реальной жизни! Никогда ничего на таких встречах не продавайте — если понравитесь, то они сами проголосуют за вас рублем и купят ваш продукт.
Продумывайте и рассчитывайте все организационные моменты до мелочей. Во время мероприятий начинайте общаться еще до его старта: пусть основатель или комьюнити-менеджер приветствует всех гостей, общается и старается запомнить тех, кто пришел не первый раз (с такими людьми здорово побеседовать лично).
Мы для таких целей придумали еженедельный бесплатный лекторий про путешествия и travel-сервисы.
Совет: обязательно приглашайте хорошего фотографа, а выложенные снимки брендируйте логотипом.
11. Создайте флагманское событие
Оно необходимо, чтобы в определенный день (который все будут заранее ожидать) люди могли встретиться, почувствовать единение, поделиться опытом и получить эксклюзивные для них услуги.
В этом году мы организовали самый большой в России фестиваль про путешествия и самообразование: Trip Secrets Fest. Он прошел в Музеоне и собрал более 35 тысяч человек.
12. Выступайте на дружественных мероприятиях
На выступлении позаботьтесь о том, чтобы отличаться от остальных. Например, подарите полезный сувенир за оригинальный вопрос из зала или наденьте яркую брендированную футболку.
Главное, что надо знать о комьюнити
Материалы по теме:
Путешествия в отели без связи и электричества набирают популярность
Путевые заметки отельного маркетолога: что не так с российскими курортами?
Как спать в аэропорту – 15 советов
У travel-стартапов есть шанс попасть в акселератор во Франции
Как мы перекроили отдел продаж и сократили число недовольных клиентов на 60%
Жизнь на борту самого большого круизного лайнера в мире
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть кофейню»
- 1 Вступило в силу соглашение о признании виз между Россией и Белоруссией
- 2 Объем авиаперевозок российских компаний вырос на 5%
- 3 El Al приостановила авиарейсы в Москву до конца марта 2025 года
- 4 Правительственная комиссия согласовала введение невозвратных тарифов в отелях
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025