В связи с последними событиями российские предприниматели уже столкнулись с рядом ограничений. Периодически возникают проблемы с платежами, ограничены соцсети, ставшие важным каналом коммуникации с потребителями, и т.п. В это же время американские логистические компании FedEx, UPS и DHL объявили о приостановке поставок в Россию, в Беларусь и на Украину.
Насколько ощутимы будут последствия этого для российских потребителей, рассуждает Евгений Колесников — сооснователь и директор российского подразделения Via.Delivery.
Чем опасна потеря международных логистических партнёров
Доля этих компаний на российском рынке в сегменте B2C невелика, по сравнению с объемами доставки из Китая и Средней Азии. С сектором B2B ситуация сложнее в силу введенных санкций на высокотехнологичное оборудование и запчасти к нему. Здесь последствия будут ощутимы.
Последствия сложившейся ситуации заметны уже сейчас. По данным Via.Delivery, основной показатель для логистической компании ‒ количество заказов ‒ снизился за период с 24 февраля примерно на 12%. Это связано с тем, что падают обороты онлайн-торговли, так как население стремиться сохранить сбережения.
В некоторых сегментах есть рост, в том, что люди закупают впрок: продукты питания, оргтехника и бытовая техника, фармацевтика, БАДы, расходные автозапчасти.
Ряд принятых санкций против РФ продолжают вносить много неопределенности, усложняя логистику: закрыто воздушное пространство ЕС, а также введен запрет на использование самолетов европейских производителей, что грозит банкротством некоторых авиаперевозчиков.
Крупные морские грузоперевозчики, среди которых Maersk, Mediterranean Shipping Company, Ocean Network Express и др.) заявляют о приостановке доставки грузов в РФ. Крупнейшие порты Европы (Гамбург, Роттердам и Антверпен) отказали в обработке и хранении товаров, прибывающих или отправляемых из и в Россию.
Развивается логистический кризис и с уверенностью прогнозировать можно только удорожание услуг, увеличение сроков доставки. Налаживание новых транспортных линий, восстановление доставок ‒ это не быстрый процесс.
Межстрановая, межконтинентальная логистика ‒ масштабный проект, требующий наиболее точного расчета рисков, что пока невозможно. Точные сроки преодоления сложившейся ситуации обозначить сложно, делать прогнозы в нынешней хаотично меняющейся ситуации тщетно.
Как ведёт себя российский рынок сегодня
Ситуация стремительно меняется. Некоторые зарубежные компании приостановили работу в РФ, временно закрываются магазины, ритейлеры отказываются от доставки заказов в нашу страну.
Уход и приостановка деятельности таких крупных игроков в значительно степени повлияет на сферу eCommerce и, следовательно, на работу логистических компаний.
Ставка на краткосрочные цели
Март будет крайне сложным для всей экономики и eCommerce, в частности: традиционного роста отправлений, связанного с весенними праздниками и выходом из «новогоднего застоя» не происходит.
Если сравнивать с показателями прошлого года, то рост выручки значительно замедлился (с 17.02.2021 по 2.03.2021 — рост составил 34%, а за тот же период 2022 года — 11%), по собранным Via.Delivery данным. Пока очевидно, что снижается покупательская способность населения.
На данный момент бизнес ожидает изменения обстановки, принимаются ситуативные решения, позволяющие держаться на плаву.
Что можно сделать
В ситуации нарастающего логистического кризиса важно не принимать скоропалительных решений, продиктованных стрессовой ситуацией. Любой переломный момент ‒ это всегда возможность роста, с уходом американских и европейских компаний многие ниши освободятся. Любому бизнесу необходимо адаптироваться к новым условиям, что потребует некоторого времени и усилий.
Сама по себе проблема доставки посылок из-за рубежа не нова: сложности здесь возникли еще в 2014 году и были связаны с ужесточением порядка оформления ввозимых в РФ товаров. С тех пор работа ведется через посредников, существуют и имеют определенный оборот новые связи.
Минимизировать последствия сложившейся сейчас ситуации поможет поиск альтернативных направлений и маршрутов; других посредников и партнеров из стран, не вводящих санкции против РФ. Скорее всего, появятся новые игроки на рынке.
Морские маршруты транспортировки грузов уже перенаправляются через порты средиземноморья Турции и Греции. Поставки грузов из Китая и Азиатского региона могут осуществляться по «шелковому пути», то есть железнодорожным и автотранспортом, ожидается увеличение объемов таких перевозок.
На внутреннем рынке важно оказать поддержку пользователям, в частности, интернет-магазинам, поэтому для них операторы доставки постараются снизить цены, чтобы стимулировать спрос. А также определенной мерой поддержки будет снижение клиентам процента выплат за эквайринг.
Так или иначе,стратегические решения будут приниматься ближе к лету. Тогда, скорее всего, на рынке появятся новые игроки, будут протестированы новые методы взаимодействия и налажена коммуникация. Появившиеся каналы покроют потребности рынка, который также уменьшится.
Фото на обложке: Shutterstock / Gorodenkoff
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Кейсы предпринимателей: как справиться с вызовами»
- 1 «Руссофт» озвучил главные IT-тренды 2025 года: новые инвест-инструменты, аккуратность с ИИ и популярность облаков
- 2 Ущерб «Роснано» от недобросовестных финансовых операций оценили в 200 млрд рублей
- 3 Новый год, новые авто: что ждет автомобильный рынок России в 2025 году
- 4 МТС заместит иностранные сервисы для командной работы
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025